Научная статья «Функция контроля за здоровьесберегающим процессом в условиях парадигмы дошкольного воспитания»


Проценко Татьяна Валерьевна

Методист  Государственного коммунально-казенного предприятия «Детский сад №5 «Колосок» при отделе образования города Степногорска

Слайд Для справки: Детский сад №5 «Колосок» в  2009 году  вошел в проект ВОЗ «Здоровые детские сады» по Акмолинской области и был определен экспериментальной площадкой по формированию ЗОЖ у дошкольников. Разработана программа «Здоровый  ребенок-счастливый ребенок». План координационного Совета, представлена вся отчетная документация.  Опыт работы по созданию здоровьесберегающего процесса   был обобщен на заседания экспертного  Совета  при управлении образования Акмолинской области по обобщению опыта учителей  от 27.03.2013 года  был утвержден  и рекомендован к изданию и распространению, с внесением  в областной банк методическое пособие «Создание  новой модели  педагогического  процесса, ориентированного на идеи здоровьесберегающей   педагогики» (автор Проценко Т.В.) Материалы из опыта работы своевременно транслируются на  1,2,3 международной ярмарке социальных инноваций, зональном семинаре «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»,Степняк,2013 год,  сотрудничество с Областным центром ЗОЖ (семинары,конкурсы), на семинарских занятиях ГМО инструкторов по предшколе и физическому воспитанию.

Предлагаем вашему вниманию  рассмотреть  некоторые  методы и пути  организации  здоровьесберегающего процесса, проверенной по большей части  педколлективом   детского сада №5 «Колосок» , на своём опыте,

       В 2011-2012 учебном году педколлектив  завершил   деятельность   третьего  этапа  эксперимента  «контрольно-регулировочный» этап реализации программы , а именно : организация текущего и итогового кон­троля (мониторинг). Своевременная коррекция и регуляция эксперимента на основании полученных данных.

Прежде чем прейти к основному вопросу ,а именно «Функция  контроля за здоровьесберегающим  процессом» ,хотелось бы остановится на содержании здоровьесберегающего процесса в нашем понимании и с чего в последующем и вытекают вопросы системного контроля.  Это отнюдь не только физкультурно-оздоровительная работа.как многие ошибочно думают до сих пор. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя — логопеда, педагога — психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и родительской общественности.

В нашем дошкольном учреждении мы  создали новую модель педагогического процесса, ориентированную на идеи здоровьсберегающей педагогики. В основе этой модели «тренирующая» и «сохраняющая» здоровье ребенка среда.

«Тренирующая среда» связана с развитием интеллектуальных способностей ребенка. Она основывается на активной педагогике, в основе которой деятельностный подход, активные формы и методы обучения: поисковые, творческие, проблемные.

«Сохраняющая здоровье ребенка среда» опирается на санитарно-гигиенические   требования, факторы психологического комфорта, эмоциональной активности.

Созданы психологические условия организации здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, к которым относятся: ·

-условия нахождения ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

  • рациональная организация образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

-организация разных видов деятельности детей в игровой форме;

  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

-создание благоприятного психологического микроклимата в группе, педколлективе в целом.

  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим

Теперь непосредственно к функции контроля. Понятно ,что для качественной работы необходимы не только условия ,но и систематический  контроль.

Современный руководитель должен быть компетентен как в вопросах методологии воспитания, развития и обучения дошкольников, так и в системном управлении. Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля с последующим его анализом, является основой для принятия управленческих решений.

Вопросы для системного контроля

(Вопросы, требующие постоянного контроля.)

Выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей.

Учебно – воспитательный процесс, уровень знаний, умений и навыков детей.

Результаты медицинского осмотра детей.

Проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня.

Организация питания.

Посещаемость.

Выполнение режима дня.

Выполнение санэпидемрежима.

Соблюдение здорового психологического климата в коллективе.

Техника безопасности.

Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в месяц.

Анализ заболеваемости.

Выполнение натуральных норм питания.

Выполнение плана по детодням.

Проведение физкультурных досугов, развлечений.

Состояние документации в группах.

Анализ детских работ по ИЗО и ручному труду.

Выполнение решений педсовета.

Документация и отчетность подотчетных лиц.

Снятие остатков продуктов питания.

Проведение дней методической учебы педагогических кадров.

Уровень педагогического мастерства и состояние учебно – воспитательного процесса у аттестуемых воспитателей в текущем учебном году.

Подведение итогов смотров и конкурсов.

Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в квартал.

Анализ детской заболеваемости.

Проведение дней здоровья.

Выполнение воспитателями рекомендаций  психолога,логопеда,медсестры

Чтобы охватить контролем все аспекты деятельности ДОУ по формированию мотивации ЗОЖ у всех участников  образовательного процесса, необходимо четко распределить обязанности между руководителем и его помощниками.

Медсестра:

  • контроль за соблюдением санитарно-противоэпидемического режима, санитарным состоянием помещения и участка детского дошкольного учреждения,
  • подготовка детей к врачебному осмотру.
  • контроль качество продуктов, правильность их хранения и соблюдение сроков реализации, организацию питания и качество приготовления пищи, рассчитывает химический состав и калорийность пищевого рациона, участвует в составлении меню-раскладки.
  • осуществляется контроль за своевременным прохождением медосмотров работниками детского дошкольного учреждения.

Методист:

Обзор­ный контроль

1.Соблюдение режима дня и организация ра­боты группы с учетом специ­фики сезона и дня недели.

2.Соблюдение плана оздоровительных мероприятий в ДОУ

Сравнительный анализ

1.Анализ  организованной учебной деятельности  с позиции здоровьесберегающего сопровождения детей на занятии

2.Плотность физкультурного занятия

3.результаты коррекционно-развивающей работы

Оперативный контроль

1.Формирование культурно – гигиенических навыков

2.Проведение прогулок и состояния выносного материала;

3.Исправность оборудования участков.

4.Доведение норм питания до ребенка

5.Организация и проведение гимнастики после сна

Цели мониторинга:

  • выявления степени соответствия результатов деятельности ДОУ стандартам и требованиям программы экспериментальной деятельности по формированию ЗОЖ;
  • качественной оценки системы условий, созданных учреждением для развития здоровьесберегающей компетентности у дошкольников.
  • Выявить степень удовлетворения всех участников педагогического процесса, созданными в дошкольной организации условиями сохранения и укрепления здоровья.

Проводится:

-мониторинг состояния здоровья вновь поступивших воспитанников. В  детском саду  организовано медико-педагогическое обслуживание с учетом возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей детей, что позволяет сократить сроки адаптации, минимизировать отрицательные реакции у детей при поступлении к нам в учреждение.

-Мониторинг развития здоровьесберегающей компетентности детей

-Мониторинг заболеваемости детей

-Мониторинг здоровьесберегающей компетентности педагогов

-мониторинг по  результатам углубленного медосмотра

-мониторинг коррекционно-развивающей работы

-Мониторинг школьной зрелости

-мониторинг психологической комфортности пребывания ребенка в детском саду

Для удобства и облегчения анализа   здоровьесберегающего сопровождения детей  введена  технология SWOT-анализа- метод  маркетингового анализа в виде процедуры сбора данных и установления соответствия между сильными  и слабыми свойствами организации.

Разработаны регистрационные листы по всем направлениям (формирование культурно-гигиенических навыков, соблюдение режима дня, критерии здоровьесберегающего сопровождения на занятиях и т.д.)

Для того, чтобы не делать подробных описаний кратко записываются  итоги наблюдений по основным направлениям деятельности , в последующем составляется информационно-аналитическая справка. (информационно-аналитические справки прилагается)

В контексте новых Стандартов дошкольного воспитания и обучения введена новая система оценки уровня развития здоровьесберегающей компетентности воспитанников.

С целью отслеживания  уровня развития здоровьесберегающей компетентности  детей на каждом возрастном этапе в образовательной области «Здоровье» и всех ее подобластях («физическая культура», «культурно-гигиенические навыки», «двигательная активность», «ЗОЖ») используется система индикаторов.  Индикаторы  позволяют  педагогам  проводить три раза в год  «нестрогую» диагностику, являющуюся основанием для построения индивидуальной образовательной траектории ребенка. Частота проведения «нестрогой» педагогической диагностики  составляет три  раза в год (входящая, промежуточные, итоговая). Вся информация  по результатам диагностики  конфиденциальна и подотчетна родителям.

За три года работы с применением  здоровьесберегающих технологий  в  образовательном пространстве  были получены  качественные показатели.

 Оценка психологической  комфортности детей.

С целью  выявления  отношение детей к дошкольной организации, выявления  стиля взаимоотношений в детском коллективе была проведена экспресс-диагностика ««С каким настроением ты идешь в детский сад и уходишь домой?».

Методика.  «С каким настроением ты идешь в детский сад и уходишь домой?

Цель: проанализировать отношение детей к дошкольной организации, стиль взаимоотношений в детском коллективе

 ВОПРОСЫ:

С каким настроением ты идешь в детский сад?

      Веселое лицо, хорошее настроение – 83%

Почему?

Можно играть в интересные игры – 17%

Много друзей – 26%

Вкусно кормят – 16 %

Ходим в бассейн-43%

С каким настроением ты уходишь домой?

Грустное настроение – 79%

Почему?

Дома скучно, одиноко, нет друзей – 67%

Мало интересных игрушек – 12%

Основные причины нежелания посещать детский сад – существование послеобеденного сна,  «нельзя делать то, что хочется»

 

Из представленных результатов очевидно, что  в ДОУ созданы комфортные условия для развития личностной культуры и социальной защищенности дошкольника

Большое внимание мы уделили системе оценивания результатов обучения

1)Система оценивания  как  показатель создания   «здоровьесохраняющей среды» в ДОУ

.  Мы используем перспективную  систему оценивания, которая также относится к «сохраняющей здоровье среде»:

это самооценка (в старших группах и группах предшкольной подготовки) и педагогическая оценка

Самооценка ребенка в первую очередь, зависит от взрослых. Поэтому педагоги ДОУ  уделяют особое внимание  правильной оценке  его действий и поступков. Именно действий и поступков , но ни в коем случае  ни самой личности так как дети  дошкольного возраста  склонны  соотносить оценку своей деятельности на себя в целом.

Так, дети среднего возраста оценивают успех и неуспех своей деятельности, переживая их. Неуспех, поражение отрицательно влияют на них и не стимулируют проявления настойчивости. Успех, удача, наоборот, оказывают подстегивающее воздействие. Поэтому негативных оценочных значков детям среднего возраста педагоги не ставят, а оценивают только их успехи. Для старших детей успех является хорошим стимулом для преодоления трудностей в дальнейшем. Наряду с этим на часть детей и неуспех не только не оказывает отрицательного влияния, а напротив, стимулирует их – потерпев неудачу, дошкольники не прекращают деятельности, а с еще большей энергией пытаются преодолеть трудности.

Данные опроса детей:

«Молодец, умница, сделал лучше всех, постарался, Хорошо справились»(56%),«Красавица», «Ах, какая красота», « Красивая работа» (33%), «Золотые ребятки»(11%) Наши педагоги : «целует, обни-Еще одна  из форм ежедневного оценивания детей и общения педагога с семьей  – это  счастьеграммка. Счастьеграммок  очень ждут вечером родители и дети.  Дети знают, что для того, чтобы получить счастьеграммку  нужно очень постараться днем на занятиях, прогулке,  в игре. Счастьеграммки (записки) наклеиваются  на  шкафчик  ребенка  в виде минилистовок разной формы (клейкая бумага для заметок – сердечко, яблочко, домик). Текст  доступен, полезен и интересен каждому родителю.

Например: «Мы рады за Андрея. Он  назвал все весенние месяцы без подсказки» или «Жанибек сегодня сам оделся на прогулку».

Дети собирают счастьеграммки в своих папках достижения и очень гордятся ими. Педагогический коллектив ясно и четко ориентируется в вопросе личностно-ориентированного воспитания и обучения детей. Опыт работы по формированию папки достижений ребенка опирается на идеи  образовательной международной технологии  «Step by step», в частности на важнейшие компоненты данной технологии: индивидуализация  опыта  каждого ребенка и участие семьи.

Слайд портфолио успеха

В практике педагогической деятельности детского сада  в  рамках комплексного сопровождения развития  ребенка  введена  система накопления  достижений ребенка. Портфолио, заменяя  традиционную бальную отметку, позволяет формировать  положительную  мотивацию  к учебной  деятельности, облегчает  процесс адаптации ребенка к школе.

Использование  портфолио в условиях детского сада  обусловлено в первую очередь  психофизиологическими особенностями детей дошкольного возраста. Поскольку ребенок – дошкольник  в силу своих возрастных ценностей  не вполне осознает  значение отметки, оценку  собственной деятельности  воспринимает как оценку  его личности в целом.

Таким образом, данная   система оценивания  исключает  эмоциональную стрессовую нагрузку у детей при оценивании его результатов деятельности

мает, гладят по голове» (67%) ,«Дают счастьеграммки»-  78%.

Вывод: Педагогическая оценка в детском саду является гибким инструментом в обеспечении здоровьесберегающего сопровождения ребенка.

Слайд  Здоровьесберегающее сопровождение на занятиях

Здоровьесберегающее сопровождение на занятиях неотъемлемая часть образовательного процесса, поэтому  в детском саду рационально сочетаются разные виды деятельности детей,  интеллектуальные, двигательные, эмоциональные нагрузки, адекватные возрасту. Размещение учебного материала осуществляется по всему пространству групповой комнаты,  что позволяет проводить занятие   в режиме смены динамических поз.  Рациональная организация занятия  включает в себя разнообразные виды деятельности (4-7), частоту их чередования (7-10 мин), плотность занятия не менее 60% и не более 75-80%, смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки . Все это снимает проблемы переутомления, отсутствие интереса к изучаемой теме, дети активны до конца занятия.

Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить критерии здоровьесберегающего сопровождения ребенка на занятиях:         

Слайд критерии Критерии здоровьесбережения          

1.)Обстановка и гигиенические условия в группе

2)Количество видов учебной деятельности

3)Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

4)Количество методов  обучении (: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работ)

5) Их чередование

6) Наличие и место методов, способствующих активизации

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).

7) Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)

8)Место и длительность применения ИКТ-средства

9)чередование позы

10)Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы

11)Наличие, место, содержание и продолжительность на занятии моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек

12)Наличие мотивации деятельности детей на занятии

Внешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации:

стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу

13)Психологический климат  (комфорт— напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик(сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)

14)Эмоциональные разрядки на занятии(Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие)

15)Момент наступления утомления и снижения  активности

16)Темп окончания  занятия

Слайд

Вывод: В целом, представленная система работы по организации здоровьесберегающего пространства в современном ДОУ оценена положительно. В результате совместной работы медицинского и педагогического персонала нашего ДОУ по охране жизни и укреплению здоровья детей отмечается:·        Снижение частоты заболеваний на одного ребенка

  • Протекание заболеваний без осложнений и в более легкой форме;
  • Отсутствие часто и длительно болеющих детей

Стабильный средний  коэффициент занятости мест в детском саду в течении года 57% ( численность детей 275, средняя посещаемость 157)

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *