Статья “Актуальные вопросы процесса модернизации системы типо и методы инноваций”


Сейчанова Динара Габитовна

преподаватель специальных дисциплин

КГКП «Костанайский строительный колледж»

Директор: Шамшин Арман Жаганович

Нынешняя  концепция реформы и модернизации образования все трудности её реализации возлагает на регионы и в первую очередь на образовательные учреждения, предоставив им возможность не только самостоятельного ведения финансово–хозяйственной деятельности в сфере образования, но и ответственности.

Что же нужно для того, чтобы профессионально-техническое  образования стало более ориентировано на результаты, чтобы активизировались процессы модернизации? На сегодняшний день понятие инновации в образовании рассматривается как обновление и нововведение. Но какова же цель этого процесса?

Инновационный характер образования становится важнейшим инструментом в его конкуренции с другими социальными институтами. В современной социально-экономический ситуации не только содержание, но и формы, технологии обучения важны для создания позитивной ориентации молодёжи на образование. Развитие новых методов и каналов образования становится настоятельной необходимостью.

За последние годы термин «инновация» прочно вошел в нашу жизнь. Нововведения или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека, они возникают в результате научных исследований и вносят в образовательную среду стабильные элементы новшества.

В общем виде схема инновационного процесса может быть представлена следующим образом:

  1. инновации, как новые знания;
  2. внедрение инноваций в практическую деятельность;

3.диффузия инноваций, т.е. распространение инновационного опыта, применение инновационных продуктов и технологий в новых местах и условиях.

Создание инновационного климата в сфере образования – цель национальной образовательной политики Казахстана [1,52].

Образование, как главное средство социального развития личности должно подвергаться изменениям в зависимости от запросов современного общества. И с этим фактом сложно поспорить. Однако современная педагогика крайне нестабильна в плане ввода каких-либо инноваций. Для того чтобы понять насколько успешны те или иные новые методы и формы обучения должно пройти длительное время. Однако современное общество не может обучать молодежь по устаревшим схемам. Поэтому вопрос инноваций в образовании остается острым и актуальным.

Сегодня можно выделить ряд противоречий современного образования, которые лишь обостряются со временем и пока не решены:

  • противоречие между стандартами обучения учащихся и их индивидуальными интересами и способностями, а также требованиями работодателя;
  • противоречие между темпами развития науки и реальными возможностями учащихся в плане познания.

Безусловно, все новое, что создается для системы образования, применяется для повышения эффективности результатов обучения. А это значит, что нынешние стандарты профессионально-технических баз  устарели и требуются новые подходы в обучении современного профессионала. И основной причиной возникновения вопроса о внедрении инноваций в образовании является кризис всей образовательной системы. И все нововведения, которые создаются и опробуются в учебных заведениях, призваны решить многочисленные проблемы и выйти на способы их решения [2,47].

Следует принять специальные меры для обеспечения поддержки и инноваций и налаживания обмена передовыми практическими методами.

В первую очередь, необходимо  обновление учебного материала в соответствии с изменениями в окружающем мире и достижениями базовых наук; включение новых разделов и тем, изучение новых стандартов и инновационного оборудования и языков программирования, необходимых для жизни в современном информационном обществе, имеющих общекультурное  и мировое значение; перераспределение учебного материала между с целью уменьшения учебной нагрузки; исключение устаревших разделов. А также исключение избыточного учебного материала, не имеющего существенного значения для реализации основных целей образования. Необходимы  стандарты нового поколения. Такие стандарты помогут ориентации всей системы образования на развитие ключевых компетентностей, знаний и навыков, необходимых обществу в условиях современной экономики.

Во-вторых, на базе стандартов нового поколения должна осуществляться разработка учебных материалов по основным предметам (в т.ч. учебников) и методик преподавания. В этой работе можно и нужно использовать существующие прогрессивные модели (например, развивающее обучение), сложившиеся под прямым воздействием классической российской педагогической психологии. Следует более глубоко отражать эти модели в учебных планах, материалах и информационных и коммуникационных ресурсах, используемых педагогами в повседневной работе, и обеспечить преподавателей вспомогательными методическими материалами по их практическому использованию [3,86].

Реализация национального образовательного проекта, повышение качества образования, внедрение профильного и дистанционного обучения, новых информационно–коммуникационных технологий в учебный процесс и процесс управления, обеспечение материальной базы, новые принципы финансирования и самостоятельного управления – вот далеко не полный перечень задач, которые лягут на плечи руководителей и управленцев образовательных учреждений.

Основная педагогическая идея этой огромной работы в том, что мониторинг учебного процесса – это важное и неотъемлемое звено управления в сфере образования.

Наиболее эффективно управленческая функция срабатывает на этапах:

  1. сбор информации;
  2. планирование действий
  3. принятие решения;
  4. выполнение;
  5. контроль;
  6. оценка качества выполненной работы.

Инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Под педагогическими инновациями следует подразумевать целенаправленное, осмысленное, определённое изменение педагогической деятельности (и управления этой деятельностью) через разработку и введение в образовательных учреждениях педагогических и управленческих новшеств (нового содержания обучения, воспитания, управления; новых способов работы, новых организационных форм и пр.). Соответственно развитие инновационных процессов – есть способ обеспечения модернизации образования, повышения его качества, эффективности и доступности [4,103].

Внутрипредметные инновации: то есть инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания. Примером может служить переход на новые электронные учебно-методические комплексы и освоение авторских методических электронных технологий. Общеметодические инновации: к ним относится внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например, разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность и т.д. Административные инновации: это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности. Идеологические инновации: эти инновации вызваны обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознаний необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению [5,43].

Целью педагогов Костанайского строительного колледжа является подготовка молодого специалиста, способного не просто работать с современным оборудованием и быть коммуникабельным, но и быть мобильным, уметь перестраиваться в быстро меняющихся производственных условиях. Специальные  знания и навыки учащимися приобретаются во время практических работ и в ходе дополнительной подготовки.

В КГКП «Костанайский строительный колледж» преподаватели технического отделения используют внутрипредметные инновации – это создание, лицензирование и апробацию электронных учебников, пособий учебно-методических комплексов.

Актуальность создания и использования электронных учебников обусловлена потребностью в разработке новых подходов и совершенствовании существующих общедидактических, информационных и методических основ для повышения качества обучения.

Анализ ситуации на рынке программного обеспечения образовательного процесса позволил сделать вывод, что у нас есть специалисты, готовые и стремящиеся внедрять новые программно-методические разработки, современные формы и методы обучения на практике, но несбалансированность российского рынка прикладного обеспечения не позволяет использовать целиком богатый потенциал, заложенный в электронных учебниках [6,82].

Также в КГКП «Костанайский строительный колледж»  с целью  совершенствования организации образовательного процесса, педагоги технического отделения, совместно со студентами  ведут разработку учебно-программного комплекса, направленного на расширение профессионального поля выпускников (разработка экспериментальных учебных планов и рабочих учебных программ на основе модульных технологий; включение в рабочие учебные программы тем, связанных с применением современных производственных технологий в соответствии с требованиями работодателей).

В соответствии с направлениями модернизация образования преподавателями внесены изменения в содержание некоторых учебных предметов (по сравнению с обязательным минимумом содержания общего образования). При разработке рабочих учебных программ в них вводится такой показатель как уровень усвоения учебного материала предмета, а при составлении перспективно-тематических планов вводятся способы изложения информации, учитываются профессиональные и психологические характеристики выпускников, создаются тестовые задания для контроля и оценки уровня и качества усвоения знаний. По экспериментальным учебным планам и отдельным предметам ведется переструктурирование программ по блочно-модульному принципу (физика с основами электротехники, информатика и автоматизация производства, спецпредметы и производственное обучение по профессиям «Техник-программист»).

Учитывая, что в настоящее время повышение качества обслуживания, обеспечения безаварийности выходит на первый план, необходимо применение передовых технологий, широкое внедрение в производственный процесс компьютерной техники. Обширная модернизация производства не возможна без соответствующего повышения образовательного и квалификационного уровня практически каждого работника, что потребует кардинального обновления учебно-материальной базы образовательных учреждений, готовящих кадры для этой отрасли.

Опыт разработки учебно-программной документации на современном этапе показывает, что от преподавателя требуется владение методикой применения информационных технологий, отбора содержания обучения, диагностики качества обучения.

В этом направлении ведется работа в рамках проведения обучающих семинаров, курсов повышения квалификации, творческих лабораторий, мастер-классов, курсов Интернет – технологий.

Кроме этого,  КГКП «Костанайский строительный колледж» принимает активное участие в  конкурсной деятельности области, педагогический коллектив нашего образовательного учреждения активно включается в проекты. За небольшой период были разработаны проекты, которые приняли участие в областных конкурсах, заняли по их результатам призовые места. Это тестирующая программа колледжа ESTS, модуль управления колледжем. Все разработанные проекты разрабатываются совместно преподавателями с учащимися на актуальных языках программирования.

В настоящее время Казахстан вливается в европейское образовательное пространство. Этот процесс требует поиска новых подходов к образованию, переосмысления требований, предъявляемых к подготовке кадров технического и обслуживающего труда и, следовательно, назревает необходимость обновления и совершенствования действующих нормативных документов, в том числе и образовательных программ, что в свою очередь требует от системы технического и профессионального образования (ТиПО) новых продуктивных подходов к подготовке высококвалифицированных специалистов различного уровня квалификаций, применение новых технологий, способных повысить качество образования.

 

 

Список  литературы

  1. Осик Ю.И., Надыров А.И., Осик Л.Г., Сетевые структуры и проблемы образования // Труды международной научной конференции “Наука и образование” – ведущий фактор стратегии “Казахстан-2030”, посвященный 10-летию независимого Казахстана, Караганда, 2001, Выпуск 1.
  2. ЭКСПРЕСС-К, Чтобы не остаться в стороне, №30 (15437) от 14 февраля 2014 года.
  3. Восемь проблем модернизации содержания школьного образования / О.Е.Лебедев, М., 2000
  4. Концепция модернизации Казахстанского образования на период до 2020 года. Доклад В.М.Филиппова, 2003
  5. Модернизация и проблемы среднего профессионального образования / Н.С. Веселовская, М., 2006
  6. Модернизация образования: достижения и уроки. Аналитический доклад группы экспертов Всемирного банка //Образование в документах, -2005. – №14.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *