Урок математики 2 класс “Сложение и вычитание двузначных чисел”
СКО. г. Петропавловск
КГУ «Средняя школа № 42»
Елеусизова Майра Ашимовна
учитель начальных классов
Директор: Шалахаев Бекайдар Жылкайдарович
Цель: Закрепление сложения и вычитания двузначных чисел.
Задачи: – закрепить знания по теме сложение и вычитание двузначных чисел,
умения решать составные задачи, решать выражения, неравенства,
умение находить периметр;
– развивать логическое мышление, внимание, память, навыки устных
вычислений;
– воспитывать чувство взаимопомощи, трудолюбие, творческие
способности.
Тип урока: закрепление знаний.
Оборудование: компьютер, геометрические фигуры, раздаточный материал
презентация.
Формы работы: самостоятельная работа, индивидуальная работа,
фронтальная работа, работа в паре.
Ход урока:
- Организационный момент.
– Қош келіпсіздер. Сәлеметсізбе құрметті қонақтар. Здравствуйте, уважаемые гости. С добрым утром всех! (Слайд № 1).
– Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте посмотрим на наших гостей и подарим им свою улыбку. А теперь посмотрите друг на друга улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.
- Постановка темы и цели урока.
– Сегодня на уроке мы закрепим (Слайд № 2) сложение и вычитание двузначных чисел в решениях составных задач, выражениях, в простых и осложненных уравнениях. И повторим решение задач на нахождение периметра. Первый этап нашего урока устный счет. (Слайд № 3).
- Устный счет.
- Три ученика работают у доски.
87 – = 80 36 + = 40 50 – = 45
(26 + 30) – 40 = 34 + (60 – 30) = 25 + (70 – 40) =
34 + 20 * 59 – 3 52 + 20 * 78 – 8 65 – 30 * 30 + 5
1ч 10мин = мин 1сут 5ч = ч 67см = дм см
2) Четыре ученика работают по карточкам.
Карточка № 1. Карточка № 2.
36 + 24 = 76 – 53 = 24 + 45 = 87 – 54 =
32 + 7 = 86 – 4 = 45 + 3 = 57 – 5 =
30 + 17 = 25 + 40 = 50 + 14 = 37 + 20 =
Карточка № 3. Карточка № 4.
46 + 32 = 67 – 35 = 34 + 53 = 97 – 64 =
53 + 4 = 89 – 5 = 54 + 4 = 67 – 4 =
40 + 15 = 35 + 20 = 60 + 12 = 24 + 40 =
3) – Ребята, а все остальные считают устно. (Слайд № 3)
42, 60, 51, 94, 8, 12.
– Прочитайте число, назовите предшествующее и последующее число.
– Расположите числа в порядке возрастания и в порядке убывания.
– Какое число лишнее? Почему?
– Уменьшите каждое число на 2 единицы.
– Увеличьте каждое число на 1 десяток.
– Каким правилом пользовались при уменьшении (увеличении) чисел?
(десятки отнимаем от десятков, единицы от единиц).
4) Сравни. (Слайд № 4)
а – 5 а + 5
в – 5 в – 4
с + 4 с
5) Дидактическая игра «Цепочка». (Слайд № 5)
– А теперь поиграем. Игра «Цепочка!»
– Помогите слоненку. Он добрый и смешной хочет с вами подружиться.
А чтобы помочь, нужно решить цепочку выражений.
15 – 8 + 6 + 70 + 6 – 4 – 10 + 3 – 8 =
6) Задачи для смекалистых.
* Саша грустнее, чем Толик. Толик грустнее, чем Алия. Кто веселее всех? (Слайд № 6)
* Ира аккуратнее, чем Лиза. Лиза аккуратнее, чем Наташа. Кто самый аккуратный? (Слайд № 7)
* Ербол ел яблоко большое и кислое. Жанат ел яблоко большое и
сладкое. Что в этих яблоках одинаковое? разное? (Слайд № 8)
- Работа в тетради.
– Открыли тетради, запишем число. (Слайд № 9)
– Какое сегодня число? Однозначное или двузначное? Пишем классная работа.
Минутка чистописания. – Сегодня будем прописывать числа 32 и 23.
– Чем они отличаются, чем похожи, если сложить, то получится 5. Сегодня работаем только на 5.
- Работа у доски.
Решение выражений с объяснением.
( Два ученика работают на интерактивной доске). (Слайд №9).
35 + 8 = 43 48 + 7 = 55
52 – 6 = 46 74 – 9 = 65
(Еще 4 выражения решают по уровню сложности). (Слайд №10).
– У кого на столе лежит красный круг, решают самостоятельно выражения под красным кругом, у кого желтый круг решают выражения под желтым кругом.
красный круг желтый круг
85 – 7 = 78 42 – 9 = 33 12 – 7 = 5 14 – 8 = 6
36 + 8 = 44 67 + 6 = 73 9 + 5 = 14 8 + 6 = 14
– Проверка, читая вслух выражения разными способами.
- Физминутка. (Слайд № 11)
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
Наши ручки, поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись и остановились.
- Работа по учебнику. (Слайд № 12)
Решение задачи по учебнику с. 134 № 2 (а).
– Прочитайте задачу.
– Что известно в задаче?
– А какой вопрос в задаче?
– Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
– Почему?
– А теперь, кто желает пойти к доске и решить задачу? (Слайд № 13)
(Один ученик решает задачу на интерактивной доске).
- 35 + 5 = 40 (п.) – во втором вагоне.
- 35 + 40 = 75 (п.) – в двух вагонах.
В.: (35 + 5) + 35 = 75 (п.)
Ответ: 75 пассажиров в двух вагонах.
- Разгадайте ребусы.
Ответы на ребусы в картинках:
(Слайд № 14) подвал
(Слайд № 15) семья
(Слайд № 16) точка
(Слайд № 17) задача
(Слайд № 18) восемь
- Решение уравнений.
– У кого красный круг, вам нужно составить с данными числами возможные уравнения, не меняя числа местами.
а, 7, 30, 5. (Слайд № 19)
а + 7 = 30 + 5 а – 7 = 30 – 5 а + 7 = 30 – 5 а – 7 = 30 + 5
(Одно уравнение дети решают в тетради, один ученик с объяснением
у доски).
– У кого желтый круг, те учащиеся самостоятельно решают данное уравнение. 9 + х = 14
- Работа в паре.
Решение задачи на нахождение периметра. (Слайд № 20)
– Ребята, посмотрите на следующий слайд и скажите какие геометрические фигуры вы видите?
– У каждого на парте лежат геометрические фигуры.
– Какие геометрические фигуры у вас? Вы должны измерить стороны и найти периметр.
– Но в начале давайте повторим. Что такое периметр?
(Ребята самостоятельно находят периметр).
– Проверка нескольких фигур (прямоугольника, квадрата, треугольника).
У прямоугольника: Р = 8 + 4 + 8 + 4 = 24 (см)
У квадрата: Р = 5 + 5 + 5 + 5 =20 (см)
У треугольника: Р = 6 + 4 + 7 =17 (см)
- Решение выражений со скобками. (Слайд № 21)
– На доске зашифровано слово, отгадаем слово, решив выражения.
О (47 – 40) + 3 = 10 Л 87 – (77 + 3) = 7
Ы 15 + (36 – 6) = 45 Ц (94 – 90) + 16 = 20
М (100 – 80) + 4 = 24 Д 10 + (64 – 60) = 14
24, 10, 7, 10, 14, 20, 45.
М О Л О Д Ц Ы!
– Ребята, это слово относится к вам, вы все сегодня хорошо потрудились,
показали свои знания, и вы сегодня все у меня молодцы.
- Домашнее задание. (Слайд № 22)
– А сейчас откройте свои дневники и запишите домашнее задание.
с. 135 № 3(а), № 4.
- Итог урока. (Слайд № 23)
– Что вам сегодня на уроке больше всего понравилось?
– Каким правилом пользовались при уменьшении (увеличении) чисел?
(Десятки отнимаем от десятков, единицы от единиц).
– Как мы складываем или вычитаем числа с переходом через десяток?
(При сложении и вычитании мы округляем до круглого десятка).
Выставление оценок. (Слайд № 24)
– Ребята, вы все сегодня хорошо работали, и вместе с оценкой я хочу вам
подарить солнышко, чтобы оно всегда светило и приносило вам только радость. Спасибо за работу!
(Всем учащимся, кто работал на уроке, выставляю оценку и даю солнышко).
– На этом наш урок закончен. (Слайд № 25)