Открытый урок: “История образования казахского народа и Казахского ханства”
Айгужин Марат Максутканович
учитель истории
Краснофлотской основной школы Енбекшильдерского района, Акмолинской области
Класс: 5 «Б» | Предмет: история Казахстана | Дата: | Урок |
Тема: | История образования казахского народа и Казахского ханства. | ||
Цель: | Сформировать знания у учащихся о процессе формирования казахской народности и Казахского ханства.
|
||
Задачи: | 1. Дать представление о понятиях «Алаш», «казах», «жуз», дать знания о племенах, составивших основу казахского этноса, что стало основой образования казахского ханства;
2. Развивать память, мышление, воображение, умение анализировать, делать выводы, высказывать свое мнение, работать в группе; 3. Воспитывать у учащихся интерес к прошлому страны, патриотизм, национальное самосознание. |
||
Виды деятельности | Планируемые действия | Ресурсы | |
I. Орг. момент. | 1) Позитивный настрой.
2) Постановка целей уроков учащимися. (слайд 1,2) |
Видеоролик «Сила единства» | |
II. Проверка д/з. | Игра «Дерево знаний».
Вопросы на листьях дерева: 1. Когда образовалось монгольское ханство? (в 13веке 1203г.). 2. Кто возглавил монгольское ханство. (Чингисхан). 3. Какова была численность монгольской армии? (до 200 тыс. человек). 4. Когда армия Чингисхана вторглась в Жетысу. (1218 г.). 5. Кто был правителем Отрара. (Гаирхан). 6. Сколько времени шла оборона Отрара. (почти 6 мес.). 7.Когда началась оборона Отрара. (1219г., октябрь). 8. Когда завершилась оборона Отрара. (1220г., февраль). 9. Сколько монгольских воинов участвовало в осаде города Отрара. (150 тыс.). (За каждый ответ учитель даёт один жетон. Красный жетон «5», синий «4», зелёный «3») |
Жетоны, изображение дерева, листья с вопросами | |
III. Изучение нового материала. | Презентация от учителя.
– Первые люди на территории Казахстана появились около одного млн. лет назад. Об этом свидетельствуют многочисленные стоянки первобытных людей, обнаруженные археологами в Западном, Центральном и особенно много выявлено в Южном Казахстане. Первобытный человек занимался собирательством, охотой. К сожалению, на территории Казахстана пока не обнаружены останки первобытных людей. (Слайд 3) – Формирование казахской народности (Слайд 4).
– Многие ученые связывают слово казах с названием сакского племени, жившего в VII—IV вв. до н.э. Название этого племени упоминается в древнегреческих и персидских источниках. В них говорится о том, из скольких родов оно состоит, где расположено. Описываются традиции, обычаи, одежда представителей племени. (Слайд 5) – Подытожив мнения ученых и исследователей о происхождении слова «казах», можно сделать два вывода: – слово «казах» образовалось от объединенного названия племен «кас» (каспи) и «сак»; это название племени; – слово «казах» означает «вольный человек». (Слайд 6) – Казахский ученый, этнограф, писатель Чокан Валиханов писал, что слово «казах» – очень уважительное и священное, означающее «сильный, крепкий, вдохновенный». Писатель живший в XVI в. Ибн Рузбихан в своих записях приводит следующие свидетельства: «Казахи стали известны везде своим бесстрашием, героизмом, огромной силой. Об их безмерной смелости написано на многих языках». – Значение слова «Алаш» в истории нашей страны еще не до конца определено. Однако в устном казахском творчестве, в легендах и рассказах встречается часто слово «алаш», «алаш хан». Есть несколько версий. Наибольший интерес вызывает легенда, записанная М.Ж. Копеевым. Вторая жена Арыстана – Кызыл родила пестрого мальчика. Байбише – старшая жена внушает мужу, что это не к добру, и вынуждает его изгнать младшую жену – токал – с ребенком из страны и пустить ее по миру. Пестрый мальчик, повзрослев, становится батыром и возглавляет войско. Узнав об этом, хан, посоветовавшись со своими визирями, решает вернуть батыра на родину. Но посланные на переговоры люди назад не возвратились, а остались в чужом краю и вместе с местными жителями избирают жигита ханом, называют его Алаша (алаш – «пестрый») ханом. О том, когда это событие произошло, неизвестно. Вообще слово «алаш» дорого сердцу казахов и очень распространено в народе. Легенды об Алаше встречаются в произведениях первого историка казахского народа Кадыргали Жалаири Косымулы, «В казахских летописях», в летописи Абильгазы хана «Тюрки». Эти данные наводят на мысль о том, что в свое время слово «алаш» было синонимично понятию «казахский народ». И сегодня многие жители Казахстана считают себя потомками Алаша. – Фактически нет определенных материалов и об образовании казахских жузов. Большинство исследователей пытаются дать объяснение слова «жуз». Некоторые из них соотносят его с арабским словом, которое означает «главная часть» или «ответвление» от чего-то. Другая группа определяет «жуз» как число «100». Третьи исследователи видят в нем слово «сторона» – «бip жуз», «бip жаты»- «одна сторона». (Слайд 7) Жузы состояли из союзов племен, проживавших в Казахстане с древних времен. В Старшем жузе жили роды и племена албанов, дулатов, суанов, шапырашты, жалаиров, ысты, канлы, ошакты, сиргели и др., в Среднем жузе – аргыны, найманы, кереи, уаки и др. В Младшем жузе в основном проживали объединения трех больших родов: байулы, алимулы и жети-ру. Среди них с давних пор известны роды-племена адаев, беришей, черкесов, кердери и др. Таким образом, жуз – складывавшаяся веками социально- экономическая категория, обусловленная кочевым хозяйствованием. Летние пастбища на жайляу, зимовки в удобных местах для скота и кочевников появились в связи с исторически сложившимися географическими условиями. Жузы объединялись в трудные для народа времена и тем самым выполняли функции государства. – После распада империи Чингис-хана и государства Золотая Орда в Казахстане происходили важные исторические процессы. В 14-15 веках на территории современного Казахстана существовало несколько государств: Ногайская Орда, Ак Орда, ханство Абулхаира и Могулистан. В эти государства входили казахские племена, населявшие обширные степи и южные предгорные районы. В 15 веке на территории Казахстана заметную роль играли только два государства: ханство Абулхаира и Могулистан. В это время началась борьба за власть, за ханский престол. Султаны, потомки Чингис-хана- хотели единолично управлять страной. Каждый считал, что только он достоин быть верховным ханом. Это привело к междоусобным войнам. Борьба за власть подрывала хозяйство, ухудшала жизнь рядовых скотоводов и земледельцев, наносила урон торговле. Это вело к ослаблению государств. Тяжелым внутренним положением воспользовались иноземные захватчики. С территории Китая на казахские земли совершали походы джунгарские племена-ойраты. Ослабленные, разрозненные войска хана Абулхаира не могли оказать сопротивление джунгарам. Как вихрь, они налетали на казахские аулы и города. Горели юрты и дворцы, гибли старики, женщины, дети. Джунгары уводили скот, вытаптывали посевы, захватывали в плен мастеров-ремесленников. В 1457 году Абулхаир решил дать отпор джунгарам, но потерпел поражение и бежал с поля боя. (Слайд 8) Многие султаны были недовольны политикой хана Абулхаира и устраивали заговоры. Многие правители казахских племен и родов, устав от постоянных войн, решили вместе с кочевьями уйти из-под власти хана Абулхаира. Их возглавили султаны Жаныбек и Керей. (Слайд 9) В 40-50 годы 15 века Жаныбек и Керей объединили и сплотили десятки казахских родов, насчитывающих сотни тысяч человек. Чтобы спасти людей от обнисчания и гибели они повели их на юг, в Могулистан к хану Есен-Буга. Огромное количество людей, собрав свое имущество и погрузив его на лошадей и верблюдов, двинулось в путь. 10 лет свыше 200 тысяч казахов двигались на юг – в Семиречье. По дороге они страдали от холода и жары, их преследовали болезни. Нередко на переселенцев нападали отряды Абулхаира, и им приходилось вступать в бой. К началу 60 годов 15 века кочевья достигли Семиречья. (Слайд 10) Хан Могулистана, Есен-Буга, выделил им земли в долинах рек Чу и Талас. С их помощью он думал защитить себя от набегов Абулхаира и ойратов, также он хотел создать прочный союз с ними в целях борьбы за власть в ханстве своего брата Йунуса. Поселившись на новых землях, люди признали своими правителями ханов Жаныбека и Керея. Новых жителей Семиречья стали называть «казахи», хотя это были представители разных племен. Земли, на которых стали жить казахи во главе с Жаныбеком и Кереем, средневековые историки называют – Казахское ханство. (Слайд 11). Так, в результате нелегкой борьбы и тяжелых испытаний образовалось первое государство казахов. В это время начинает складываться народность-казахи (вольный, свободолюбивый). В 1462 году умер хан Могулистана, и многие его подданные перешли к Жаныбеку и Керею. Казахское ханство стало увеличиваться и крепнуть. Создание Казахского ханства стало важнейшим событием в истории казахского народа. Оно сыграло решающую роль в объединении разрозненных казахских племен, формировании этнической территории казахов и завершении создания независимого национального государства. Датой рождения первого Казахского государства считается 1465-1466 год. (документ Х Дулати). Ребята вы наверное все прекрасно знаете что этот год ознаменован многими юбилейными датами. Одной из которых является образование Казахского ханства. Скажите сколько лет? Именно поэтому я хотел бы, дать вам задание разработать кластер на тему «Казахское ханство». Работа в малой группе (разработка кластера на тему «Казахское ханство»). Защита кластера. Взаимооценивание (с помощью жетонов учащиеся оценивают работу друг друга в группе). Просмотр видеоролика. (5 мин.) (https://www.youtube.com/watch?v=ZEgdEVjLKa0) |
Презентация, жетоны, видеоролик, флипчарт, фломастеры | |
ІV. Закрепление. | Тестовые задания.
1.Первые люди на территории Казахстана появились… А) около одного млн. лет назад; Б) около двух млн. лет назад; В) три млн. лет назад. 2. Что означает слово «казах»? А) «степной человек»; Б) «бесстрашный человек»; В) «вольный человек». 3. Как переводится слово «алаш»? А) «цветной»; Б) «пёстрый»; В) «правитель». 4. Сколько жузов было сформировано на территории Казахстана? А) три; Б) два; В) четыре. 5. Кто являются основателями Казахского ханства? А) Чингисхан; Б) Есен-Буга и Абулхаир; В) Жанибек и Керей. Взаимопроверка. (Слайд 12) Взаимооценивание по следующим критериям: 5 правильных ответов – «5», четыре – «4», три и меньше «3» (Слайд 12) |
Жетоны, карточки с тестовыми заданиями | |
V. Оценивание. | Учащиеся подсчитывают жетоны и выводят себе оценку за урок по следующим критериям:
«5» – если количество красных жетонов превышает количество остальных жетонов; «4» – если количество синих жетонов превышает количество остальных жетонов; «3» – если количество зелёных жетонов превышает количество остальных жетонов. |
||
VІ. Д/з | Читать параграф 27, 28 и дополнительную информацию об обычаи выбора хана в Казахской Орде на стр.92. | Дневники | |
VІІ. Рефлексия. | Учащиеся выбирают смайлики соответствующие их настроению на конец урока и комментируют свой выбор. | Смайлики |