Открытый урок: “История образования казахского народа и Казахского ханства”

Айгужин Марат Максутканович

учитель истории

Краснофлотской основной школы Енбекшильдерского района, Акмолинской области

Класс: 5 «Б» Предмет: история Казахстана Дата: Урок
Тема: История образования казахского народа и Казахского ханства.
Цель: Сформировать знания у учащихся о процессе формирования казахской народности и Казахского ханства.

 

Задачи: 1.      Дать представление о понятиях «Алаш», «казах», «жуз», дать знания о племенах, составивших основу казахского этноса, что стало основой образования казахского ханства;

2.      Развивать память, мышление, воображение, умение анализировать, делать выводы, высказывать свое мнение, работать в группе;

3.      Воспитывать у учащихся интерес к прошлому страны, патриотизм, национальное самосознание.

Виды деятельности Планируемые действия Ресурсы
I. Орг. момент. 1) Позитивный настрой.

2) Постановка целей уроков учащимися. (слайд 1,2)

Видеоролик «Сила единства»
II. Проверка д/з. Игра «Дерево знаний».

 

Вопросы на листьях дерева: 

1. Когда образовалось монгольское ханство? (в 13веке 1203г.).

2. Кто возглавил монгольское ханство. (Чингисхан).

3. Какова была численность монгольской армии? (до 200 тыс. человек).

4. Когда армия Чингисхана вторглась в Жетысу. (1218 г.).

5. Кто был правителем Отрара. (Гаирхан).

6. Сколько времени шла оборона Отрара. (почти 6 мес.).

7.Когда началась оборона Отрара. (1219г., октябрь).

8. Когда завершилась оборона Отрара. (1220г., февраль).

9. Сколько монгольских воинов участвовало в осаде города Отрара. (150 тыс.).

(За каждый ответ учитель даёт один жетон. Красный жетон «5», синий «4», зелёный «3»)

Жетоны, изображение дерева, листья с вопросами
III. Изучение нового материала. Презентация от учителя.

– Первые люди на территории Казахстана появились около одного млн. лет назад. Об этом свидетельствуют многочисленные стоянки первобытных людей, обнаруженные археологами в Западном, Центральном и особенно много выявлено в Южном Казахстане. Первобытный человек занимался собирательством, охотой. К сожалению, на территории Казахстана пока не обнаружены останки первобытных людей. (Слайд 3)

– Формирование казахской народности (Слайд 4).

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Многие ученые связывают слово казах с названием сакского племени, жившего в VII—IV вв. до н.э. Название этого племени упоминается в древнегреческих и персидских источниках. В них говорится о том, из скольких родов оно состоит, где расположено. Описываются традиции, обычаи, одежда представителей племени. (Слайд 5)

– Подытожив мнения ученых и исследователей о происхож­дении слова «казах», можно сделать два вывода:

– слово «казах» образовалось от объединенного названия племен «кас» (каспи) и «сак»; это название племени;

– слово «казах» означает «вольный человек». (Слайд 6)

– Казахский ученый, этнограф, писатель Чокан Валиханов писал, что слово «казах» –  очень уважительное и священное, означающее «сильный, крепкий, вдохновенный». Писатель живший в XVI в. Ибн Рузбихан в своих записях приводит следующие свидетельства: «Казахи стали известны везде своим бесстрашием, героизмом, огромной силой. Об их безмерной смелости написано на многих языках».

– Значение слова «Алаш» в истории нашей страны еще не до конца определено. Однако в устном казахском творчестве, в легендах и рассказах встречается часто слово «алаш», «алаш хан». Есть несколько версий. Наибольший интерес вызывает легенда, записанная М.Ж. Копеевым.

Вторая жена Арыстана – Кызыл родила пестрого мальчика. Байбише – старшая жена внушает мужу, что это не к добру, и вынуждает его изгнать младшую жену – токал – с ребенком из страны и пустить ее по миру. Пестрый мальчик, повзрослев, становится батыром и возглавляет войско. Узнав об этом, хан, посоветовавшись со своими визирями, решает вернуть батыра на родину. Но посланные на переговоры люди назад не возвратились, а остались в чужом краю и вместе с местными жителями избирают жигита ханом, называют его Алаша (алаш – «пестрый») ханом. О том, когда это событие произошло, неизвестно.

Вообще слово «алаш» дорого сердцу казахов и очень распространено в народе. Легенды об Алаше встречаются в произведениях первого историка казахского народа Кадыргали Жалаири Косымулы, «В казахских летописях», в летописи Абильгазы хана «Тюрки».

Эти данные наводят на мысль о том, что в свое время слово «алаш» было синонимично понятию «казахский народ». И сегодня многие жители Казахстана считают себя потомками Алаша.

– Фактически нет определенных материалов и об образовании казахских жузов. Большинство исследователей пытаются дать объяснение слова «жуз». Некоторые из них соотносят его с арабским словом, которое означает «главная часть» или «ответвление» от чего-то. Другая группа определяет «жуз» как число «100». Третьи исследователи видят в нем слово «сторона»  – «бip жуз», «бip жаты»- «одна сторона». (Слайд 7)

Жузы состояли из союзов племен, проживавших в Казахстане с древних времен. В Старшем жузе жили роды и племена албанов, дулатов, суанов, шапырашты, жалаиров, ысты, канлы, ошакты, сиргели и др., в Среднем жузе – аргыны, найманы, кереи, уаки и др. В Младшем жузе в основном проживали объединения трех больших родов: байулы, алимулы и жети-ру. Среди них с давних пор известны роды-племена адаев, беришей, черкесов, кердери и др.

Таким образом, жуз – складывавшаяся веками социально- экономическая категория, обусловленная кочевым хозяйствованием. Летние пастбища на жайляу, зимовки в удобных местах для скота и кочевников появились в связи с исторически сложившимися географи­ческими условиями. Жузы объединялись в трудные для народа времена и тем самым выполняли функции государства.

– После распада империи Чингис-хана и государства Золотая Орда в Казахстане происходили важные исторические процессы.

В 14-15 веках  на территории современного Казахстана существовало несколько государств: Ногайская Орда, Ак Орда, ханство Абулхаира и Могулистан.

В эти государства входили казахские племена, населявшие обширные степи и южные предгорные районы.

В 15 веке на территории Казахстана заметную роль играли только два государства: ханство Абулхаира и Могулистан. В это время началась борьба за власть, за ханский престол. Султаны, потомки Чингис-хана- хотели единолично управлять страной. Каждый считал, что только он достоин  быть верховным ханом. Это привело к междоусобным войнам. Борьба за власть подрывала хозяйство, ухудшала жизнь рядовых скотоводов и земледельцев, наносила урон торговле. Это вело к ослаблению государств. Тяжелым внутренним положением воспользовались иноземные захватчики. С территории Китая на казахские земли совершали походы джунгарские племена-ойраты. Ослабленные, разрозненные войска хана Абулхаира не могли оказать сопротивление джунгарам. Как вихрь, они налетали на казахские аулы и города. Горели юрты и дворцы, гибли старики, женщины, дети. Джунгары уводили скот, вытаптывали посевы, захватывали в плен мастеров-ремесленников. В 1457 году Абулхаир решил дать отпор джунгарам, но потерпел поражение и бежал с поля боя. (Слайд 8)

Многие султаны были недовольны политикой хана Абулхаира и устраивали заговоры. Многие правители казахских племен и родов, устав от постоянных войн, решили вместе с кочевьями уйти из-под власти хана Абулхаира. Их возглавили султаны Жаныбек и Керей. (Слайд 9)

В 40-50 годы 15 века Жаныбек и Керей объединили и сплотили десятки казахских родов, насчитывающих сотни тысяч человек. Чтобы спасти людей от обнисчания и гибели они повели их на юг, в Могулистан к хану Есен-Буга. Огромное количество людей, собрав свое имущество и погрузив его на лошадей и верблюдов, двинулось в путь. 10 лет свыше 200 тысяч казахов двигались на юг – в Семиречье. По дороге они страдали от холода и жары, их преследовали болезни. Нередко на переселенцев нападали отряды Абулхаира, и им приходилось вступать в бой. К началу 60 годов 15 века кочевья достигли Семиречья. (Слайд 10)

Хан Могулистана, Есен-Буга, выделил им земли в долинах  рек  Чу и Талас. С их помощью он думал защитить себя от набегов Абулхаира и ойратов, также он хотел создать прочный союз с ними в целях борьбы за власть в ханстве своего брата Йунуса.

Поселившись на новых землях, люди признали своими правителями ханов Жаныбека и Керея. Новых жителей Семиречья стали называть «казахи», хотя это были представители разных племен. Земли, на которых стали жить казахи во главе с Жаныбеком и Кереем, средневековые историки называют – Казахское ханство. (Слайд 11).

Так, в результате нелегкой борьбы  и тяжелых испытаний образовалось первое государство казахов. В это время начинает складываться народность-казахи (вольный, свободолюбивый). В 1462 году умер хан Могулистана, и многие его подданные перешли к Жаныбеку и Керею. Казахское ханство стало увеличиваться и крепнуть. Создание Казахского ханства стало важнейшим событием в истории казахского народа. Оно сыграло решающую роль в объединении разрозненных казахских племен, формировании этнической территории казахов и завершении создания независимого национального государства.

Датой рождения первого Казахского государства считается 1465-1466 год.   (документ Х Дулати).

Ребята вы наверное все прекрасно знаете что этот год ознаменован многими юбилейными датами. Одной из которых является образование Казахского ханства. Скажите сколько лет?

Именно поэтому я хотел бы, дать вам задание разработать кластер на тему «Казахское ханство».

Работа в малой группе (разработка кластера на тему «Казахское ханство»).

Защита кластера.

Взаимооценивание (с помощью жетонов учащиеся оценивают работу друг друга в группе).

Просмотр видеоролика. (5 мин.) (https://www.youtube.com/watch?v=ZEgdEVjLKa0)

Презентация, жетоны, видеоролик, флипчарт, фломастеры
ІV. Закрепление. Тестовые задания.

1.Первые люди на территории Казахстана появились…

А) около одного млн. лет назад;

Б) около двух млн. лет назад;

В) три млн. лет назад.

2. Что означает слово «казах»?

А) «степной человек»;

Б) «бесстрашный человек»;

В) «вольный человек».

3. Как переводится слово «алаш»?

А) «цветной»;

Б) «пёстрый»;

В) «правитель».

4. Сколько жузов было сформировано на территории Казахстана?

А) три;

Б) два;

В) четыре.

5. Кто являются основателями Казахского ханства?

А) Чингисхан;

Б) Есен-Буга и Абулхаир;

В) Жанибек и Керей.

Взаимопроверка. (Слайд 12)

Взаимооценивание по следующим критериям:

5 правильных ответов – «5»,

четыре – «4»,

три и меньше «3» (Слайд 12)

Жетоны, карточки с тестовыми заданиями
V. Оценивание. Учащиеся подсчитывают жетоны и выводят себе оценку за урок по следующим критериям:

«5» – если количество красных жетонов превышает количество остальных жетонов;

«4» – если количество синих жетонов превышает количество остальных жетонов;

«3» –  если количество зелёных жетонов превышает количество остальных жетонов.

 
VІ. Д/з Читать параграф 27, 28 и дополнительную информацию об обычаи выбора хана в Казахской Орде на стр.92. Дневники
VІІ. Рефлексия. Учащиеся выбирают смайлики соответствующие их настроению на конец урока и комментируют свой выбор. Смайлики

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.