Авторская работа по теме: «Использование разноуровневых карточек с индивидуальными заданиями на уроках иностранного языка».


Махаметова Ширингуль Усенжановна 
Учитель английского языка
КГУ средняя школа имени М. Ауэзова

Содержание

Авторская работа по теме: «Использование разноуровневых карточек с индивидуальными заданиями на уроках иностранного языка». 1

Содержание 2

Введение 3

I Понятие разноуровневого обучения. 5

1.1 Сущность индивидуализации и дифференциации обучения. 5

1.2 Содержание понятия разноуровневого обучения. 7

II Условия организации разноуровневого обучения 10

2.1Характеристики уровней 10

2.2.Технология разноуровневого обучения. 11

III. Проблемы разноуровневого обучения. 15

  1. Разноуровневые карточки с заданиями по теме «What are you good at?». 20

Заключение. 27

Приложение 29

Список литературы. 33

Введение

В наше современное общество пришло осознание необходимости владения хотя бы одним иностранным языком (ИЯ). Любому специалисту, если он хочет преуспеть в своей области, знание иностранных языков жизненно важно, поэтому мотивация к их изучению резко возросла. Однако трудности на пути овладения ИЯ остаются очевидными. По-прежнему основными из них являются: недостаток как устной, так и письменной активной практики в расчёте на каждого ученика группы, отсутствие из-за малого количества часов необходимой индивидуализации и дифференциации обучения.

Одна из закономерностей методики обучения ИЯ гласит: изучение его должно основываться на развитии у школьников слухомоторных связей в результате выполнения ими различных упражнений и по возможности в индивидуальном режиме (И.В. Рахманов).

К сожалению, анализ действующих УМК свидетельствует о том, что недостаточно учитываются особенности преподавания ИЯ и практически все учебники разрабатываются в расчёте на некоего среднего ученика. Компенсировать этот недостаток можно и нужно за счёт разработанных в науках психолого-педагогического цикла подходов и технологий обучения. Стоит отбирать и технологически проработать те из них, которые могли бы обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, уровня их обученности, интересов (имеется в виду интереса к изучению ИЯ), склонностей. Другими словами, речь идёт о необходимости реализации личностно-ориентированного подхода в обучении ИЯ.

В данной работе мы обращаемся к технологии обучения, которая отражает идеи личностно-ориентированного подхода – разноуровневому обучению (РУО).

Проблемой организации разноуровневого обучения занимаются многие учёные: Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, Г.К. Селевко, В.В. Елисеев, Н.Н. Никитина.

Все они говорят о необходимости дифференцированного подхода к образовательным нуждам каждого учащегося, поэтому и были предприняты попытки осуществить идею разноуровневого обучения внутри одного класса: вводились карточки с индивидуальными заданиями, организовывались группы внутри одного класса, разрабатывались дидактические раздаточные материалы в соответствии со способностями учеников и т.д.

В данной работе для достижения цели поставлены следующие задачи: раскрыть понятие «разноуровневое обучение» и его связь с дифференциацией обучения; систематизировать основные принципы и положения РУО; рассмотреть условия реализации РУО в седьмых классах основной общеобразовательной школы №4.

Таким образом, предметом исследования является современная педагогическая технология, т.е. один из путей её реализации – разноуровневое обучение.

Объектом исследования является учебник В.П. Кузовлева, Н.М. Лапы, Э.Ш. Перегудовой и др. «Английский язык» для 7 классов общеобразовательных учреждений.

При выполнении данной работы использовались следующие методы:

критический анализ научной литературы по теме исследования;

анализ опыта организации РУО в школах и гимназиях;

анализ учебника В.П. Кузовлева «Английский язык» для 7 классов общеобразовательных учреждений;

систематизация теоретических знаний по данной теме;

опытное применение разноуровневых карточек на уроках английского языка в 7 классах.

I Понятие разноуровневого обучения.

 

1.1 Сущность индивидуализации и дифференциации обучения.

Осуществление личностно-ориентированного подхода к профессиональному образованию сделало насущной потребностью обращение психолого-педагогической науки и практики к давно известной идее персонифицированного и дифференцированного обучения, к разработке новых технологий их организации. Признавая право каждого человека быть индивидуальностью, а следовательно, иметь свой неповторимый путь развития, профессиональное образование должно обеспечить студенту возможность идти своим путём в процессе обучения. Решение этой проблемы во многом зависит от определения приоритетов в выборе форм и способов осуществления индивидуализации и дифференциации обучения.

Понятия «индивидуализация» и «дифференциация», как правило, рассматриваются в единстве. Существуют различные точки зрения на характер их взаимосвязи: дифференциация отождествляется с индивидуализацией; дифференциация включает в себя индивидуализацию как частный случай (внутренняя дифференциация); дифференциация рассматривается как средство индивидуализации обучения.

Последнее определение наиболее точно объясняет соотношение данных понятий, указывая как на их общность, неразрывность, так и на специфику. Индивидуализация обучения определяет сущность, целевую направленность дифференциации. Индивидуализация- это учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей обучающихся, создание условий для проявления и развития личности как индивидуальности посредством выбора соответствующего её возможностям, потребностям и интересам содержания, форм и методов обучения.

Дифференциация- разделение обучающихся на группы на основании каких-либо индивидуальных особенностей для отдельного обучения. При этом важно отметить, что эти группы могут быть как стабильными, так и относительно стабильными, а отдельное обучение – как постоянным, так и временным.

Индивидуализация и дифференциация обучения как психолого-педагогическая проблема имеет долгую историю. Наиболее интенсивно подходы к индивидуализации и дифференциации обучения развивались в зарубежной и отечественной педагогике и практике образования в первой трети 20 века и были связаны с реформаторскими идеями Джона Дьюи, предложившим новую модель обучения, ориентированную на развитие активной, мыслящей, творческой личности и построенную на основе учёта интересов и индивидуальных способностей личности. [6].

Интенсивное развитие теоретических основ индивидуализации и дифференциации возобновилось в 1970-1980-е гг. и проявилось, прежде всего, в разработке индивидуального и дифференцированного подходов к обучению, рассматриваемых в качестве «проникающих» технологий [14], включённых в традиционную технологию классно-урочной системы обучения. Лишь на рубеже 1990-х гг. идеи дифференциации и индивидуализации обучения оформились на уровне создания конкретных технологий[9].

Подлинно образовательным опытом является, по мнению Дж. Дьюи, такой, в котором человек имеет возможность и получать знания, и развивать свои способности.[6]. Другими словами, процесс образования должен быть дифференцированным с учётом природных задатков, способностей и условий социализации в современной школе.

В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся [5], т.е. основные свойства обучаемого. В педагогической литературе различают понятия «внутренней» и «внешней» дифференциаций. Под внутренней дифференциацией понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке в своём классе. В этом случае понятие дифференциации обучения очень сходно с понятием индивидуализации обучения. При внешней дифференциации учащиеся разного уровня обученности специально объединяются в учебные группы. Таким образом, при внутренней дифференциации, т.е. на уроке, личностно-ориентированное обучение достигается главным образом за счёт педагогических технологий, таких как обучение в сотрудничестве и метода проектов, за счёт разнообразия приёмов, которые предусматривают эти технологии. Таким образом, говоря о личностно-ориентированном обучении, мы в первую очередь должны обратить внимание на такие виды дифференциации обучения, как внутренняя дифференциация и внешняя дифференциация по частным способностям, т.е. по способностям к отдельным предметам. В первом случае, как уже было сказано, используется совокупность педагогических технологий. Во втором случае речь идёт о разноуровневом обучении. Всё сказанное относится отнюдь не только к области иностранного языка (ИЯ). Применительно к ИЯ это особенно актуально именно в силу его специфики.

 

1.2 Содержание понятия разноуровневого обучения.

 

Практика показывает, что учителя давно осознали необходимость дифференцированного подхода к обучению, чтобы можно было уделять больше времени отстающим ученикам, не упуская из виду сильных, создавая благоприятные условия для развития всех и каждого в соответствии с их способностями и возможностями, особенностями их психического развития, характера. Таким образом, под разноуровневым обучением мы понимаем такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным учебным предметам школьной программы на разном уровне («А», «В», «С»), но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. При этом за критерий оценки деятельности учащегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.

Существует много точек зрения на то, от каких познавательных особенностей обучающихся зависит успешность их учебной деятельности. По мнению психологов, сюда входят такие познавательные свойства личности, как обученность, обучаемость, развитость (умственное развитие), развиваемость, самообучаемость и саморазвиваемость [8].

Обученность – результат обучения, овладение учащимися системой знаний и способов деятельности. Степень обученности определяется уровнем усвоения знаний и выявляется на основе тестов достижения и тестовых заданий, разрабатываемых преподавателями по каждой дисциплине, а также с помощью самостоятельных, контрольных работ и других методов устного и письменного контроля.

По мнению И.Л. Бим и Т.В. Марковой, в мировой практике уровни обученности по ИЯ представляют собой иерархию общих характеристик умений по видам речевой деятельности. Уровни располагаются от низшего к высшему, и каждый последующий уровень включает в себя предыдущие, указывая направление от простого к сложному (см. приложение).

Выделение уровней обученности по ИЯ помогает учителю осуществлять дифференцированный подход к учащимся. Если определённая группа учащихся класса или отдельный учащийся достигли какого-либо уровня по одному или нескольким видам РД раньше остальных, то учитель может давать им дополнительный материал с ориентацией на следующий уровень, а также рекомендовать пособия, например книгу для чтения для следующего класса, для углубленного изучения ИЯ. Таким образом, у учащихся с различными индивидуальными способностями появляется возможность работать в наиболее подходящем для них режиме, а постановка новых, более высоких рубежей будет постоянно поддерживать их интерес к изучению ИЯ. [1].

 

II Условия организации разноуровневого обучения

 

 

  •  
  • Характеристики уровней

 

 

Как уже доказано в VII-IX классах у учащихся начинают проявляться более выраженные способности к отдельным предметам и их интересы при этом совпадают с желанием развивать эти способности далее. В этом случае представляется целесообразным представить им такую возможность. Речь идёт о том, чтобы на основании предварительного тестирования / имеются в виду проверочные работы / по отдельным предметам создавать группы разного уровня: «А», «В», «С». /в нашей стране принято именно такое обозначение групп дифференциации: «А» – базовый уровень, «В» – несколько продвинутый, «С» – углублённый, хотя за рубежом более принято другое обозначение, при котором самым высоким уровень считается «А», а самым низким – уровень «С»/. Это касается главным образом предметов, которые в своей образовательной основе предполагают формирование тех или иных способов деятельности в составе основ наук /математики, химии, физики, биологии/ или как приоритетный элемент содержания обучения /языки, информатика/, что требует значительного объёма практики. Создавать не классы, а именно группы на потоке. Другими словами, ребята продолжают учиться в своих классах, но на уроки по отдельным предметам они идут в свои группы: «С», «В», «А». таким образом, ученик, интересующийся математикой и ориентирующийся на технический вуз, в соответствии с проявлённым уровнем подготовленности может попасть в группу «В» или «С», а по языку, который ему не даётся, – в группу «А», но только в том случае, если на то будет его желание. На протяжении всего обучения действует система зачётов и проверочных работ, и в любой момент, если учащийся покажет более высокие результаты и выразит желание перейти в другую группу более высокого уровня, ему будет предоставлена такая возможность. Земскова предлагает следующую характеристику уровней РУО:

 

  • стартовый ( уровень «А», или минимум, государственный стандарт или базовый стандарт): учащийся должен уметь различать и воспринимать информацию;
  • базовый (уровень «В», основной): учащийся должен уметь различать, понимать и воспроизводить информацию;
  • продвинутый (уровень «С», творческий, повышенный): учащийся должен уметь выполнять требования двух предыдущих уровней и применять знания в различных ситуациях общения.

 

 

При организации разноуровнего обучения речь идёт в основном о VII-IXклассах основной школы. Дело в том, что на предыдущих ступенях обучения ещё трудно определить приоритетные области способностей и интересов школьников. До 13-14 лет ребята, как правило, «ищут» свои интересы, пробуя себя то в одном, то в другом. И это хорошо. Необходимо накопить некоторый жизненный и познавательный опыт, так как именно преобразование, осмысление этого опыта и являются образовательным процессом. Кроме того, ряд предметов, как раз наиболее сложных, начинается именно в VII-IX классах. Поэтому не стоит организовывать разноуровневое обучение с детьми, не достигшими этого возраста.

 

 

  •  
  • Технология разноуровневого обучения.

 

 

Вполне очевидно, что организация учебно-воспитательного процесса в рамках любой концепции требуют тщательной подготовительной работы в соответствии с принятыми для данной концепции принципами. В рамках данного исследования следует рассмотреть эти принципы и условия, при которых РУО будет эффективным и будет оправдывать затраченные на него усилия.

Рассмотрим теперь в общих чертах технологию РУО. Отправным моментом, определившим решение организовать РУО в школе, гимназии, лицее явилось намерение предоставить шанс каждому ученику, организовать обучение таким образом, чтобы максимально использовать возможности, которые несет в себе дифференциация обучения, не только внутренняя, но и внешняя. Именно поэтому следует обратиться к обучению на разных уровнях продвинутости программного материала. С этой целью мы предоставляем учащимся равных способностей по данному предмету возможность, в частности по ИЯ, обучаться в группах примерно равной подготовки. Предположим, что в какой-то школе, гимназии, лицее некоторые учащиеся VIII классов проявили свои способности в области ИЯ и желают совершенствовать свои знания, чтобы подготовиться к поступлению в один из лингвистических вузов страны. Другие ученики, тоже не без способностей то тем же без способностей то тем же предметам, определили для себя ориентацию на гуманитарное или техническое образование, но знания ИЯ им представляется важным. Сюда же следует отнести и тех учащихся, которые не собираются поступать в высшие учебные заведения, но понимают, что некоторые практические навыки в области ИЯ им могут быть полезны в будущей работе. Третьи поняли, что эти предметы им даются достаточно трудно и их интересы лежат в русле естественно-научных дисциплин: математики, физики, биологии, и им достаточно базового уровня владения ИЯ. Таким образом, определяются группы с ориентацией на разный уровень владения материалом. Расписание строится таким образом, чтобы, например, во всех, VIII классах первым был урок ИЯ. Тогда ребята на первый урок идут не в свои 8А, 8Б, 8В, а в группы «А», «В», «С». Как правило, бывают две группы «В». Но это также значит, что в VIII классах должны работать 3-4 учителя (по количеству групп). Однако сначала нужно, естественно, проверить, насколько самооценка учащихся соответствует их истинным возможностям. Именно с этой целью проводятся предварительные проверочные работы по базовому уровню в соответствии со стандартом образования. На основе полученных результатов, а также анкетирования, бесед с классным руководителем, родителями и, конечно, с самими ребятами формируются группы «С», «В», «А». Последняя группа отражает базовый уровень. В этой группе школьники будут заниматься по программам, разработанным по базовому уровню в соответствии с требованиями образовательного стандарта. Ребята, которые не имеют склонности к ИЯ, должны осилить базовый уровень. Другим учащимся следует работать по программам выше базового уровня.

Что значит выше? В чём и каким образом должны усложняться требования программы? Вот первый вопрос, который возникает при попытке организовать РУО. Следовательно, необходимо обратиться к содержанию образования по данному предмету. Особенно это касается гимназий и лицеев, нацеленных на подготовку школьников к поступлению в высшие учебные заведения. Нашей задачей не предусматривается сокращать объём содержания образования, заложенного в программы базового уровня. Образовательный стандарт должен неукоснительно выполняться, как любой закон. Поэтому речь идёт о дополнительных знаниях, то есть некотором углублении, расширении знаний, предусмотренных стандартом в расчёте на способности учащихся, а также на современные педагогические технологии.

В рамках данного исследования опытное обучение ИЯ по разноуровневым карточкам с индивидуальными заданиями было организовано в 7-х классах средней общеобразовательной школы №4.

Используя методику выявления уровня обучаемости учащихся (см. приложение), в каждом классе были выявлены разноуровневые группы «А», «В», «С», где «А»- стартовый уровень, «В»- базовый, «С»- продвинутый.

С целью выявления эффективности использования разноуровневых карточек, в классах были проведены обобщающие уроки по теме «Что у тебя хорошо получается?», где учащиеся показали высокий результат по овладению знаний по данной теме.

Разноуровневые карточки представляют собой комплекс заданий по всем видам речевой деятельности, которые соответствуют уровню обучаемости учащихся. Карточки составляются учителем по учебнику для общеобразовательных учреждений. Как уже было сказано, разноуровневое обучение предполагает личностно-ориентированный подход к обучению ИЯ, поэтому особое внимание на уроке уделяется индивидуальной работе с каждым учащимся.

 

III. Проблемы разноуровневого обучения.

 

По мнению Е. С. Полат и М. Ю. Бухаркиной, основным камнем преткновения при организации РУО остаётся классно-урочная система как практически единственная форма организации учебных занятий. Эта система диктует методы обучения и способы организации учебной деятельности (в традиционном классе), рассчитанные на некоего среднего ученика. Кроме того, смена предметных областей знания через каждые 45 минут не способствует ни осознанному усвоению содержания того или иного предмета, ни формированию сколько-нибудь самостоятельного опыта в этой области. Такой подход приводит к явным педагогическим просчётам: слабым ученикам не достаёт практики, не хватает времени на осмысление материала; сильным учащимся не достаёт темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности.

РУО связано с созданием относительно стабильных (подвижных) групп, позволяющих организовывать обучение детей на трёх уровнях усвоения одного и того же содержания учебного материала. Уровневая дифференциация позволяет создать условия для включения каждого ученика в деятельность в соответствии с его зоной ближайшего развития.

При организации РУО важен такой фактор как оценка знаний. Как уже отмечалось ранее, считается вполне справедливым в соответствии с принятой концепцией обучения оценивать не столько достигнутые результаты, сколько усилия ученика. Группа «А» – это базовый уровень, определенный базовым стандартом по всем предметам школьного цикла. Если ученик успешно достигает запланированного данным стандартом уровня знаний, умений, навыков, то он и получает в соответствии с достигнутыми результатами отметки; если же учащийся претендует на более высокий уровень знаний (а это всегда его выбор), то справедливо оценивать его, исходя из более высоких требований к знаниям, умениям и навыкам. Чтобы добиться лучших результатов, школьнику потребуется приложить больше усилий. Но в соответствии с его способностями. Это и понятно: если я могу, не прилагая особых усилий, получить свою отличную отметку по требованиям базового уровня, зачем мне стараться. А если меня сравнивают всё время с сильными учениками, я никогда не получу хорошую отметку, опять же – зачем тогда стараться? Вот в чем состоит проблема. Если оцениваются не усилия, а знания, да ещё на базовом уровне, да ещё в сравнении с сильными учащимися, у средних и слабых практически нет стимула прилагать усилия для достижения лучшего результата. Только тогда, когда ученик знает, что его оценивают с учётом его способностей, затраченных им усилий, он сможет понять, зачем ему стараться. Такой подход кроме всего прочего, учит ребят ценить не столько сами отметки, сколько знания. Всем известно, что отметки у разных учителей имеют разный «вес», как и отметки в аттестате зрелости. Отличные отметки у одного учащегося совсем не равнозначны отличным отметкам у другого. Однако уже сейчас при поступлении в ВУЗ все решает не аттестат, а конкурсные экзамены, в которых и определяется реальный уровень подготовки абитуриента. При приёме на престижную, хорошо оплачиваемую работу в фирме всё чаще организуются собеседования, где и определяется истинная подготовленность кандидата. Именно поэтому ученик, который в школе занимается ИЯ в группе «А», вряд ли будет поступать в лингвистический вуз даже в том случае, если у него в аттестате «пятёрки». Он прекрасно понимает, что эта отметка отражает лишь соответствие его знаний требованиям базового уровня. Лингвистический же вуз требует более основательной подготовки и главное – соответствующих способностей. В связи с этим возникает ещё одна чрезвычайно важная проблема рефлексии, то есть умения активно оценивать собственные способности и возможности. Итак, что же мешает целесообразной личностно-ориентированной организации учебного процесса в современной школе. Прежде всего это:

 

  • отсутствие организованных условий для реализации личных способностей учащихся по отдельным предметам;
  • усреднённость всего процесса обучения, то есть ориентация на некоего среднего ученика, не существующего в природе;
  • необходимость «равномерно» уделять внимание всем учебным предметам: тем, к которым учащийся имеет более выраженные способности, и тем, которые ему даются с большим трудом (то есть «уравнивание» программы для всех учеников без учёта их индивидуальных задатков, способностей и особенностей);
  • приоритет оценки знаний, умений, навыков, а не усилий, которые затрачивает тот или иной учащийся на овладение этими знаниями, умениями, навыками, что ведет к сдерживанию процесса интеллектуального, творческого развития школьников;
  • снижение мотивации обучения школьников.

 

 

Одним из важнейших условий повышения мотивации учения в условиях разноуровневого подхода к организации учебного процесса является возможность применять на практике полученные в классе знания. Из всего многообразия новых педагогических технологий метод проектов показался М. Ю. Бухаркиной наиболее подходящим для решения этой проблемы. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учеников и всегда предполагает решение какой-либо проблемы с использованием различных приёмов, средств, знаний, умений из различных областей науки и техники.

Также возникает проблема требований к уровню владения изучаемым материалом. В группах «А» требования разработаны в государственном стандарте. А как быть с группами «В» и «С»? Было уже сказано, что ученики в этих группах тоже разные. Различия определяются не только в уровне подготовки по данному предмету, но и в особенностях психического развития, в типологических чертах характера. Исходя из такого понимания РУО, Е. С. Полат и М. Ю. Бухаркина пришли к такому выводу, что группа учащихся с одинаковой подготовкой и схожим темпом усвоения материала и мотивацией, занимаясь вместе, будет чувствовать себя более комфортно.

Предварительно в конце учебного года учителя ИЯ, которые предполагают работать в классах РУО в предстоящем учебном году, должны определиться с содержанием и требованиями к уровням «В» и «С». Для этого, взяв за основу базовый уровень, они совместно (или на принципах разделения труда) разрабатывают некоторое дополнение к программе базового уровня, несколько увеличивая объём содержания для этих групп и требования к отдельным видам речевой деятельности, владению грамматическими и лексическими навыками. При этом количество часов во всех группах остаётся одинаковым, изучаемая тема устной речи также одна. Углубление идёт за счёт способностей учащихся, овладевающих соответствующим языковым и речевым материалом за то же время. Важно отметить, что переход из группы более низкого уровня в группу более высокого уровня и наоборот может производиться на протяжении всего учебного года либо по результатам промежуточных поверочных работ и рекомендаций преподавателя, либо даже по желанию учеников и их родителей.

Учитывая опыт организации РУО в классах московских школ можно сделать вывод, что администрации некоторых школ при создании условий для введения РУО столкнулись с нежеланием учителей расставаться с привычными понятиями и устоявшейся в их жизни практикой организации обучения на уроках.

Введение зачётной системы и отсутствие ежедневного контроля (то есть возможности ежедневно ставить двойки и пятёрки – метод «кнута и пряника») привели к необходимости формировать не внешнюю, а внутреннюю мотивацию в учёбе, что означает поиск новых форм и методов вовлечения учащихся в активную учебную деятельность, создания особой, «обучающей» среды. Возникла необходимость:

 

  • в синхронном прохождении материала со своими коллегами по уровневым группам;
  • в отработке идентичных форм контроля;
  • в большом количестве подготовок;
  • в изменении психологической атмосферы в классе на более доброжелательную и дружественную со стороны учителя, так как учащийся имеет право выбора как преподавателя, так и уровня;
  • в поиске, если не новых, то других педагогических технологий.

 

 

Для преодоления этой проблемы администрация школы должна проводить семинары и лекции по новым педагогическим и информационным технологиям, организовывать открытые уроки с целью обмена опытом и тому подобное. Таким образом, одним из основных условий организации РУО является коллектив методически грамотных единомышленников, осознающих и принимающих концепцию образовательной программы данного учебного заведения.

По результатам критического анализа научной литературы по теме исследования следует сделать вывод, что РУО слабо внедряется в практику из-за недостаточной разработанности его на уровне конкретных предметных технологий: не определено содержание РУО по каждому предмету, в частности по ИЯ, формы и виды РУО, способы конструирования РУО по ИЯ.

  1. Разноуровневые карточки с заданиями по теме «What are you good at?».

 

Чтение.

Уровень «А»:

Guess the meanings of the words.

An ace pupil-? (ace-1. ac 2. первоклассныйлучший)

The number one player-?

Talented-? (talent- талант)

To try hard-? (to try-1. стараться 2. пробовать; hard-1. упорно 2. твёрдо)

A top sportsman-? (top-1. верхний 2. лучший)

Pro- сокр. от professional

Properly-1. как следует 2. основательно

To set a record-1. установить рекорд 2 поставить пластинку

To star-? 1. сыграть главную роль 2. украшать звёздами.

 

Уровень «В»:

British and American children write to different magazines about activities they are good at and ask for advice if they have some problems.

What problem does Chris have?

There is this kid who thinks I can not catch (поймать) a football. I am not a top sportsman. I do not catch every ball, but neither does he. What should I do?

Chris B., New Jersey.

 

Which piece of advice (совет) can you give? Choose.

 

  • Explain better to people around you.
  • You should try harder.
  • Behave more wisely.
  • You should train harder.
  • Play more attentively (внимательно).

 

Уровень «С»:

What problems do the following children have? What advice (совет) can you give in these situations? (p. 34, ex. 1.2.)

I am great at playing the trumpet, but there is this new note (нота) we are learning in a song, and I can not get it. Can you help?

Mary H., Massachusetts.

 

I am good at basketball, and I want to become better. But now I am trying to impress (поразить) people with my game. Can you help?

Will M., New Hampshire.

 

I love woodwork (деревянные изделия) but everyone in my class finds it strange. So far I have made a bird table with the help of my granddad. It is a great hobby and more people should do it. Why do not they understand?

Jacob Long, Somerset

 

Говорение.

 

Уровень «А»:

Are your ambitions connected (связанны) with your future profession? Can the activities you are good at help you in your future profession? Закончитепредложения.

Yes, I like… .

I can do it beautifully.

I think it will be necessary (необходимо) for my future profession.

I am going to be…

And my ambition is…

 

Уровень «В»:

What about your achievements, achievements of your friends? Составьте диалог о ваших достижениях.

 

 

Уровень «С»:

Are you a Jack of All Trades (мастер на все руки)? Tell about your achievements, abilities (способности) and problems.

 

Аудирование.

 

Уровень «А»:

Listen carefully to opinions of British children. Write Russian the main idea of these opinions.

 

Уровень «В»:

Answer the questions:

 

  • Is Robert the best hacker in the computer club?
  • What can Robert become?
  • How does Lisa work?
  • Is Lisa a good friend?
  • Henry likes photography, does not he?

 

 

Уровень «С»:

Is the following information true or false?

 

  • Robert knows what he is going to be.
  • Robert can become a good programmer.
  • Lisa is a hard-working person.
  • Lisa studies very well.
  • Lisa can do many things brilliantly.
  • Henry has a problem in organizing his work.
  • Henry can become a good photographer.

 

 

Письмо.

 

Уровень «А»:

Напишите по-английски слова и выражения по теме «What are you goodat?»

 

Уровень «В»:

Make a list of your abilities and achievements.

1.

2.

3.

4.

 

Уровень «С»:

Compare your friends and yourself. Who does different things better and best?(используйтестепенисравнениянаречий).

 

 

Заключение.

 

Разноуровневое обучение вместе с обучением в сотрудничестве и методом проектов составляет некую дидактическую систему, отражающую особенности личностно-ориентированного обучения.

РУО даёт возможность обойти заложенную в стандарте усреднённость и сделать обучение дифференцированным по способностям учащихся к отдельным предметам.

Ребёнок сам ставит перед собой определённую цель в изучении, например, ИЯ и приобретает опыт объективной самооценки. В течение года возможен переход из одной группы в другую, и у ребят нет ощущения, что они в группе «А» или «В» «застряли» навсегда. Учащиеся слабой и средней групп не испытывают перегрузки, а учащиеся сильной группы могут более полно себя реализовать. Результаты успеваемости и обученности в слабой группе заметно повышаются.

Положительной стороной является и то, что учителя в разных группах разные, и у учеников нет привязанности к какому-то конкретному учителю и его требованиям. Немаловажное значение имеет то, что при обучении ребят в разноуровневых группах происходит сближение между учениками внутри одной параллели, и классы не остаются такими обособленными, как раньше.

РУО в 7-9, а в перспективе в 10-х классах позволяет учащимся более основательно подготовиться к старшим, профильным классам и определиться с приоритетами на будущее образование.

Уроки с использованием разноуровневых карточек имели положительный отклик у учеников 7-х классов. Ребятам нравится выполнять задания, соответствующие их способностям. Таким образом, слабым ученикам не нужно постоянно спешить или равняться на некоего «среднего ученика», а более способные учащиеся имеют возможность выполнять дополнительные и творческие задания.

Приложение

 

Диагностика обученности и обучаемости.

Цель: выявить резервы повышения уровня обученности учащихся.

Задачи:

 

  • определить уровень обученности.
  • определить уровень обучаемости учащихся.
  • выявить расхождения в уровне обучаемости и обученности учащихся.
  • наметить управленческие решения по регулированию и коррекции деятельности учителей по обеспечению продуктивной учебно-познавательной деятельности учащихся.

 

 

Методика выявления уровня обучаемости учащихся (по Третьякову П. И.)

Алгоритм деятельности учителя по подготовке к выявлению уровня обучаемости:

 

  • учитель выбирает небольшой по объёму новый учебный материал на 7-8 минут работы, планирует повторение знаний, самостоятельную работу.
  • на уроке перед изучением нового учебного материала организует повторение изученного ранее материала, необходимого для усвоения новых знаний.
  • учитель объясняет новый материал, выделяя главное, основное.
  • учитель показывает образец применения нового материала в аналогичной и измененной ситуациях.
  • учитель проводит самостоятельную работу среди учащихся.

 

 

Задания для самостоятельной работы учащихся составляются по следующему алгоритму:

 

  • написать, что узнали нового.
  • ответить на вопрос по содержанию нового материала.
  • выполнить задание по образцу.
  • выполнить задание в изменённой ситуации.
  • применить полученные знания в новой ситуации.

 

 

К определению уровня обучаемости используется следующий ключ. Как только 3-4 учащихся из класса выполняет задание – собрать рабочие записи у всех. Если выполнены пять заданий, то можно говорить о третьем, очень высоком уровне обучаемости школьника. Если учащийся справился с четырьмя заданиями – второй, также высокий уровень обучаемости, если выполнены три и менее заданий – первый уровень обучаемости.

После проверки самостоятельной работы по каждому классу и предмету составляется таблица 1 по форме, в которой отмечаются правильно выполненные задания.

Класс Предмет Учитель

Дата Тема

Ф.И.О. учащегося

№ задания с/р

Уровень обучаемости

 

 

1

2

3

4

5

Методика выявления уровня обученности.

Для определения уровня обученности используются проверочные работы, составленные по уровням сложности учебного материала.

В школьной практике применяются три уровня сложности учебных заданий, выполнение которых соответствует трём уровням обученности:

I уровень – репродуктивный. Он характеризуется тем, что учащиеся воспроизводят учебный материал без понимания, отвечают на вопросы только репродуктивного плана.

II уровень – конструктивный. Учащийся показывает понимание учебного материала и простейшие умения и навыки его применения: решает задачи с использованием усвоенных законов и правил, вскрывает причинно-следственные связи.

III уровень – творческий. Учащиеся, обладающие этой наивысшей степенью обученности, умеют обобщать, применять полученные знания в новой ситуации, «переносить» в неё усвоенные ранее понятия и закономерности.

Результаты выполнения разноуровневых проверочных работ заносятся в таблицу 2 по форме, в которых отмечаются правильно выполненные задания и уровень обученности для каждого учащегося.

Класс Предмет Учитель

Ф И О учащегося

Задание 1 уровня

Задание 2 уровня

Задание 3 уровня

Уровень обучаемости

 

По данным таблиц 1и 2 для каждого класса и предмета строятся графики. В одной системе координат строятся графики обучаемости (табл. 1) и обученности (табл. 2). Для каждого учащегося определяется степень соответствия уровней обученности и обучаемости.

 

Уровни владения ИЯ.

 

 

 

«А»

«В»

«С»

Понимание

Аудирование

 

Я понимаю отдельные знакомые слова и очень краткие фразы в медленно и чётно звучащей речи в ситуациях повседневного общения, когда говорят обо мне, моей семье и ближайшем окружении

Я понимаю основные положения чётко произнесенных высказываний в пределах литературной нормы. Я понимаю, о чём идёт речь в большинстве радио и телепрограмм о текущих событиях. Речь говорящих – чёткая и медленная.

Я развёрнутые сообщения, даже если они имеют нечётную логическую структуру и не явно выраженные смысловые связи. Я почти свободно понимаю все телевизионные программы и фильмы.

Чтение

Я понимаю знакомые имена, слова, а также очень простые предложения в объявлениях, плакатах или каталогах.

Я понимаю тексты, построенные на частном языке, материале повседневного и профессионального общения. Я понимаю описание событий, чувств, намерений в письмах личного характера

Я понимаю большие сложные нехудожественные и художественные тексты, их стилистические особенности. Я также понимаю специальные статьи и технические инструкции большого объёма, даже не касающиеся моей деятельности

Говорение

Диалог

Я могу принимать участие в диалоге, если мой собеседник повторяет в замедленном темпе своё высказывание. Я могу задавать простые вопросы и отвечать на них.

Я умею общаться в большинстве ситуаций, возникающих во время пребывания в стране изучаемого языка. Я могу без предварительной подготовки участвовать в диалогах на знакомую мне тему («семья», «хобби», «работа»)

Я умею свободно и бегло, не испытывая трудностей в подборе слов, выражать свои мысли. Моя речь отличается разнообразием языковых средств и точностью их употребления в ситуаци общения. Я умею точно выражать своё мнение.

Монолог

Я умею, используя простые фразы и предложения, рассказать о месте, где живу и людях, которых знаю.

Я умею строить простые связные высказывания о своих личных впечатлениях, событиях, желаниях. Я могу рассказать историю или сюжет книги или фильма и выразить к этому своё отношение

Я умею понятно и обстоятельно излагать сложные темы, объединять в единое целое составные части, развивать отдельные положения и делать соответствующие выводы.

 

Письмо

Я умею писать простые открытки, заполнять формуляры, вносить свою фамилию, национальность, адрес в регистрационный листок в гостинице.

Я умею писать простой связный текст на интересующие меня темы. Умею писать письмо личного характера, сообщая о переживаниях и впечатлениях.

Я умею чётко и логично выражать свои мысли в письменной форме и подробно освещать свои взгляды. Излагаю сложные проблемы, умею использовать языковые стили.

Список литературы.

 

 

  • Бим И. Л., Маркова Т. В. Об одном из возможных подходов к составлению программы по иностранным языкам// Иностр. языки в школе.- 2010.- №1
  • Бухаркина М. Ю. Технология разноуровневого обучения// Иностр. языки в школе.-2011.-№3.
  • Выготский Л. С. Педагогическая психология.- М., 2013.
  • Давыдов В. В. Развивающее обучение.- М., 2011.
  • Дидактика средней школы/ Под ред. М. Н. Скаткина.- М.: Просвещение, 2013.
  • Дьюи Джонс Демократия и образование.- М., 2010.
  • Кузьмина Т. В., Рябова Л. З. Определение уровня обученности английскому языку учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ посредством разноуровневого тестирующего комплекса.- Ульяновск, 2013.
  • Маркова А. К., Лидерс А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте.- Петрозаводск, 2011.
  • Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А. Основы профессионально-педагогической деятельности.- М., 2013
  • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е. С. Полат.-М., 2011.
  • Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностр. языки в школе.-2012.- №2, 3.
  • Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве на уроках иностранного языка// Иностр. языки в школе.- 2011.- №1.
  • Полат Е. С. Разноуровневое обучение// Иностр. языки в школе.- 2011.- №6, 2012.-№1.
  • Селевко Г. К. Современные образовательные технологии.- М., 2011.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *