Особенности профессионально-педагогической деятельности преподавателя


Орынбаев Бахтияр Комекович
преподаватель математики и экономики
Екибастузский колледж инженерно-технического института имени академика Сатпаева

Психологические особенности уровня развития профессионально-педагогической направленности личности преподавателя определяется по четырем параметрам. За каждым параметром стоит определенный, преобладающий в работе того или иного преподавателя, функциональный вид педагогической деятельности с соответствующими ему устойчиво доминирующими потребностями, мотивами и целями:

  1. Обучающая деятельность с направленностью на преподаваемый предмет
  2. Коммуникативная деятельность с направленностью на обобщение
  3. Организаторская
  4. Просветительская, предполагающая реализацию качеств интеллигента и развитие у учащихся духовности и высокого интеллекта

Говоря о становлении, развитии и проявлении трудовой профессиональной направленности личности, важно иметь в виду то существенное обстоятельство, что, будучи многоаспектным и многоуровневым образованием, личность формируется и развивается не только в стенах профессионального учебного заведения в период трудовой и профессиональной подготовки, но и в практике непосредственного взаимодействия человека с миром, под воздействием сверстников до начала и во время профессионального обучения, в ходе общения преподавателя с учащимися, в кругу коллег по педагогической работе, в различных формальных и неформальных объединениях, под влиянием многих неконтролируемых и слабоконтролируемых факторов и условий. Иначе говоря, для становления и развития профессионально-педагогической направленности личности очень значимой оказывается «социальная ситуация развития» психологических особенностей развития профессионально-педагогической направленности.

Успех развития технического и профессионального образования в Казахстане во многом связан с повышением профессионализма преподавателя – ключевой фигуры в образовательном процессе, во многом определяющей качество обучения и воспитания будущих специалистов.                                             На современном этапе реформирования системы образования повышаются требования к профессиональному уровню преподавателя, возрастает роль его личной ответственности за результаты своего труда. На смену преподавателю-предметнику должен прийти педагог-практик-психолог, который хорошо знает свой предмет, понимает личность учащегося, умеет управлять собой, развитием и воспитанием студентов. Добиться этого может лишь преподаватель, имеющий не только знания о преподаваемом предмете, но и способный на практике использовать психолого-педагогические закономерности для их усвоения. На практике часть преподавателей не имеет ясного представления о том, что такое профессионально-педагогическое мастерство и каковы пути его становления. Многие из них привержены шаблонным, однообразным приемам обучающего воздействия, ограничиваются набором некоторых практических навыков, позволяющих проводить занятия, и пребывают в полной уверенности, что этого достаточно для педагогической деятельности. Среди этой части преподавателей широко распространено мнение, что для преподавательской деятельности достаточно хорошо знать предмет своей специализации. Но это мнение считается ошибочным в виду того, что мы живем в новом веке информатизации, что говорит о том, что существует множество приемов и методов преподавания занятий. Что касается современных методик проведения, то каждый преподаватель выбирает наиболее приемлемый метод обучения в зависимости от вида и тематики занятий. Начинающие преподаватели методы обучения осваивают путем наблюдения за работой, посещением занятий более опытных коллег, но, несмотря на это становление преподавателя, осуществляется, как правило, на основе собственного, личного опыта обучения.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *