Разработка урока чтения и развития речи «Зима» Абай Кунанбаев для 6 класса


Жумабекова Ляйля Айткеновна,

учитель русского языка и литературы

ГУ «Специальная общеобразовательная школа №19 г. Экибастуза»

Руководитель СОШ №19:

Кушманова Римма Кабзакировна

Цели:  познакомить со стихотворением А. Кунанбаева «Зима»;закрепить знания о времени года – зиме, месяцах; развивать навыки выразительного чтения, продолжать работать над навыками правильного, сознательного, беглого чтения;  корригировать и развивать связную речь; развивать память, наблюдательность, логическое мышление;   пополнять словарный запас учащихся; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: хрестоматия «Казахская литература», карточки с загадками, картинки с изображением зимы, портрет Абая Кунанбаева.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:
1. Орг. момент Слово учителя
: Во многих сказках люди отправляются за тридевять земель, в тридевятое царство искать чудо-чудное, диво-дивное. А ведь удивительноеи необычное часто находится рядом. Картинка «Из осени в зиму».– Посмотрите на картинку: Что на ней изображено? Зима пытается накрыть снежным покрывалом природу. А какая пора года сейчас? Назовите признаки зимы. – Послушайте загадку и угадайте первых помощников зимы.

Что за звёздочка такая

На пальто и на платке –

Вся сквозная, вырезная,

А возьмёшь – вода в руке?      (Снежинка).

  1. Дыхательная разминка – картинка «Падающие снежинки»): – Закройте глаза и представьте, что на ладошки упали снежинки. Вы любуетесь их красотой, но знаете, что они могут быстро растаять. Чтобы не допустить этого давайте попробуем их сдуть.
  2. Проверка домашнего задания.
    4. Подготовка к восприятию нового материала.
    а) Работа с загадками:
    – У вас на столе карточки с загадками, подготовьтесь выразительно их прочитать.
    – Покружилась звездочка
    В воздухе немножко,
    Села и растаяла
    На моей ладошке. (Снежинка)
    – Зимой греет, весной тлеет,
    летом умирает, осенью оживает. (Снег)
    – У избы побывал –

Всё окно разрисовал –

У реки погостил –

Во всю реку мост мостил  (Мороз)

Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно   (лёд).

Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт (иней)

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На новый год я главная  (ёлка).

Кто знает верную примету,

Высоко солнце, значит лето.

А если холод, вьюга, тьма

И солнце низко, то… (зима).

  1. Работа над новым произведением. – Сегодня мы познакомимся со стихотворением Абая Кунанбаева «Зима». Прежде мне хочется сказать немного об авторе. Абай Кунанбаев – известный казахский поэт, мыслитель, просветитель, писатель, основоположник казахской письменной литературы. Значимость его творчества, наверное, сравнимо с творчеством русского поэта А.С.Пушкина, с которого начинается русская классическая литература.
    Жизнь и творчество Абая Кунанбаева мы будем подробнее изучать в старших классах. Итак, послушайте стихотворение  «Зима»  и скажите, что описывает в этом стихотворении Абай Кунанбаев?

а) Чтение стихотворения учителем.
б) Чтение стихотворения «про себя».
– Прочитайте текст «про себя». Расскажите: каким вы представляете человека, описанного автором: одежда…, лицо…, дыхание…, брови…, походка…, характер…
в) Чтение стихотворения учащимися. Анализ прочитанного.
– Какую зиму описал поэт, тёплую или холодную?Снежную или без снега?
– Какие чувства у вас вызывают слова: «…враг всему, что живёт…»?
– Найдите по тексту: с кем сравнивается злобный старик?
– найдите по тексту: доказательство того, что это стихотворение написано казахским автором.
– Объясните выражения: … тучу шапкой надвинув на брови себе…,

скучный снег повалит,

шестистворая юрта…
– Прочитайте стихотворение тихо и мягко.
– Прочитайте стихотворение громко и сурово.
– Как нужно читать это стихотворение?
– Прочитайте стихотворение выразительно.
6.Физминутка.
– Если я назову признаки зимы, то вы встанете, если нет, то нужно сидеть.
– Сильный мороз.
– Расцвели подснежники.
– Опадают листья.
– Метёт снег.
– Убирают урожай.
– Медведь спит в берлоге.
– Поливают огурцы.
– Река скована льдом.
– Улетают птицы.

  1. Закрепление: Ребята, вы теперь знаете, как описывали зиму А.С.Пушкин, В.Бианки, Абай Кунанбаев, а теперь давайте и вы попробуйтенаписать небольшой рассказ, всего несколько предложений по картинкам, которые я вам раздам. Учащиеся составляют рассказ по картинкам о зиме.

4 уровень уч-ся выполняет задание по карточке: прочитай стихотворение о зиме и подбери к нему картинку.

  1. Домашнее задание:выучите стихотворение «Зима» наизусть.
    9. Итог урока.
    – Как называется стихотворение А. Кунанбаева, с которым вы сегодня познакомились?
    – Какое настроение передано в этом стихотворении? Как нужно читать это стихотворение?
    10. Выставление оценок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *