Разработка классного часа на тему “Семья в моей жизни”.
Виншель Ирина Николаевна учитель технологии гимназии №2 города Хромтау
Задачи: формирование представлений о жизненном идеале семьи, навыков семейной дипломатии, умений анализировать ситуации; учить вырабатывать собственную тактику принятия решений и способность видеть за отдельным фактом явление жизни. Пропагандировать ценности семейной жизни.
Оборудование: Используемый реквизит: листы бумаги, ручки, маркеры, рисунки «кирпичики», детали атрибутов, геометрические фигуры, интерактивная доска.
- Оформление доски. Плакат с контурами Дома, куда будут прикрепляться «кирпичики». Эпиграф: «Семья вся вместе – душа на месте»
2.Презентация к классному часу подготовленной Федотовой А.
План
1.Вступление
- «Строим дом»
3.Традиции семьи
4.Игра «Компакт – опрос»
5.Есть ли проблемы?
6.Презентация
7.Выводы
Ход мероприятия
Учитель:
Из чего наш мир состоит?
Из дубка, что в поле стоит,
Из высоких гор сединой,
И ещё, и ещё из тебя со мной,
Сегодня наш классный час о том, что объединяет нас,- о семье.
В семейном кругу мы с вами растём,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ родительский дом.
У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом. Дом – это не только крыша над головой, это твоя семья, и самые близкие тебе люди: родители, сестры, братья, дедушки и бабушки. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.
Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.
А дом заставленный добром, – еще не дом.
И даже люстра над столом, – еще не дом.
И на окне с живым цветом – еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
– О каком же тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?
(Ребята предлагают свои варианты ответов.)
Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, – это любовь к Дому своему. Рождение этой любви – тайна великая требующая размышлений. Поэтом к ней можно только прикоснуться и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд Души.
-А как создать Тепло нашего Дома?
В современной песне поется:
Родительский дом- начало начал,
Ты в жизни моей надежный причал.
Родительский дом! Пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет.
2.Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой Дом? С чего начать? Предлагаю вам общими силами построить дом.
* Задание для первой бригады (1ряд): на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом «Дом».
Дом- это….(крепость, очаг…)
* Задание для второй бригады (2ряд): предложить несколько этических понятий, которые составляют «фундамент» Дома (записать на «кирпичиках»).
Взаимопонимание…(Что вы еще можете предложить для крепости семейных отношений?)
* Задание для третьей бригады (3ряд): создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье. ведь их тем больше, чем индивидуальнее люди. Нынешняя жизнь ждет от нас куда больше усилий, куда больше отказа себе в чем-то, куда больше внимания к каждому, самому мелкому шагу семьи.
Итак, что можно….., что нельзя…..
А теперь, когда наш «строительный материал» готов, построим Дом. «Прораб» каждой бригады «защищает» свой проект. Допускаются дополнения.
- Наш Дом построен. В нем будет жить семья. Семьи все разные и в каждой есть свои традиции.
В 1829году французский художник и конструктор изобрел фотографию, и с тех пор традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь.
А какие традиции в вашей семье? Желающие рассказывают.
Мы все стремимся быть счастливыми, дружными, понимающими. Но не всегда бывает так: возникают конфликты, ссоры.
Что «греха таить», возникают в семье конфликтные ситуации, где резкость рождает ответную резкость. И как необходимо стремиться обуздывать гнев и раздражение в ссоре. Очень важно для каждого члена семьи – понять позицию другого, стать на его место, посмотреть на спор его глазами. Это по-настоящему творческое, почти актерское умение перевоплотиться в другого человека, увидеть его глубинные переживания. Чаще всего это дает ясное понимание своей и чужой позиции, помогает прийти к согласию. Как же этому научиться? Сейчас мы с вами поиграем в игру «Компакт-опрос».
Ход игры: Распределяются роли (отца, мамы, бабушки, дедушки, сына и старшей дочери). Раздаются необходимые атрибуты: отцу – тапочки и нарисованный телевизор, маме- бигуди и зеркало, бабушке – кухонное полотенце и фартук, дедушке – очки и газету, сыну нарисованный компьютер, старшей сестре – телефон.
Каждый из играющих должен «вжиться» в свою социальную роль, подобрать соответствующую линию поведения, темперамент, жесты, мимику, речь.
Проблемная ситуация 1.
Обычный вечер в семье. Каждый член семьи занят своими делами:
Папа – лежа на диване у телевизора, мама – у зеркала после принятия ванны, дедушка – в кресле с газетой в руках, бабушка – на кухне за приготовлением вечернего чая, сын – за игрой на компьютере, сестра- у телефона.
Попытайтесь составить диалоги и разыграть ситуацию в различных стилях:
а) агрессивном, б) уверенно-достойном.
-Днем принесли квитанцию на оплату за квартиру. Кто пойдет завтра в сберкассу?
– Что вы можете сказать, оценивая поведение каждого члена семьи, о создавшемся конфликте? И давайте вместе найдем приемы правильного «Кодекса поведения», чтобы снять напряжение и восстановить добрые отношения, которые ни в коем случае не должны быть принудительными.
Чувства любви друг к другу, к сожалению, живут столько, сколько мы помогаем им жить – помогаем не искусственно, а всем образом жизни, складом отношений, поведения. (Обсуждение.)
- Если у вас есть проблемы, то вы расскажите о них в следующей работе. У вас в конвертах находятся геометрические фигуры. Нужно их закрасить :
*в красный цвет, если есть проблемы *в синий цвет, если проблем нет.
Наклейте фигуры на лист ,выберите спикера, который расскажет о ваших работах и вывесит их на доску.
Инструкция: круг- мама,
квадрат-папа,
треугольник – вы сами,
ромб-сестра, брат.
Очень хорошо, что у вас проблем немного.
- А теперь мы посмотрим презентацию, которую выполнила Федотова Настя.
- Давайте вместе сделаем вывод.
Чтобы не возникали проблемы в семье, надо выполнять правила поведения в семье. Какие?
Ответы учащихся.
*Уважать старших
*Не обижать малышей
*Помогать по дому
*Делать работу вместе
*Понимать друг друга
*Заботиться о близких
После ответов показывается слайд с выводом.
Если соблюдать эти простые правила , то у вас будет дружная семья.
Советуем вам развивать в себе лучшие качества для умения строить отношения, специально учиться, опираться на научные знания о человеке, об отношениях между людьми. Душевный комфорт основывается на доверии, простоте, открытости.
В завершении послушайте древнюю притчу.
Жила семья: муж, жена их маленький сын и старенькая бабушка, мать мужа. Пока у бабушки были силы, она помогала по дому, нянчилась с внуком, но старость взяла свое, захворала женщина. Молодая невестка не хотела ухаживать за больной свекровью и стала просить мужа избавиться от своей матери. Муж послушал ее, посадил мать в короб и пошел в горы, чтобы сбросить старую женщину со скалы. А маленький сынишка побежал вместе с отцом. И когда отец уже хотел сбросить мать со скалы, сын вдруг попросил оставить короб. “Зачем тебе короб?” – спросил отец. А сын ответил: “Когда ты будешь такой же старенький, я посажу тебя в этот короб, чтобы отнести к скале. Понял тогда отец, какую ошибку он совершает. Вернулся вместе с матерью и сыном домой, отругал свою жену и наказал, чтобы она заботилась о престарелой женщине.
Классный час хочу завершить словами греческого философа Фалеса: “Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями”.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1.Республиканский педагогический журнал «Внеклассная работа в школе» 2006г.
3.http://yanovichischool.ucoz.ru
4.Фотографии из личного архива