Разработка урока чтения и развития речи «Зима» Абай Кунанбаев для 6 класса
Жумабекова Ляйля Айткеновна,
учитель русского языка и литературы
ГУ «Специальная общеобразовательная школа №19 г. Экибастуза»
Руководитель СОШ №19:
Кушманова Римма Кабзакировна
Цели: познакомить со стихотворением А. Кунанбаева «Зима»;закрепить знания о времени года – зиме, месяцах; развивать навыки выразительного чтения, продолжать работать над навыками правильного, сознательного, беглого чтения; корригировать и развивать связную речь; развивать память, наблюдательность, логическое мышление; пополнять словарный запас учащихся; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: хрестоматия «Казахская литература», карточки с загадками, картинки с изображением зимы, портрет Абая Кунанбаева.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
1. Орг. момент Слово учителя: Во многих сказках люди отправляются за тридевять земель, в тридевятое царство искать чудо-чудное, диво-дивное. А ведь удивительноеи необычное часто находится рядом. Картинка «Из осени в зиму».– Посмотрите на картинку: Что на ней изображено? Зима пытается накрыть снежным покрывалом природу. А какая пора года сейчас? Назовите признаки зимы. – Послушайте загадку и угадайте первых помощников зимы.
Что за звёздочка такая
На пальто и на платке –
Вся сквозная, вырезная,
А возьмёшь – вода в руке? (Снежинка).
- Дыхательная разминка – картинка «Падающие снежинки»): – Закройте глаза и представьте, что на ладошки упали снежинки. Вы любуетесь их красотой, но знаете, что они могут быстро растаять. Чтобы не допустить этого давайте попробуем их сдуть.
- Проверка домашнего задания.
4. Подготовка к восприятию нового материала.
а) Работа с загадками:– У вас на столе карточки с загадками, подготовьтесь выразительно их прочитать.
– Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
– Зимой греет, весной тлеет,
летом умирает, осенью оживает. (Снег)
– У избы побывал –
Всё окно разрисовал –
У реки погостил –
Во всю реку мост мостил (Мороз)
Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно (лёд).
Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт (иней)
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На новый год я главная (ёлка).
Кто знает верную примету,
Высоко солнце, значит лето.
А если холод, вьюга, тьма
И солнце низко, то… (зима).
- Работа над новым произведением. – Сегодня мы познакомимся со стихотворением Абая Кунанбаева «Зима». Прежде мне хочется сказать немного об авторе. Абай Кунанбаев – известный казахский поэт, мыслитель, просветитель, писатель, основоположник казахской письменной литературы. Значимость его творчества, наверное, сравнимо с творчеством русского поэта А.С.Пушкина, с которого начинается русская классическая литература.
Жизнь и творчество Абая Кунанбаева мы будем подробнее изучать в старших классах. Итак, послушайте стихотворение «Зима» и скажите, что описывает в этом стихотворении Абай Кунанбаев?
а) Чтение стихотворения учителем.
б) Чтение стихотворения «про себя».
– Прочитайте текст «про себя». Расскажите: каким вы представляете человека, описанного автором: одежда…, лицо…, дыхание…, брови…, походка…, характер…
в) Чтение стихотворения учащимися. Анализ прочитанного.
– Какую зиму описал поэт, тёплую или холодную?Снежную или без снега?
– Какие чувства у вас вызывают слова: «…враг всему, что живёт…»?
– Найдите по тексту: с кем сравнивается злобный старик?
– найдите по тексту: доказательство того, что это стихотворение написано казахским автором.
– Объясните выражения: … тучу шапкой надвинув на брови себе…,
скучный снег повалит,
шестистворая юрта…
– Прочитайте стихотворение тихо и мягко.
– Прочитайте стихотворение громко и сурово.
– Как нужно читать это стихотворение?
– Прочитайте стихотворение выразительно.
6.Физминутка.
– Если я назову признаки зимы, то вы встанете, если нет, то нужно сидеть.
– Сильный мороз.
– Расцвели подснежники.
– Опадают листья.
– Метёт снег.
– Убирают урожай.
– Медведь спит в берлоге.
– Поливают огурцы.
– Река скована льдом.
– Улетают птицы.
- Закрепление: Ребята, вы теперь знаете, как описывали зиму А.С.Пушкин, В.Бианки, Абай Кунанбаев, а теперь давайте и вы попробуйтенаписать небольшой рассказ, всего несколько предложений по картинкам, которые я вам раздам. Учащиеся составляют рассказ по картинкам о зиме.
4 уровень уч-ся выполняет задание по карточке: прочитай стихотворение о зиме и подбери к нему картинку.
- Домашнее задание:выучите стихотворение «Зима» наизусть.
9. Итог урока.
– Как называется стихотворение А. Кунанбаева, с которым вы сегодня познакомились?
– Какое настроение передано в этом стихотворении? Как нужно читать это стихотворение?
10. Выставление оценок.