Занятие “В стране доброты”
Воспитатель: Яковлева Марина Анатольевна, г. Темиртау я/с №12 «Алтынай»
Занятие по самопознанию в старшей группе «В стране доброты”
Цель: Расширить представление о доброте, о добром и чутком отношении друг другу и окружающим людям.
Программное содержание:
Образовательные задачи: Формировать представление о доброте, как о важном нравственном качестве каждого человека.
Развивающие задачи: Развивать умение анализировать и размышлять о доброте, стремление проявлять доброту не только в словах, но и поступках.
Воспитательные задачи: Воспитывать доброе и уважительное отношение друг к другу.
Предварительная работа: чтение произведений, просмотр мультфильма «Просто так», беседы на тему доброты.
Материал и оборудование: аудиозапись, очки , изображение дерева, семечки, порванная книга, не помытая чашка, сломанная игрушка, цветок, лист бумаги, фломастер, сердечки, на которых наклеены фотографии детей, костюм персонажа
Словарная работа: доброта, добрый человек
Билингвальный компонент: – мейірім- доброта, мейірімді адам- добрый человек, жол болсын- счастливого пути, қайырлы таң! – доброе утро
Ход занятия
Қайырлы таң, балалар! Дети, сегодня прекрасный день. Посмотрите друг на друга, подарите друг другу свои теплые и лучезарные улыбки. Улыбнитесь солнцу, протяните к нему свои ладони. Пусть лучи солнышка согреют вас своим теплом и наполнят ваше сердце добротой. Пусть ваше сердце станет маленьким солнышком дарящим тепло, добро и любовь своим близким и всей нашей прекрасной планете.
Сегодня утром я прочитала притчу о двух свечах. И мне захотелось рассказать ее вам. Послушайте.
“Жаль мне тебя”, – сказала не зажжённая свеча своей зажжённой подруге. Твой век очень короткий. Ты всё время горишь, и скоро тебя не станет. Я много счастливее тебя. Я не горю, и, следовательно, не таю; лежу спокойно на боку и проживу очень долго. Твои же дни сочтены”. Ответила горящая свеча: Я нисколько не жалею об этом. Моя жизнь прекрасна и полна значения. Я горю и воск мой тает, но от моего огня зажигается множество других свечей, и мой огонь от этого не убывает. Я светом своим разгоняю мрак ночи; радую глаза ребёнка, а ты пролежишь в сохранности долгие годы, но кому ты нужна такая, и какая радость, и польза от тебя? Я бы хотела, чтобы в вашей душе никогда не потухал огонь доброты, любви и милосердия.
Побеседуем
Воспитатель: Вокруг нас есть много сокровищ, а по-другому можно сказать добра. Одно добро можно увидеть – это книги, картины, игрушки; другое добро можно услышать – это стихи, музыка, вежливые и ласковые слова. Но есть такое добро, которое есть у каждого из нас. Что это?
Дети: Добрая душа или хорошее отношение ко всем людям, животным, птицам.
Воспитатель: Да, конечно, вы правы, именно о таких людях говорят: «Добрый человек». А как можно выразить свое доброе отношение к другому?
Дети: – улыбнуться,
– сказать добрые, нежные слова, например, «я тебя люблю»
– можно пожалеть кого-нибудь,
– можно погладить, обнять, поцеловать,
– помочь маме.
Стук в дверь. Заходит персонаж Тигра , не здоровается, оговаривается со взрослыми, раскидывает игрушки. Уходит, не попрощавшись. Звонит телефон и Винни – Пух рассказывает , что Тигру заколдовала злая ведьма и забрала у него доброту. Воспитатель спрашивает , как мы можем помочь? (Рассуждения детей). Показывает детям пустую чашу
– Это, дети, чаша доброты, но пока она пуста. Мы отправимся в Страну доброты и наполним эту прекрасную чашу до краев добрыми делами, добрыми словами и поступками, подарим её Тигре, злые чары ведьмы потеряют свою силу, и он опять станет добрым
Помечтаем
Итак, пора в путь! Жол болсын, балалар! Как вы думаете, что такое доброта?
Можно ли увидеть доброту, прикоснуться к ней? В чём проявляется доброта? (Ответы детей.) Дети образуют круг.
Воспитатель. До Страны доброты не нужно ехать на поезде или лететь самолётом. Она находится рядом с нами. В этой стране всегда рады гостям, особенно тем, кто знает, что такое быть добрым.
Воспитатель. В Стране доброты много прекрасных городов. Один из них — Город добрых предметов.
Дети подходят к столу, на котором лежат семена подсолнечника, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, лист бумаги и фломастер.
Воспитатель. Это жители города. Скажите, какие добрые дела можно совершить, используя эти предметы?
Дети. Семечками можно накормить птиц. Цветок можно кому-нибудь подарить. Игрушку надо отремонтировать. Книгу подклеить Грязную чашку вымыть. На листе бумаги можно нарисовать что-нибудь красивое, а потом подарить рисунок кому-нибудь. Дети совершают добрые дела.
Воспитатель. В Городе добрых игр весело. Давайте поиграем в любимую игру его жителей.
Игровое упражнение «Волшебные очки».
Воспитатель. Это волшебные очки. Тот, кто их надевает, видит в окружающих его людях только хорошее.(Надевает очки.) Какие вы все красивые, весёлые!
-Вы, конечно, тоже хотите примерить эти очки? Пожалуйста.
Дети (по желанию) надевают очки и высказываются о положительных качествах сверстников.
Воспитатель: Ребята, на нашем пути город, жителям которого тоже нужна наша помощь. Они не знают, что такое хорошо и что такое плохо, и все время путаются в своих поступках. Разложите картинки с изображением поступков таким образом: вокруг веселого смайлика-добрые поступки, а вокруг грустного– злые поступки. (Дети раскладывают картинки в соответствии с заданием , обосновывая свой выбор).
Воспитатель: Мы с вами помним много пословиц о доброте. Сейчас мы поиграем в игру.
Игра «Доскажи пословицу о доброте»
— Добрым словом и бездомный …. (богат).
— Добро тогда будет добро, когда ….. (люди похвалят).
— Доброе слово, что дождь …… (в засуху).
— Добрые вести прибавляют ….. (чести).
— Доброе слово и кошке …… (приятно).
— При солнышке тепло, при матери ….. (добро).
— Не одежда красит человека, а его …… (добрые дела).
Воспитатель: Доброта спасет мир. Если мы добры, то все вокруг нас становится добрым.
Молодцы ребята! А сейчас мы немножко разомнемся
Физминутка «Барбарики»
Я уверена, что все из вас помнят замечательное золотое правило. Помните его?
Дети: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе».
Воспитатель. Раз вы так хорошо знаете, что значит быть добрым, давайте поиграем.
Игра «Что значит быть добрым?»
Дети садятся на стулья, расставленные по кругу, и слушают высказывания воспитателя. Если они согласны с его словами, то хлопают, если нет-топают
«Добрый человек всем приходит на помощь в трудную минуту, заботится о близких и родных, всегда со всеми делится, обижает друзей, всегда благодарит за подарок или услугу, никогда не обманывает, грубит маме и бабушке, извинится, даже если сделал что-то плохое нечаянно, считает себя самым добрым».
Город Сказочных героев.
– Ребята, все вы любите сказки. И одной из главных тем русских сказок была тема «добра» и «зла». В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру: Я буду показывать сказочного героя, а вы будете определять добрый или злой, если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошкой.
( Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Красная Шапочка, Гуси – Лебеди, Баба – Яга, Золушка, Снежная Королева, Карабас-Барабас)
Воспитатель. Чашу для Тигры мы наполнили добротой . А теперь я хочу, чтобы у каждого из вас была такая чаша. Сядьте поудобнее, закройте глаза. Представьте, что перед вами на столе красивая чаша. Мысленно наполните её до краёв своей добротой. А теперь представьте, что рядом стоит чужая, совсем пустая чашка. Отлейте в неё доброты из своей полной чашки. Не жалейте! Ваша чашка опустела? Не беда, доброты мало не бывает. Наполните её вновь. Добрый человек всегда делится своей добротой. Откройте глаза и спокойно, уверенно скажите: «У меня есть чаша доброты! Я делюсь своей добротой со всеми!»
Дети повторяют слова.
Воспитатель. Доброта живёт во всём: в стихах и песнях, в улыбках и поступках. Давайте дарить её друг другу и всем окружающим. Пусть весь мир будет добрым! Стук в дверь. Приходит Тигра.
– Ааа, вы еще здесь?
Воспитатель: Посмотри, у нас для тебя есть сюрприз. Мы с ребятами дарим тебе эту чашу доброты.
– Ой, а я подобрел, спасибо вам, ребята!
Воспитатель: – Наша группа светится лучами доброты и от этого замечательного света выросло дерево доброты. Давайте украсим его сердечками с вашими фотографиями (дети наклеивают на дерево сердечки) Теперь наше дерево озарилось добрыми улыбками наших детишек
Воспитатель: Ребята! Приглашаю всех в круг «От сердца к сердцу». Возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу. Постараемся быть всегда добрыми, заботливыми, ведь от этого человек становится счастливым. Вы хотите стать такими? Молодцы! Давайте скажем громко, звонко, от чистого сердца друг другу:
Твори добро на всей Земле!
Твори добро другим на радость!