Открытый урок “Создание вычисляемых полей”
Султанова Наталья Тюлегеновна
преподаватель специальных дисциплин
КГКП «Костанайский строительный колледж»
Директор: Шамшин Арман Жаганович
Цели занятия:
Образовательная:
- Закрепить знания, умения, навыки по созданию приложений для работы с базами данных по технологии доступа к БД BDE.
- Формировать у обучающихся понятие по теме: «Создание вычисляемых полей».
- Систематизировать знания и умения работы в среде Borland Delphi
- Проконтролировать степень усвоения методов (способов) доступа к полям таблицы, при создании вычисляемых полей.
Развивающая:
- Создать условия для развития творческого потенциала, развивать умение анализировать свою деятельность.
- Способствовать развитию умения обучающихся производить различные операции с набором данных.
- Развивать их профессиональное мышление и творческую деятельность.
Воспитательная:
- Воспитывать у обучающихся навыки учебного труда;
- Формировать ответственность;
- Формировать у обучающихся объективную самооценку;
- Воспитывать познавательную активность.
Задачи занятия:
Учащиеся должны знать:
- Последовательность создания таблиц и псевдонима.
- Типы данных для таблиц Paradox
- Компоненты для связи с базой данных по технологии BDE.
- Способы доступа к полям таблицы.
Учащиеся должны уметь:
- Создавать таблицу, псевдоним.
- Создавать приложение, для работы с БД по технологии доступа к данным BDE.
- Связывать компоненты, для работы с БД, между собой.
- Осуществлять различные операции над данными.
Формы и методы организации работы:
- Электронная демонстрация темы, целей и задач занятия для обучающихся.
- Вступительное слово преподавателя с целью повышения интереса к выполнению лабораторной работы.
- Использование интерактивной доски.
- использование промежуточных выводов.
- Индивидуальная и групповая работа.
- Тестирование.
- Самостоятельная работа.
Межпредметная связь:
- информатика;
- основы алгоритмизации и программирования;
- технология разработки программного обеспечения.
Оборудование и учебно-наглядные пособия:
- электронная презентация;
- лабораторная работа № 17;
- ПК с ПО: Database Desktop , Borland Delphi 7, Microsoft Power Point;
- Электронно-методическое пособие по предмету «Основы объектно-ориентированного программирования»;
- карточки с домашним заданием;
- интерактивная доска и проектор.
Литература:
- Архангельский А.Я. Программирование в DELPHI М.: «Бином»,2007.
- Иллюстрированный самоучитель по Delphi 7 для начинающих.
- Гофман В., Хононенко Ф. Delphi_Быстрый старт. – СПб.: БХВ – Петербург, 2012.
- Шейкер Т.Д., Разработка приложений БД.: Учебное пособие: – Владивосток: Изд. ДВГТУ, 2009.
- Фленов М. Библия для программистов в среде DELPHI, 2010.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент (2 мин.)
- Мотивация (3 мин.)
- Повторение ранее изученного материала (12 мин.)
А) Задание 1 «Вопрос-Ответ»
Б) Задание 2 «Угадай компонент»
В) Задание 3 «Свойства компонента Edit»
- Актуализация знаний, умений, навыков (12 мин.)
А) Задание 4 «Установка связи»
Б) Задание 5 «Обозначение типов»
В) Задание 6 «Найди клад»
- Выполнение лабораторной работы (43 мин.)
- Обобщение по занятию (5 мин.)
- Выдача домашнего задания (3 мин.)
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент
Приветствие обучающихся и гостей. Отметить отсутствующих. Проверить наличие тетрадей, ручек, всё ли в порядке с ПК?
Проверить наличие электронной презентации на ПК и объяснить принцип работы.
Презентация содержит основное меню, с помощью которого будет происходить перемещение по заданиям, входящие в пункт «Повторение ранее изученного материала», «Актуализация знаний, умений, навыков», задания лабораторной работы.
На каждом столе лежит карта отслеживания знаний и умений на сегодняшнем уроке, в которой вы записываете фамилию, имя, группу и выставляете за каждое задание себе оценку.
- Мотивация.
Объявление темы, целей урока и краткого плана.
Запись в конспектах даты и темы: Создание вычисляемых полей
III. Повторение ранее изученного материала
Задание 1. «Вопрос-Ответ»
Каждому обучающемуся достается вопрос на выбор о знание компонента или его свойств.
Вопросы о компонентах:
- Компонент необходимый для отображения различных надписей на форме (Label);
- Компонент, осуществляющий обмен информацией между компонентом Table и компонентами визуализации и управления данными (DataSource);
- Невизуальный компонент, который связывается с БД (Table);
- На каких вкладках палитры компонентов расположены компоненты для работы с БД (BDE, Data Access, Data Controls)
- Компонент, являющийся окном редактирования многостраничного текста (Memo, RichEdit)
- Компонент, представляющий собой таблицу, содержащую строки (StringGrid)
- Компонент, являющийся удобным средством перемещения по записям таблицы и модификации данных (DBNavigator)
- Однострочный редактор, представляющий собой поле ввода информации (Edit)
- Для вывода записей набора данных в табличном виде удобно использовать компонент … (DBGrid)
- Компонент, представляющий собой панель группы радиокнопок (RadioGroup)
Вопросы о свойствах компонентов:
- Основное свойство компонента Memo, содержащее текст окна в виде списка строк (Lines);
- Свойство компонента DBGrid, DBNavigator, позволяющее указать источник данных (DataSource);
- В каком свойстве компонента Edit содержится вводимый и выводимый текст (Text);
- Свойство компонента Table, отвечающее за открытое и закрытое состояние набора данных (Active);
- Свойство, через которое устанавливается связь между таблицей на диске и компонентом Table (TableName);
- Свойство, определяющее текст, отображаемый компонентом Label (Caption);
- Свойство компонента Table, указывающее путь к БД (псевдоним) (DataBaseName);
- Свойство компонента RadioGroup, с помощью которого определяются надписи радиокнопок и их количество (Items);
- Для указания набора данных, с которым связан источник данных (DataSource), служит свойство … (DataSet);
- Свойство компонента Label, допускающее перенос слов длинной надписи (WordWrap).
Промежуточный вывод преподавателя (оценка знаний свойств и компонентов).