Статья: “Роль информационных технологий в процессе формирования надпредметных компетентностей обучающихся на уроке музыки”

Мамычева Елена Владимировна

учитель музыки

КГУ “Киялинская средняя школа”  Аккайынский  район Северо-Казахстанская область

Компетенция – это совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для конкретной работы; способность и готовность эффективно применять знания на практике, в конкретной ситуации.

Детей в начальной школе учат читать, писать и считать. Безусловно, эти требования сохранятся, но для современного ребенка они недостаточны. В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера.

В результате многочисленных обсуждений складывается следующее представление о результативности современной школы. Выделяется комплекс из четырех слагаемых, являющихся основными ориентирами в оценке качества:

• традиционные знания, умения и навыки (например: закон Ньютона, правила правописания, алгоритм решения задач и т.п.);

• надпредметные компетенции (например: Родина, совесть, любовь; а также другого рода понятия: знак, деятельность, миф, обеспечиваются успешнее всего через внеклассную, внеурочную виды образовательной деятельности);

• ключевые компетентности (социальные, правовые, экономические, информационные и другие);

• общественно-значимый социальный опыт (волонтерство, участие в патриотических, социальных, творческих и других проектах, акциях, где нет никакой состязательности или прямого обучения, но есть опыт принесения пользы людям, обществу, государству).

Для оценки учебных достижений (ЗУНов) существуют традиционные привычные формы – итоговая аттестация, ЕНТ. Другие результаты – ключевые компетентности, надпредметные понятия, общественно полезный социальный опыт – формируются в учебно-воспитательном процессе школы.

Современная школа на одно из приоритетных мест выдвигает проблемы формирования личности, ее воспитанности, готовности выжить в новых условиях. В связи с этим актуальным становится формирование надпредметных понятий у учащихся, являющихся ориентирами в их личной и общественной деятельности. Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит и формирует у школьников нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека. Формирование надпредметных понятий, вмещающих в себя такие ценности, как Родина, совесть, любовь, заключается в том, что во время обучения внимание, в первую очередь, уделяется духовному развитию личности.

В связи со сложностью оценки надпредметных понятий в теории образования идет дискуссия на тему их измерения и о том, как эти измерения проводить. По мнению одних специалистов, уровень сформированности надпредметных понятий не измеряется количественно, о нем можно говорить лишь в общем, без конкретных параметров и показателей. По мнению других, количественное измерение допустимо в том смысле, что всегда можно ответить на вопрос: проявляется то или иное качество ученика в его поведении. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, выявился комплекс качеств, которые отражают современные научные представления и достижения в области формирования надпредметных понятий у учащихся.

В качестве исходных были выделены следующие показатели сформированности надпредметных понятий:

• уровень сформированности нравственной культуры;

• уровень развития гражданского самосознания и гражданской ответственности;

• уровень развития патриотических чувств;

• уровень сформированности толерантности.

На мой взгляд, среди выделенных показателей актуальным для современного образования и общества в целом становится оценка таких надпредметных понятий, которые ответственны за формирование гражданских качеств личности школьника; воспитание уважения к истории, патриотическим традициям и обычаям Родины; осмысление жизненных ценностей и осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости.

В связи с этим приоритетным становится формирование, а следовательно, и оценка таких качеств личности у учащегося, как патриотизм, гражданственность, толерантность, совестливость и т.д.

Рассмотрим классификацию ключевых надпредметных компетенций, которые учитель может развивать на занятии в зависимости от предмета, темы, задач занятия.

I. Исследовательские компетенции

II. Речевые компетенции

III. Мыслительные компетенции

IV. Ценностно-смысловые компетенции

V. Общекультурные компетенции

• познавать себя и других;

• следить за своим здоровьем;

• соблюдать этические нормы;

• организовать себя на выполнение поставленной задачи;

• слушать и слышать;

• проявлять толерантность;

• прощать и просить прощение;

• быть благодарным.

Среди множества компетенций предъявляемых к образованию – ориентир на становление личностных характеристик выпускника (“портрет выпускника школы”):

* любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ и народы проживающие на территории Республики Казахстан, культуру и духовные традиции;

* осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, многонационального казахстанского народа, человечества

* осознающий свою сопричастность к судьбе Страны”.

Анализ содержательной части учебных предметов показывает, что на формирование данных компетенций направлено изучение следующих дисциплин:

* Казахский язык и литература;

* Русский язык и литература;

* История Казахстана;

* Всемирная история;

* а так же предметы курса “Искусство” – “Технология”, «ИЗО», «Музыка».

Школьный урок музыки должен отвечать всем современным методическим и дидактическим требованиям, давать наглядное, образное, целостное представление о мире искусства. Здесь на помощь учителю приходят информационные технологии. В широком понимании ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ охватывают все области создания, передачи, хранения и восприятия информации.

В понятие информационно-коммуникативной компетентности вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее;

Возможности компьютерных средств обучения

– усиливают положительную мотивацию к обучению,

– активизируют познавательную деятельность обучающихся на уроке,

– формируют информационно-коммуникативную компетенцию обучающихся,

– дают возможность учителю использовать большое количество различного дидактического и наглядного материала (использование компьютерных презентаций,

видеофрагментов, музыкальных фонограмм, всевозможных дидактических игр, карточек, тестов по предмету и т.д.).

Направления использования информационных технологий на уроке музыки и во внеурочной деятельности:

– наглядность при изучении нового материала (видео, презентации);

– закрепление изложенного материала;

– диагностика качества обучения (тесты);

– контроль и проверка знаний учащихся (музыкальные викторины, тесты, самостоятельные работы, творческие задания);

– подготовка презентаций, выступлений учащихся;

– видеосъемка выступлений вокально-хорового коллектива с последующим просмотром и обсуждением.

Наличие возможности проводить уроки музыки с использованием интерактивно й доски и компьютера позволяет мне широко использовать на своих уроках цифровой образовательный ресурс, который может включать в себя:

– Электронные учебные модули: коллекция цифровых образовательных ресурсов с сайта fcior.edu.ru (на этом сайте множество видео и аудио файлов)

– Видеоролики: фрагменты из балетов, опер, мюзиклов, оперетт, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты народных праздников.

– Наглядный материал: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов; тематические рисунки, нотная графика, репродукции произведений изобразительного искусства, живописи и т.д.

– Материалы из музеев: документальные фотографии композиторов и исполнителей.

– Звуковые фонограммы музыкальных произведений.

– Литературные произведения: доступные, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов; отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; (дикторский текст с музыкой)

– Словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, фрагменты писем;

– Воспоминания, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей и др.

– Творческие (интерактивные) задания для учащихся; вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьника.

Использование проекционной техники в сочетании с аудиосредствами дает возможность при объяснении нового материала привлекать тезисы, таблицы, видео – и справочные материалы, схемы. Это позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала.

Использование вышеперечисленных методов и средств обучения

– позволяет мне успешно формировать коммуникативные умения и навыки;

– способствует повышению статуса предмета “музыка” среди других школьных дисциплин;

– помогает достигать высоких результатов в музыкальных конкурсах и фестивалях различного уровня.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.