Статья: “Роль информационных технологий в процессе формирования надпредметных компетентностей обучающихся на уроке музыки”
Мамычева Елена Владимировна
учитель музыки
КГУ “Киялинская средняя школа” Аккайынский район Северо-Казахстанская область
Компетенция – это совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для конкретной работы; способность и готовность эффективно применять знания на практике, в конкретной ситуации.
Детей в начальной школе учат читать, писать и считать. Безусловно, эти требования сохранятся, но для современного ребенка они недостаточны. В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера.
В результате многочисленных обсуждений складывается следующее представление о результативности современной школы. Выделяется комплекс из четырех слагаемых, являющихся основными ориентирами в оценке качества:
• традиционные знания, умения и навыки (например: закон Ньютона, правила правописания, алгоритм решения задач и т.п.);
• надпредметные компетенции (например: Родина, совесть, любовь; а также другого рода понятия: знак, деятельность, миф, обеспечиваются успешнее всего через внеклассную, внеурочную виды образовательной деятельности);
• ключевые компетентности (социальные, правовые, экономические, информационные и другие);
• общественно-значимый социальный опыт (волонтерство, участие в патриотических, социальных, творческих и других проектах, акциях, где нет никакой состязательности или прямого обучения, но есть опыт принесения пользы людям, обществу, государству).
Для оценки учебных достижений (ЗУНов) существуют традиционные привычные формы – итоговая аттестация, ЕНТ. Другие результаты – ключевые компетентности, надпредметные понятия, общественно полезный социальный опыт – формируются в учебно-воспитательном процессе школы.
Современная школа на одно из приоритетных мест выдвигает проблемы формирования личности, ее воспитанности, готовности выжить в новых условиях. В связи с этим актуальным становится формирование надпредметных понятий у учащихся, являющихся ориентирами в их личной и общественной деятельности. Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит и формирует у школьников нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека. Формирование надпредметных понятий, вмещающих в себя такие ценности, как Родина, совесть, любовь, заключается в том, что во время обучения внимание, в первую очередь, уделяется духовному развитию личности.
В связи со сложностью оценки надпредметных понятий в теории образования идет дискуссия на тему их измерения и о том, как эти измерения проводить. По мнению одних специалистов, уровень сформированности надпредметных понятий не измеряется количественно, о нем можно говорить лишь в общем, без конкретных параметров и показателей. По мнению других, количественное измерение допустимо в том смысле, что всегда можно ответить на вопрос: проявляется то или иное качество ученика в его поведении. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, выявился комплекс качеств, которые отражают современные научные представления и достижения в области формирования надпредметных понятий у учащихся.
В качестве исходных были выделены следующие показатели сформированности надпредметных понятий:
• уровень сформированности нравственной культуры;
• уровень развития гражданского самосознания и гражданской ответственности;
• уровень развития патриотических чувств;
• уровень сформированности толерантности.
На мой взгляд, среди выделенных показателей актуальным для современного образования и общества в целом становится оценка таких надпредметных понятий, которые ответственны за формирование гражданских качеств личности школьника; воспитание уважения к истории, патриотическим традициям и обычаям Родины; осмысление жизненных ценностей и осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости.
В связи с этим приоритетным становится формирование, а следовательно, и оценка таких качеств личности у учащегося, как патриотизм, гражданственность, толерантность, совестливость и т.д.
Рассмотрим классификацию ключевых надпредметных компетенций, которые учитель может развивать на занятии в зависимости от предмета, темы, задач занятия.
I. Исследовательские компетенции
II. Речевые компетенции
III. Мыслительные компетенции
IV. Ценностно-смысловые компетенции
V. Общекультурные компетенции
• познавать себя и других;
• следить за своим здоровьем;
• соблюдать этические нормы;
• организовать себя на выполнение поставленной задачи;
• слушать и слышать;
• проявлять толерантность;
• прощать и просить прощение;
• быть благодарным.
Среди множества компетенций предъявляемых к образованию – ориентир на становление личностных характеристик выпускника (“портрет выпускника школы”):
* любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ и народы проживающие на территории Республики Казахстан, культуру и духовные традиции;
* осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, многонационального казахстанского народа, человечества
* осознающий свою сопричастность к судьбе Страны”.
Анализ содержательной части учебных предметов показывает, что на формирование данных компетенций направлено изучение следующих дисциплин:
* Казахский язык и литература;
* Русский язык и литература;
* История Казахстана;
* Всемирная история;
* а так же предметы курса “Искусство” – “Технология”, «ИЗО», «Музыка».
Школьный урок музыки должен отвечать всем современным методическим и дидактическим требованиям, давать наглядное, образное, целостное представление о мире искусства. Здесь на помощь учителю приходят информационные технологии. В широком понимании ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ охватывают все области создания, передачи, хранения и восприятия информации.
В понятие информационно-коммуникативной компетентности вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее;
Возможности компьютерных средств обучения
– усиливают положительную мотивацию к обучению,
– активизируют познавательную деятельность обучающихся на уроке,
– формируют информационно-коммуникативную компетенцию обучающихся,
– дают возможность учителю использовать большое количество различного дидактического и наглядного материала (использование компьютерных презентаций,
видеофрагментов, музыкальных фонограмм, всевозможных дидактических игр, карточек, тестов по предмету и т.д.).
Направления использования информационных технологий на уроке музыки и во внеурочной деятельности:
– наглядность при изучении нового материала (видео, презентации);
– закрепление изложенного материала;
– диагностика качества обучения (тесты);
– контроль и проверка знаний учащихся (музыкальные викторины, тесты, самостоятельные работы, творческие задания);
– подготовка презентаций, выступлений учащихся;
– видеосъемка выступлений вокально-хорового коллектива с последующим просмотром и обсуждением.
Наличие возможности проводить уроки музыки с использованием интерактивно й доски и компьютера позволяет мне широко использовать на своих уроках цифровой образовательный ресурс, который может включать в себя:
– Электронные учебные модули: коллекция цифровых образовательных ресурсов с сайта fcior.edu.ru (на этом сайте множество видео и аудио файлов)
– Видеоролики: фрагменты из балетов, опер, мюзиклов, оперетт, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты народных праздников.
– Наглядный материал: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов; тематические рисунки, нотная графика, репродукции произведений изобразительного искусства, живописи и т.д.
– Материалы из музеев: документальные фотографии композиторов и исполнителей.
– Звуковые фонограммы музыкальных произведений.
– Литературные произведения: доступные, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов; отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; (дикторский текст с музыкой)
– Словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, фрагменты писем;
– Воспоминания, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей и др.
– Творческие (интерактивные) задания для учащихся; вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьника.
Использование проекционной техники в сочетании с аудиосредствами дает возможность при объяснении нового материала привлекать тезисы, таблицы, видео – и справочные материалы, схемы. Это позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала.
Использование вышеперечисленных методов и средств обучения
– позволяет мне успешно формировать коммуникативные умения и навыки;
– способствует повышению статуса предмета “музыка” среди других школьных дисциплин;
– помогает достигать высоких результатов в музыкальных конкурсах и фестивалях различного уровня.