Занятие по развитию речи «Транспорт» (старшая группа)


Артемьева Елена Владимировна

воспитатель ГККП ДС № 4 “Буратино” при отделе образования г. Степногорска

Цель занятия: Продолжать знакомить детей с возникновением различных видов транспорта.

Программное содержание: Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения.

Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам.

Закрепить умение работать с бумагой и клеем, создавать из элементов целостную композицию.

Развивать любознательность, мышление, фантазию и воображение, мелкую моторику, речь.

Воспитывать уважение к профессии водителя.

Словарная работа: шофер, водитель, пассажир, воздушный шар, двигатель, паровоз, планер, наземный транспорт, воздушный транспорт, водный транспорт.

Активизация словаря: развивать речь детей словами-названиями транспортных средств, профессий людей, управляющих этими транспортными средствами.

Оборудование: картинки с изображением разнообразных транспортных средств, оборудование для аппликации, загадки, «бусинки» на которых изображены различные виды транспорта.

       Орг. момент.

Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу! Чувствуйте себя спокойно и уверенно!

Введение в тему: – Послушайте загадки, приготовьтесь их отгадать:

Четыре колеса,

Резиновые шины,

Мотор и тормоза…

Как это называется?

(Машина)

Вот стальная птица,

В небеса стремится,

А ведёт её пилот.

Что за птица?

(Самолёт)

Точно, вовремя и ловко,

Подъезжаю к остановке.

Все вошли, закрылась дверь, –

Пассажиры вы теперь.(Автобус)

Плывёт белый гусь –

Брюхо деревянное,

Крыло полотняное. (Яхта)

А теперь скажите, как можно назвать одним словом автомобиль, пароход, и, например, самолет? (транспорт)

Сегодня мы отправимся в путешествие на Остров Сокровищ (показываю карту острова). Только, чтобы нам туда попасть, придется преодолеть множество препятствий. Каждого из вас в конце путешествия ждет приятный сюрприз.

I остановка “Для чего нужен транспорт?”

Давайте ответим на вопрос нашей первой остановки. (чтобы перевозить людей и грузы).

Люди каких профессий водят машины? (водитель, шофер). Поезда и электрички? (машинист). Самолеты? (пилот)   загадка: что есть у любого транспорта? (кабина)

II остановка “Наземный транспорт”.

Какой вы знаете наземный транспорт? (автобус, троллейбус, трамвай, грузовик:).

Ребята, а какой транспорт ходит под землёй? (подземный).

Почему этот транспорт называется наземный? (потому что он идёт по земле).

Какие марки автомобилей вы знаете?

Какие бывают поезда? (скорый, товарный, пассажирский).

Где изготавливают машины? (на автомобильном заводе).

Игра « Что лишнее»:

1 автобус, трамвай, троллейбус, яхта

2 Скорая помощь, пожарная машина, самолёт, ГАИ

3 вертолёт, автомобиль, самолёт, ракета.

4 Бензовоз, водовоз, пожарная машина, парашют.

III остановка “Воздушный транспорт”.

Ребята, какой вы знаете воздушный транспорт? (самолёт, вертолёт:).

Почему транспорт называется воздушный? (потому что он летает по воздуху).

Для чего нужен воздушный транспорт? (Чтобы быстрее перевозить людей и грузы).

Кто управляет самолётом? (пилот).

Где приземляются самолёты? (аэропорт, аэродром).

Игра “Летает – не летает”.

(Воспитатель называет транспорт если воздушный дети показывают “крылья”, а если нет топать ногами)

Вертолёт, метро, самолёт, ракета, трамвай, автобус, троллейбус, спутник, парашют, лодка.

IV остановка “Водный транспорт”.

Как называется транспорт, который передвигается по воде? (водный).

Какой водный транспорт вы знаете? (корабль, лодка, пароход :).

Кто управляет кораблём? (капитан).

Как называется место, куда приплывают корабли? (порт).

Где можно встретить водный транспорт? (море, река, океан:).

Игра. «Чем похожи, чем отличаются»

Цель – учиться выделять признаки, свойства, качества предметов, так, чтобы с их помощью углублять знания об окружающем мире.

Чем похожи:

– Машина и велосипед

–  Машина и самолет

– Машина и ролики

– Машина и зонтик

– Машина и кастрюля

Чем отличаются:

– Машина и автобус

– Машина и сумка

– Машина и тележка и т. д.

Физминутка

Налили бензину, сели на машину,

На машине ехали, до реки доехали.

Стоп. Разворот. На реке пароход.

Пароход не везет, надо сесть в самолет.

Самолет летит, в нем мотор гудит: у-у-у.

5 остановка: «Распутай бусы». – Итак, мы отправляемся в путь… И первое препятствие уже перед нами. – Посмотрите на эти бусы. В них перепутался весь транспорт. Мы эти бусы должны распутать. – Сначала давайте назовем и снимем бусинки, где изображен водный транспорт.). – Снимите бусинки, где есть воздушный транспорт. – Ну, а ребята третьей команды снимут бусинки с изображением наземного транспорта. – А почему кита не назвали? (это рыба, а не транспорт) А почему не сняли картинки попугая, пингвина и воздушных шаров? (Это не транспорт) – Молодцы, ребята, вы распутали все бусы.

Расходятся по командам.

Работа в командах. Воспитатель вместе с детьми беседует о преимуществах этого сказочного транспорта и предлагает детям тоже побывать в роли механиков – представить, а затем из геометрических фигур транспортное средство, которое будет использоваться в будущем и предлагает и предлагает – план – опору (схема будущего рассказа-описания):

К какому виду транспорта будет относиться? А может оно будет

комбинированное?

Для чего будет предназначено: для перевозки людей, грузов…;

Оно будет большим или маленьким;

Части транспорта (особенности);

На чем будет ездить?

автобусолет,- воздушная команда (перевозит пассажиров по земле и воздуху)

катеромобиль – водная команда ( функции катера и автомобиля – для путешествий)

автоплав – наземная команда (может по земле ездить и плавать на воде и под водой).

Команды рассказывают о своем транспорте.

Игра: « Светофор».

Три цвета есть у светофора.

Они понятны для шофёра:

Красный свет – проезда нет.

Жёлтый – будь готов к пути,

А зелёный свет – кати.

(Дети становятся в круг, в центре воспитатель. Воспитатель показывает по очереди красный, желтый или зеленый сигнал светофора. На красный – дети сидят на корточках, на желтый – встают, на зелёный – бегут по кругу, на желтый останавливаются).

Заключительная часть.  Выдача детям водительских  удостоверений

-Как живём?

-Вот так! (Дети показывают большие пальцы обеих рук, направленные вверх)

-Как плывём?

-Вот так. (Дети показывают руками имитацию плавания)

-Как бежим?

– Вот так. (Дети имитируют движение бега на месте)

-Утром спим?

-Вот так. (Дети имитируют сон, закрыв глаза, руки под щёку)

-В даль глядим?

-Вот так. (Дети показывают изображение смотрящего вдаль)

-Как грозим?

– Вот так. (Дети грозят пальцем вперед или друг другу)

-А шалим?

-Вот так. (Дети надувают щёки, нажимают пальцем на них, выпуская воздух)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *