Рабочая учебная программа производственной практики на предприятии по приобретению профессиональных навыков по специальности 0705000 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых» для студентов IV курса


Устабаев Кажмухан Кадиржанович

Преподаватель специальных дисциплин ХГТК «Хромтауский горно-технический колледж »

при отделе образования г.Актюбинской области г.Хромтау

Хромтауский горно-технический колледж

«Утверждаю»                  

Директор ХГТК    

_____________Мулдашева Б.К.

«___»_______________2015г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая учебная программа производственной  практики

на предприятии по приобретению профессиональных навыков по специальности

  0705000 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых»

для студентов IV курса

 

                                                       Сотавители:   Устабаев К.К., Самратова С.А.

 

Рассмотрено на

заседании НМС

«__»________2015г.

Протокол №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хромтау
Программа производственного обучения

                                      Пояснительная записка

 

Рабочая учебная программа производственной практики по приобретению профессиональных навыков разработана на основе государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан на базе общего основного образования по специальности  0705000 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых»
Целью производственной практики является освоение приемов и способов работ при подготовке  проходчик -4 разряда,  машинист скреперной

Лебёдки- 4 разряда  и машинист электровоза-4 разряда. Рабочая программа рассчитана на 288 часов.

Рабочая учебная программа способствует приобретению профессиональных навыков обучаю­щимися по организации и осуществлению работ на производ­ственном участке, эксплуатировать горношахтное оборудование, ра­ботать с технической документацией, контролировать работу венти­ляционных систем и состав рудничной атмосферы, правильность ве­дения горных работ.

Программой предусматривается последовательное расширение формируемых умений и их усложнение по мере перехода от одного этапа практики к другому.

При подготовке специалистов важная роль принадлежит единству практического обучения и теоретической подготовки.

В настоящей рабочей учебной программе приведен тематический план

В заключительной части настоящей программы изложены основ­ные требования к рабочему плану.

 

Общие положения

 

Настоящая программа составлена в целях оказания практической помощи мастеру производственного обучения в проведении производственной практики учащихся колледжа  по подготовке проходчик -4 разряда,машинист скреперной лебёдки- 4 разряда  и машинист электровоза-4 разряда. Программа рекомендует прохождение производственной практики на предприятии. После приобретения умений и навыков, необходимых для усвоения и выполнения программы, учащимся даются конкретные задания, которые помогут им в выполнении пробных квалификационных работ. В связи с совершенствованием условий производства в программу обучения могут быть внесены изменения и дополнения.
Направление учащихся на производственную  практику  на предприятие оформляется договором с предприятием, в котором отражаются сроки проведения, условия обеспечения безопасности выполнения работ.
Фонд времени на производственную практику на предприятие 288 часов.

Режим труда учащихся: работа под руководством наставника или в составе бригад в одну или две смены в соответствии с режимом, действующих в цехах или на участках предприятий. Контроль за ходом практики осуществляют старший мастер и заместитель директора колледжа по учебно-производственной работе согласно графика контроля.

Продолжительность рабочего дня учащихся определяется Конституцией РК и законодательством о труде подростков. Для учащихся, достигших 18-летнего возраста – 41 час в неделю, не достигших 18-летнего возраста – 36 часов в неделю.
Учащимся, успешно прошедшим производственную практику на предприятии, присваивается второй разряд горнорабочий подземный.
По окончании практики на учащихся оформляются производственные характеристики, заверенные печатью, в которых указываются: выполнение норм выработки, умение обращаться с технологическим инструментом, оборудованием и приспособлениями, знание технологического процесса, рекомендуемый разряд.
Учащиеся оформляют дневник производственной практики, в котором указывают виды выполняемых работ, разряд, качество выполнения работ. В конце ставится дата окончания работы, подпись ответственного лица и заверяется печатью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи

 

Производственная  практика  на предприятии учащихся учебного заведения начального профессионального образования является составной частью учебного процесса и ставит задачу закрепить и углубить знания, по­лученные обучающимися в процессе обучения, привить необходимые умения и навыки практической деятельности по изучаемой специальности, приобщить обучающихся к общественно-полезному труду. К основным задачам производственной  практики  на предприятии относятся:

– формирование системы профессиональных умений в соответствии с требованиями государственного общеобязательного стандарта по специальности;

– расширение, систематизация и закрепление знаний на основе изу­чения работы шахты;

– приобретение опыта организаторской и воспитательной работы в коллективе;

  • – освоение принципов работы и получение навыков по управлению горными машинами и механизмами;
  • приобретение обучающимися навыков по безопасному выполне­нию операций по установке крепи, настилке рельсового пути, буре­нию шпуров;
  • ознакомление с правилами пользования защитной и пусковой ап­паратурой, правилами проверки оборудования на взрыво- и искробезопасность, заземлением электроустановок;
  • практическое изучение схем распределения электроэнергии на горном предприятии, оборудования распределительных пунктов;
  • ознакомление с работой стационарного оборудования шахт, руд­ничного транс порта, малой механизации;
  • ознакомление со схемой проветривания очистного и подготови­тельного забоев, схемой вентиляции шахты;
  • ознакомление с планом ликвидации аварий применительно к ра­бочему месту, с запасными выходами;
  • изучение технологии проведения и крепления горизонтальных и наклонных выработок, ведения очистных работ, правил установки крепи (временной и постоянной), способов управления кровлей.

–  изучение особенностей монтажных и демонтажных работ.

Важное значение имеет реализация воспитательных задач практи­ки: формирование моральных качеств будущего специалиста; воспи­тание творческого отношения к труду, сознательной трудовой и про­изводственной дисциплины, уважения к трудовым традициям коллек­тива бригады, участка, шахты.

 

 

 

Тематический план преддипломной практики

 

Наименование Кол-во дней Количество часов
1 Оформление на производственную  практику    на предприятие (прохождение медицинского осмотра, ознакомление программой практики) 3 21
2 Вводный инструктаж 1 8
3 Первичный инструктаж 5 40
4 Работа по приобретенной профессии в качестве горнорабочий подземный,

машиниста электровоза,

машиниста скреперной лебедки,

проходчика

на одном из участков шахты: добычном, подготовительных работ, шахтного транспорта, вентиляции и техники безопасности.

 

40

40

40

40

 

 

 

1112

5 Ознакомление с производственными службами предприятия. Сбор материалов для дипломного проектирования. 3 21
6 Консультации по программе дипломного проектирования 5 35
7 Обобщение собранного материала. Составление отчета. Увольнение с предприятия. Зачет по практике. 3 21
  Всего 178 1252

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основное содержание программы

 

  1. Оформление на производственную практику  (организационное собрание, прохождение медицинского осмотра).

Краткие сведения о предприятии-базе производственного обучения, порядок прохождения производственной  практики  , отчетная документация на практике: дневник-отчет, производственная характеристика на присвоение рабочей профессии.

  1. Вводный инструктаж

Общие сведения по ТБ при прохождении  производственной  практики  на предприятии.

  1. Первичный инструктаж (35 часов)

1день

  1. Общие сведения по шахте
  2. Трудовой кодекс РК
  3. Общие сведения о производственном травматизме и профессиональных заболеваниях. Правила внутреннего распорядка дня.

2день

  1. Ознакомление с инструкцией «Охрана труда по профессии»
  2. Положение Системой менеджмента охраны труда (СМОТ) и нарядной системы.
  3. Изучение технологических и методических инструкций
  4. Ознакомление с целями в области качества, охраны окружающей среды, охраны труда.

3день

  1. Основы пожарной профилактики. Дислокация средств пожаротушения
  2. Правила пользования средствами пожаротушения.
  3. План ликвидации аварий на шахте. Правила личного поведения во время аварий.
  4. Правила расследования несчастного случая

4день

  1. Основные требования электробезопасности
  2. Оказание первой помощи пострадавшим при несчастном случае
  3. Схема безопасного движения транспорта и людей на территории цеха.
  4. Перечень опасности на шахте. Ознакомление с корпоративной политикой, 10 золотых правил.5день
  5. Средства индивидуальной защиты. Порядок обеспечения, правила пользования.
  6. Производственная санитария, правила личной гигиены.
  7. Ознакомление с производственными и санитарно-бытовыми помещениями.

 

  1. Работа по приобретенной профессии в качестве горнорабочий подземный, проходчик, машинист электровоза, машинист скреперной лебедки на одном из участков шахты: добычном, подготовительных работ, шахтного транспорта, вентиляции и техники безопасности

 

Горнорабочий подземный – 2 разряд

Характеристика  работ. Выполнение работ на плитах и заездах с выдачей на рабочем месте горной массы по плану свыше 100т в смену. Подкатка и откатка груженых и порожних вагонеток вне зоны забоя вручную и механизмами. Наблюдение за правильной посадкой людей в клеть, вагонетки и выходом из них. Разгрузка горной массы в рудоспуск, бункер или на конвейер через опрокид. Оказание помощи стволовому в его работе по наблюдению за правильным и безопасным ведением погрузки и разгрузки клети. Зачистка почвы, листов, деревянных настилов скатов, пропуск по ним полезного ископаемого. Уборка просыпавшейся горной массы. Перестилка и замена листов (рештаков) и деревянных настилов. Отбор пластовых и эксплуатационных проб в очистных и подготовительных забоях. Выполнение вспомогательных работ при скреперовании горной массы, формировании и расформировании составов. Управление тормозной бремсберговой установкой, наблюдение за ее работой, состоянием каната, роликов, пути, тормозного шкива и сигнального устройства, смазка подшипников тормозного шкива. Доставка взрывчатых веществ под наблюдением взрывника к местам производства взрывных работ. Управление и обслуживание гидроэлеватора, пуск и останов его, устранение мелких неисправностей в его работе. Участие в ремонте обслуживаемых машин, механизмов, приспособлений.

 

Машинист скреперной лебедки – 3 разряд

Характеристика работ. Управление скреперными лебедками мощностью до 55 кВт и скреперными лебедками мощностью до 38 кВт, оборудованными челноково-перекрывающими устройствами, при скреперовании горной массы вне зоны забоя. Скреперование отходов обогащения и хвостов гальки от промывочного прибора. Зачистка и выравнивание кровли пласта полезного ископаемого после удаления покрывающих пород. Кайление горной массы и дробление крупных кусков. Подкидка горной массы на скреперную дорожку. Крепление лебедки. Закрепление и перевешивание блоков, проверка заземления, скращивание и замена каната. Участие в монтаже, демонтаже, переноске и ремонте обслуживания.

 

 

 

 

 

Машинист электровоза  – 3 разряд

Характеристика работ. Управление электровозами, со сцепным весом до 14 т, независимо от сцепного веса, при откатке груженых и порожних составов. Регулирование скорости движения электровоза шахтного в зависимости от профиля пути и веса состава. Формирование составов и выполнение маневровых работ на погрузочных и обменных пунктах и эстакадах. Расстановка вагонов в местах погрузки и разгрузки. Вывозка грузов, завоз порожних вагонов. Доставка людей к месту работы и обратно. Сцепка и расцепка вагонов. Подъем и постановка электровозов и вагонов, сошедших с рельсов. Дистанционное управление электровозом при погрузке горной массы из люков-дозаторов и при разгрузке на опрокидывателе. Перевод стрелок в пути. Управление вентиляционными дверями, толкателями, лебедками и другими механизмами погрузочных и разгрузочных пунктов. Очистка котлована и настила у опрокидывателя. Экипировка электровозов и заправка песочниц. Осмотр и опробование механизмов управления и ходовых частей. Устранение неисправностей в работе обслуживания оборудования.

 

Проходчик – 3 разряд

Характеристика работ. Выполнение всего комплекса работ по проходке горизонтальных, наклонных и вертикальных горных выработок, кроме работ, предусмотренных в тарифно-квалификационной характеристике проходчика 6-го разряда. Бурение шпуров и скважин самоходными буровыми установками, кроме дизельных, перфораторами массой до 35 кг (вместе с пневмоподдержкой), электросверлами и пневмосверлами. Выполнение работ по погрузке горной массы с применением погрузочных машин производительностью до 6 м3 в час с навесными буровым оборудованием, и бурению шпуров. Проходка горных выработок: с применением отбойных молотков, пневмоломов; взрывным и гидравлическим способами. Разработка взрывной породы (грунта). Скреперование горной массы в рудоспуск или вагонеток. Погрузка горной массы погрузочными, погрузочно-доставочными машинами. Участие в управлении проходческими комбайнами. Возведение всех видов крепи в горизонтальных и наклонных выработках. Орошение горной массы после взрывных работ. Разборка и ремонт временной крепи. Укладка и снятие постоянных и временных рельсовых путей. Монтаж и демонтаж проходческих комплексов. Погрузка, разгрузка, доставка материалов и оборудования, откатка груженых и подкатка порожних вагонеток в зоне забоя с помощью электровозов, лебедок или вручную.

 

 

 

 

 

 

Основные требования к ЗУН учащихся

 

Горнорабочий подземный – 2-й разряд  

Должен знать:

– требования квалификационной характеристики;

– технологию добычных, проходческих и буровзрывных работ;

– устройство и принцип работы шахтных установок;

– основы гидро- и пневмопривода;

– устройство и принцип действия горных машин;

– способы обеспыливания и проветривания шахт;

– погрузочно-транспортное оборудование горных предприятий;

– основы трудового законодательства, охрана окружающей среды, противопожарной профилактики и горноспасательного дела;

– схемы электроснабжения добычных и проходческих участков;

– принцип действия рудничной аппаратуры управления, защиты и связи.

 

Должен уметь:

– соблюдать ПБ;

– проверять заземление;

– снимать показания с контрольно-измерительных приборов;

– управлять забойными машинами и механизмами;

– разделывать бронированный, и гибкий кабель;

– разбирать и собирать светильники, уметь подключить светильники к сети;

– пользоваться приборами для измерения сопротивления заземления;

– производить проверку, пуск и остановку насосных агрегатов;

– производить запуск и остановку компрессорных установок;

– работать с отбойными молотками;

– забуривать и бурить шпуры;

– управлять ручными и колонковыми сверлами, бурильными установками;

– управлять проходческими комбайнами;

– управлять одиночными скребковыми и ленточными конвейерами;

– проводить проверку готовности и включение погрузочных машин;

– управлять электровозом на холостом ходу;

– эксплуатировать стрелочные переводы и средства малой  механизации.

 

Машинист скреперной лебедки – 3-й разряд

Должен знать:

– устройство, типы и технические характеристики скреперных лебедок;

– принцип работы тормозных, предохранительных устройств и пусковой аппаратуры, их назначение и правила пользования ими;

– конструкцию прицепных устройств и канатов, способы крепления канатов и правила регулирования их длины;

– требования, предъявляемые к канатам;

– способы скреперования в различных условиях;

– правила заземления скреперной лебедки;

– порядок монтажа, демонтажа, переноски и ремонта обслуживаемого оборудования;

– принцип работы двигателя;

– основы электротехники;

– сорта и свойства смазочных материалов.

 

Должен уметь:

– скреперовать горную массу в соответствии с наряд-заданием;

– уметь закрестить не рабочую дучку;

– заменить грузовой и порожний канаты;

– скреперования в различных условиях;

– проверить наличие масло в редукторе лебедки;

– произвести выпуск горной массы из дучек;

– правильно закрепить  канаты и регулировать их длину;

– произвести  замену тормозных лент.

 

 

Машинист электровоза – 3-й разряд

Должен знать:

– устройство, технические характеристики электровозов, гировозов, дизелевозов;

– график движения поездов и правила движения составов с грузами и людьми;

– профиль пути, его состояние и путевые знаки на обслуживаемом участке;

– схемы железнодорожных путей, коммутации и питания энергией;

– системы тормозных устройств;

– устройство стрелочных переводов, компрессоров для автоторможения вагонов;

– правила сцепки и расцепки вагонов;

– способы и приспособления, применяемые для подъема сошедших с рельсов электровозов и вагонов;

– устройство аккумуляторных батарей, правила зарядки и ухода за ними;

– оборудование зарядных камер;

– правила и способы заземления и подвески контактной сети;

– назначение сигналов и средств сигнализации, централизации и блокировки;

– способы преобразования тока;

– питание контактной сети;

– устройство перемычек, заземление рельсовой пути;

– схему диспетчерской пути;

– расположение и наименование подземных горных выработок;

– основы электротехники и слесарное дело.

 

 

 

 

Должен уметь:

– ориентироваться в подземных выработках;

– правильно произвести перевод стрелочного перевода;

– произвести подтяжку тормозных колодок;

– произвести звуковой сигнал при движении вперед, назад;

– умело пользоваться оборудованием для выставления на рельсы вагонеток и электровозов.

 

Проходчик – 3-й разряд

Должен знать:

– свойство горных пород и их квалификацию по крепости;

– правила и способы разработки горной породы механизированным инструментом и вручную;

– способы проведения горизонтальных, наклонных и вертикальных выработок;

– формы сечения горных выработок;

– виды постоянных и временных крепей, способы их возведения;

– свойства специальных растворов и способы их нагнетания;

– устройство и правила эксплуатации оборудования, машин и механизмов, применяемых при проходке горных выработок;

– правила и приемы сборки и установки арматуры;

– устройство откаточных путей, способы разбивки и укладки стрелочных переводов, проверки профиля пути;

– размеры подвесного оборудования;

– способы укладки, крепления труб;

– правила ведения взрывных работ;

– правила и способы погрузки, выгрузки и доставки материалов и оборудования в зоне забоя.

 

Должен уметь:

– Приводить  забой   в  безопасное  положение;

Монтаж  арочной металлической  крепи;

Установить опережающую крепь;

– Обуривать забой ;

– Наращивать вентеляционный  рукав;

– Управлять погрузочной машиной ;

– Управлять скреперной лебёдкой;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Трудовой кодекс
  2. Закон РК «Об образовании» от 27 июля 2007 года №319-III ЗРК
  3. ГОСО РК 4.05-2008
  4. Типовая учебная программа профессиональной практики по специальности 0712000 «Строительство подземных сооружений»;
  5. Заплавский Г.А., Лесных Б.А. Горные работы проведение и крепление горных вырботок. – М.:Недра, 1986.
  6. Медведев Г.Д. Электрооборудование и электроснабжение горных предприятий. – М.:Недра, 1980.
  7. Татаренко А.М., Рудничный транспорт. – М.: Недра, 1984.
  8. Скакун В.А. Производственное обучение по общеслесарным работам. – М.: Высшая школа, 1984.
  9. Яцких Трегубов Н.М., Акастелов Л.Ф. Ремонт горных машин. – М.: Недра, 1978.
  10. Осипов К.С. Ремонтно-слесарные работы на горных предприятиях. – М.: Недра, 1974.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *