Научная статья на тему: Использование дебатной технологии на уроках истории.


Ткачук Кристина Сергеевна

преподаватель истории

ГККП  «Педагогический колледж, город Щучинск»

Директор Бичун Галина Викторовна

«Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь»

 

Одна из целей современного образования – подготовка студентов как граждан правового государства и членов гражданского общества, которыми востребованы такие качества как  толерантность, целеустремленность, эрудированность, умение делать осознанный выбор и отвечать за него перед собой и обществом, способность  иметь свое мнение (способность критического осмысления реальности), высокий культурный уровень. Технология «дебаты» способствует формированию данных качеств;

 

Я хочу, чтобы у моих студентов был устойчивый интерес к истории, чтобы они любили мой предмет и с удовольствием шли на урок.

Я использую дебатную технологию, которая  способствует формированию устойчивой мотивации изучения истории. Нередко студенты, которые к обычному уроку едва осиливали параграф, готовясь к дебатам, не только осваивают основной учебный материал, но и прорабатывают массу дополнительной литературы. Во многом это обусловлено также личностной значимостью учебного материала для студента, что достигается путем имитации на уроке реальных жизненных ситуаций.

Назову используемые резолюции для дебатирования на уроках истории:

-Голод в Казахстане 1932-33 год: стечение обстоятельств или вина системы?

-Освоение целены в Казахстане: успех или ошибка?

-Присоединение Казахстана: прогресс или регресс?

-Экологические проблемы Казахстана.

Общественные дисциплины содержат много проблем дискуссионного характера. Существует множество тем, изучение которых может быть построено полностью на использовании дебатной технологии.

Урок истории  с использованием дебатной технологии я провела на тему: «Присоединение Казахстана к Российской империи: за и против».

Урок проходил в форме дебатов по формату К.Попера, две команды должны подготовить кейс резолюции: «Присоединение Казахстана к Российской империи оправдан (утверждение)» и «Присоединение Казахстана к Российской империи не оправдан (опровержение)».

В целях экономии времени проводились  лишь  два перекрестных вопроса.

Чтобы привлечь студентов к участию в дебатах, после выступления вторых спикеров аудитории предлагалось выступить в поддержку той или иной резолюции.

На своих уроках я хочу способствовать формированию у студентов историческое мышление.

Научить грамотно разбираться в конституционно правовых отношениях между государством и обществом, развить умение верно ориентироваться в действительных реалиях конституционно –правовых отношений, определять их истоки и уяснять подход к этой проблеме с разных точек зрения что позволило провести дебаты по следующим темам:

  1. «Участия молодежи в выборах оправдано» (да, нет)
  2. «Республика Казахстан правовое государство» (да, нет)
  3. «В Казахстане работать эффективнее, чем зарубежном» (да, нет)

Я хочу помочь студентам сформировать собственную позицию.

Использование дебатов на моих уроках студенты учатся  формулировать независимые и взвешенные суждения, делать обоснованные заключения на основе анализа имеющихся свидетельств. Дебаты учат осмысливать, формулировать собственную точку зрения, аргументировать ее и грамотно отстаивать. Важно там же, что одновременно дебаты учат слушать и слышать иное мнение, учет уважительному отношению к оппоненту.

На моих уроках истории формирование собственной точки зрения происходило  в ходе дебатирования  тем:

  • «Колониальная политика царской России»
  • «Основные этапы национально- освободительной борьбы казахского народа за незавизимость, общая характеристика, особенности, историческое значеие».

На уроках я применяю  элементы дебатной технологии, что позволяет в высшей степени активизировать творческую и мыслительную деятельность всех студентов.

Я хочу научить своих студентов  навыкам публичного выступления

Дебатная технология уникальна, так как развивает:

  • логическое и критическое мышление;
  • концентрацию на определенной проблеме;
  • организацию совместной деятельности;
  • умение сбора и осмысления разнообразной информации;
  • формирования и отстаивания собственной позиции;
  • грамотную диалогическую способность общения и взаимообучения
  • лидерские качества
  • четко и аргументировать и доказывать свою точку зрения
  • Расширение общекультурного кругозора:
  • интеллектуальные способности:
  • исследовательские и организационные навыки:
  • творческие качества:
  • ораторские способности:
  • навыки публичного выступления;
  • умения четко выражать свои мысли в устной и письменной форме;
  • Формирование гражданской позиции и навыков жизнедеятельностив демократическом обществе:
  • способности принимать другую точку зрения и оценивать идею
  • стремление использовать свои знания в практике общественной жизни;

 

Таким образом, дебаты представляют собой надежный способ достижения успеха. А для преподавателя, это одна из активных форм работы на уроке со студентами, предполагающая публичное обсуждение результатов самостоятельной работы студентов с дополнительной информацией, а так же неповторимое взаимодействие между конкретными личностями с присущими им особенностями.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *