Конспект урока по русскому языку ” Одушевленные и неодушевленные имена существительные”
Тасмаганбетова Алма Бегжановна
Учитель начальных классов
КГУ Новосельская средняя школа
район имени Г.Мусрепова село Новоселовка
Цель: формирование понятия об одушевленных и неодушевленных существительных, их употреблении в речи.
Оборудование урока: интерактивная доска, картинки, тетради, учебник русского языка.
Межпредметные связи: ИЗО, познание мира, литература.
Планируемые результаты:
предметные: знать, на какие вопросы отвечают одушевленные и неодушевленные имена существительные, уметь их ставить к именам существительным – одушевленным (кто?), неодушевленным (что?);
личностные: воспитание бережного отношения к учебным принадлежностям;
системно-деятельностные: развить внимание учащихся к словам, обозначающим живые и неживые предметы, умение составлять тематические группы слов, формирование орфографической зоркости при написании словарных слов.
Ход урока
- Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
- Актуализация субъектного опыта учащихся.
– Прочитайте стихотворение, которое написано на доске.
Есть много интересных слов,
Их знаете давно.
Вот, например, собака, стол,
Часы, жираф, окно.
И долго можно говорить
Про разные предметы.
Возьмём слова утюг, пенал,
Ребёнок и конфеты.
И будем с ними мы дружить,
Писать, читать, произносить.
– Что объединяет слова, которые выделены? Чем отличаются эти слова? (ответы дете- Правильно, это имена существительные. А что мы знаем об имени существительном?
(Обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)
- Введение в тему и целеполагание.
– О чём же будет наш сегодняшний урок?
– Какова тема нашего урока? (одушевленные и неодушевленные имена существительные)
– Что нам необходимо знать о них?
– Чему мы можем научиться на уроке? (правильно ставить вопросы к словам, различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, правильно употреблять их в речи й)
- Изучение новых знаний.
– Вернёмся к нашему стихотворению. Разделите имена существительные, которые выделены красным цветом, на две группы.
– Прочитайте слова первого столбика. По какому признаку вы их объединили? (Отвечают на вопрос кто?)
– Что обозначают имена существительные, которые отвечают на вопрос КТО? (Людей, животных, живых существ).
– Прочитайте слова второго столбика. По какому признаку вы объединили эти слова? (Отвечают на вопрос что?)
– Что обозначают имена существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? (Неживые предметы и явления природы).
– А теперь, давайте обобщим, всё, что мы сказали, в одно общее правило-вывод.
ВЫВОД: Имена существительные, которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос КТО, называются одушевлёнными.
Имена существительные, которые обозначают неживые предметы и явления природы, отвечают на вопрос ЧТО, называются неодушевлёнными.
– Хорошо. А теперь, сравним наш вывод с правилом, которое написано в учебнике. Соответствует ли наш вывод тому, который вы прочитали в учебнике.
– Как вы думаете, почему имена существительные назвали именно так: одушевлённые и неодушевлённые? (предположения детей).
Работа со словарной статьёй из словаря Ожегова: определение и примеры.
- Составление модели способа действия при различении одушевлённых и неодушевлённых существительных. Учащиеся работают в парах, составляя алгоритм. Представление наработок детей. Выбор оптимального алгоритма.
Алгоритм
- Найди имя существительное.
- Определи, что оно обозначает.
- Если обозначает живое существо, задай вопрос КТО?
- Если обозначает неживое существо, задай вопрос ЧТО?
- Сделай вывод и докажи.
- Первичная проверка восприятия изученного.
– Давайте потренируемся. Я предлагаю вам придумать предложения с одушевлёнными и неодушевлёнными существительными.
Запишите свои предложения. Взаимопроверка в паре.
- Минутка двигательной активности.
– Если я произнесу одушевлённое имя существительное, то вы будете шагать на месте. Если я произнесу неодушевлённое имя существительное, то вы стоите на месте.
Кофта, дети, рабочий, дождь, ветер, ученик, строитель, цветок, машинист, машина. (Можно показывать картинки)
- Создание проблемной ситуации.
– У вас на карточках слова: радио, метро, салями, шоссе, колибри, боа, панда, эму, винчестер, монитор, флэш-карта, капибара.
Во втором столбике – слова-признаки.
Подбери к существительным подходящие слова-признаки (пушистый, маленький, вкусный, быстрый, медлительный, домашний, московский, загородный, большой, удобный, плоский, новый).
ПС: алгоритм не работает, так как мы не знаем, что обозначает необычное слово. Необычные слова – это слова-гости в нашем языке. Они «прибыли» из других языков (немецкого, английского и др.). Чтобы наш алгоритм продолжал работать, нужно узнать значение иноязычных слов.
Вывод: для правильного употребления в речи слов-гостей (иностранного происхождения) необходимо сначала определить, одушевлёнными или неодушевлёнными они являются.
- 9. Применение и закрепление изученного материала.
– Выбери карточку с заданием:
Базовый уровень. Надпишите над существительными буквы О (одушевлёнными) или Н (неодушевлёнными). Устно обоснуй свой выбор.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше, и можно было выпить воду.
Повышенный уровень. Создайте и запишите связный текст на одну из выбранных тем «Зоопарк», «Город», «Я и компьютер».
- Самоконтроль и взаимоконтроль.
– А теперь посмотрим, как вы справитесь с заданием и побудете в роли учителя, проверяя работу своего соседа по парте.
– Оцените работу ученика (базовый уровень) по шкалам «Правильность» и «Аккуратность».
– Ребята, выбравшие повышенный уровень, могут по желанию проверить результаты работы у учителя или у консультантов-одноклассников.
- Подведение итогов.
1) Чему мы научились на уроке?
2) Что открыли для себя нового, необычного, интересного?
- 12. Домашнее задание.
Придумать мини-сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных.
- Рефлексия.
– Нарисуйте на полях в тетради лицо человека, но без носа и рта.
Теперь дорисуем нос:
! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справились с заданиями.
? – если вы не совсем хорошо поняли алгоритм действий и у вас есть вопросы.
Теперь дорисуем рот:
– урок понравился и вы довольны своей работой,
– урок не понравился, я не очень доволен своей работой.