Творческий отчёт по теме самообразования: “Развитие навыка скорочтения”
Кожамжарова Самал Жумабековна – учитель начальных классов
КГУ “Школа-лицей №6” г.Экибастуза
Скачать презентацию
Цель: сформировать навыки чтения: осознанность, скорость, выразительность.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
привить интерес к чтению; расширить читательский кругозор.
Актуальность: опыт показывает, что современные дети читают мало. Это ведет к низкой технике чтения.
Чтение – важнейшее условие формирования мыслительных способностей.
Чтение – вот лучшее учение. Наверно нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло и выразительно, понимать содержание прочитанного, зависит успех на протяжении всех школьных лет. Заканчивая, начальную школу, ребята должны согласно программе владеть навыком сознательного беглого правильного выразительного чтения целыми словами.
- Упражнения, связанные со зрительным восприятием. Они направлены на выработку правильности чтения, внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа чтения вслух и про себя.
Кто самый внимательный? Развивает зоркость внимание к слову.
- Слова, написание которых отличаются одной буквой:
козы-коса | друг-враг | ветер-вечер |
травы-травка | след-следы | дедушка-девушка |
- Чтение слов, написание которых включает несколько одинаковых букв:
город-горох-грохочет
вьют – вьюн- вьюга
Читай быстро целыми словами. Направлено на развитие «поля» и способа чтения. Начинать надо с простых слов, с малого «поля» чтения. Слоговые трудности надо наращивать постепенно.
- Чтение односложных слов:
ус | крот | брат | вдруг | хруст |
уж | глаз | волк | гвоздь | взять |
- Чтение двусложных и трехсложных слов:
зима | доктор | деревья |
поле | валенки | травинки |
кусты | пёстрый | подумал |
- Словосочетания и предложения:
Медведица с медвежатами.
Лисица с лисятами.
- «Работа с поисковым тренажёром»
Поиск по двум ориентирам. Учитель пишет слово из таблицы
печатными буквами и указывает координаты.
Например,
«вода»- желтый ряд, колонка под квадратом
«река» – синий ряд, колонка под квадратом
«собака»- синий ряд, колонка под треугольником
Дети, найдя слово, прочитывают молча)
чтение слов синонимов:
ключ – родник
храбрый-отважный-смелый;
Чтение словосочетаний с предлогом
и без предлога: дед да баба,
весна – красна;
Слова с наращиванием, на карточках
для быстрого чтения: зелень – зеленело-
зазеленело.
Двигать – двигаются –подвигаются.
- Упражнения, совершенствующие произношения. Они направлены на работу над дикцией и в определенной последовательности орфоэпическим произношением.
Эта группа упражнений способствует более правильному и выразительному чтению. Упражнения в произношении делает речевой аппарат более подвижным четко произносятся слова, и темп чтения убыстряется.
- Упражнения в чтении букв парами:
- э – е, а – я, о – е, у – ю, ы – и;
Упражнения, в отчетливом произношении согласных в слове:
З-С Спасибо, мороз, что снегу нанес.
У Сени и Сани в гостях сом с усами.
Ч-Ж-Щ-Ш Швец и жнец и на дуде игрец.
- Произношение скороговорок и чистоговорок:
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Проворонила ворона вороненка.
Наш Полкан, попал в капкан.
Произносить слова с заданием:
Произноси медленно.
Произноси чуть быстрее.
Произноси тише.
Упражнения, в чтении согласных:
С – зима, зелёный, звон.
Ш-школа, шалаш, кувшин.
Щ- вещи, клещи, щенок.
- Упражнения, направленные на синтез восприятия и понимания. Они направлены на быстрое овладение слов в процессе чтения. Понимание содержания произведения и его смысла раскрывается через понимание значения слов.
- Упражнения, в подборе обобщающего слова:
чиж, грач, сова, стриж, ласточка;
ножницы, клещи, молоток, грабли, пила;
- Разделение слов на группы:
коза корова, соловей, овца, сорока;
заяц, огурец, капуста, ежик, горох;
- Найти лишние слова:
река | муравей | голубь |
ручей | ель | воробей |
лейка | ольха | синица |
озеро | берёза | клест |
пруд | осина | верблюд |
Для формирования беглости чтения необходимо обеспечить на уроках многократное обращение к тексту с использованием различных видов работ с текстом:
- чтение текста про себя;
- чтение текста ответы на вопросы предложенные учителем;
- чтение текста подготовка вопросов по его содержанию;
- выборочное чтение;
- выборочное чтение слов автора выражающее главную мысль произведения;
- чтение нахождение выразительных средств языка, употребленных для точности характеристики;
- нахождение и чтение отрывков, которые могут служить подписями для данных иллюстраций;
- нахождение и чтение отрывков по ролям.
От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе.
Советы родителям
Продолжайте читать ребёнку его любимые книжки и потихоньку, без принуждения вовлекайте его в процесс чтения. Например, почитав, остановитесь на каком-нибудь интересном месте, сошлитесь на то, что устали, попросите прочесть следующий абзац. Помогите через вопросы усвоить, о чём и о ком в нём говорится, какие слова повторяются, какое слово не понятно. Обязательно похвалите! Помните, что важно не длительность, а частота тренировок. Лучшая домашняя тренировка на домашнем этапе – тремя порциями по 10-15 минут.
Сделайте чтение для ребёнка необходимым в жизни навыком. Оставляйте ему короткие записки, пишите письма, составляйте различные списки: продуктов, которые надо купить; вещей, которые надо взять; книг, которые надо прочитать.
Используйте приём параллельного чтения: взрослый читает текст вслух, а ребёнок вслед за ним – про себя, водя пальчиком по строчкам. Таким образом, устраняется ситуация проверки и оценки качества детского чтения.
Устраивайте для своей семьи различные игры в слова и буквы. Такая увлекательная тренировка поможет ребёнку легко ориентироваться в пространстве букв и слов, быстро прочитывать знакомые слова, пополнять багаж слов, в конечном итоге улучшить технику чтения.
При работе с текстом любого содержания используйте метод контрольных вопросов. Пусть и ребёнок, и взрослый, прочтя текст, придумают несколько вопросов по нему и подготовят ответы на них. Затем они обмениваются вопросами и контролируют ответы на них. В случае необходимости задавший вопрос может дополнить отвечающего или помочь ему.
Метод жужжащего чтения. При жужжащем чтении вы читаете вместе с ребёнком одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, в течение 5 минут.
Чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Недаром ещё 200 лет назад говорилось: “Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий”.
Помните, что только общими усилиями школы и родителей, можно достичь желаемых результатов. Успехов Вам в освоении навыков оптимального чтения!