Открытый урок: “Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных. “
Айгужина Светлана Владимировна
учитель химии, биологии
в Краснофлотской основной школе, Енбекшильдерского района, Акмолинской области
Цель: | Показать многообразие древних пресмыкающихся и причины их вымирания, раскрыть происхождение пресмыкающихся. | |
Задачи: | 1. Расширить знания учащихся на примере древних пресмыкающихся о их расцвете, многообразии, образе жизни и последующем вымирании, познакомить с гипотезами вымирания этой группы животных.
2. Продолжить формирование коммуникативных умений у учащихся и их общеучебных навыков: работы с разными источниками информации, умения делать выводы и обобщения, через разнообразные формы деятельности способствовать росту познавательного интереса к предмету; 3. Способствовать воспитанию работать в группе, выслушивать и принимать мнения других. |
|
Результаты обучения: | Знают этапы исторического развития пресмыкающихся. | |
Виды деятельности | Планируемые действия | Ресурсы |
I. Орг. момент. | 1) Позитивный настрой.
2) Постановка целей уроков учащимися. |
Видеоролик |
II. Проверка д/з. | Индивидуальная работа.
1) Серия «открытых» и «закрытых» вопросов: а) Кто является предками рептилий?(стегоцефал) б) Каковы особенности внешнего вида пресмыкающихся?(тело разделено на голову, шею, туловище, снаружи оно покрыто роговыми щитками) в) В чём значение рогового покрова рептилий?(он предохраняет животных от потери влаги и иссушения, защищает от повреждения) г) Из каких отделов состоит позвоночник рептилий?(шейный, пояснично-грудной, крестцовый, хвостовой) д) Каковы особенности строения шейного отдела позвоночника рептилий?(образование сустава между позвоночным столбом и черепом) е) Какие отделы головного мозга пресмыкающихся наиболее развиты?(передний мозг, мозжечок) ё) Как дышат рептилии?(только лёгкими) ж) Каковы особенности строения кровеносной системы пресмыкающихся?(два круга кровообращения, более полное разделение артериального и венозного кругов кровообращения ) з) Какой тип оплодотворения у рептилий?(внутреннее) и) Какую роль играют рептилии в природе? (рептилии занимают важное место в цепях питания многих сообществ, регулируя численность членистоногих, моллюсков, мелких млекопитающих – грызунов) 2) Какие утверждения верны: а) Пресмыкающиеся произошли от древних земноводных – стегоцефалов.(верно) б) Пресмыкающиеся – это первые настоящие наземные позвоночные.(верно) в) Современные пресмыкающиеся объединены в 6 отрядов.(не верно) г) Тело пресмыкающихся покрыто роговыми щитками.(верно) д) На теле пресмыкающихся расположены многочисленные железы.(не верно) е) В шейном отделе рептилий один позвонок.(не верно) ё) У пресмыкающихся есть настоящая грудная клетка.(верно) ж) В головном мозге хорошо развиты передний мозг и мозжечок, имеется кора.(верно) з) Рептилии дышат лёгкими и кожей.(не верно) и) Сердце пресмыкающихся трёхкамерное.(верно) (за каждый правильный ответ один жетон) |
Жетоны |
III. Изучение нового материала. | Презентация от учителя.
Первые примитивные пресмыкающиеся появились около 285 млн лет назад. В то время на Земле установился жаркий, сухой климат, резко сокращались площади заболоченных пространств и потомки первых земноводных стали развиваться по двум направлениям. Одни так и остались около воды и превратились в современных земноводных. Другие, наоборот, стали приспособляться к сухому климату и превратились в пресмыкающихся. В таких условиях лучше выживали те древние земноводные, которые могли укрыться от сухости воздуха в болотах, или те, которые имели ороговевающую кожу, более развитые легочные мешки, могли откладывать яйца с большим запасом питательных веществ и с оболочкой, защищающей их от быстрого высыхания. Таким образом, пресмыкающиеся освоили все среды обитания – наземную, водную и воздушную. Они образовали множество видов и стали господствующими животными на Земле. На Земле сушествовало две группы рептилий – звероподобные рептилии и динозавры. Однако на протяжении мезозойской эры судьбы этих двух групп были разными. Звероподобные рептилии были малочисленны и незаметны, а расцвету динозавров благоприятствовал тёплый и мягкий климат. Наступил век динозавров. Само слово «динозавр» означает «ужасная ящерица». Динозавры населяли Землю в течение примерно 135 миллионов лет, что в 70 раз превышает время существования человечества. Впервые окаменевшие яйца были обнаружены в 1922 году в одной из пустынь Гоби (Монголия) во время экспедиции Роя Эндрюса. Возраст яиц – 100 миллионов лет. Динозавры вымерли десятки миллионов лет назад, но мы можем многое узнать о них, причем не только по скелетам, но и по следам, некогда оставленным ими на влажной грязи. Помимо таких находок, как окаменелые кости, яйца и гнезда динозавров, палеонтологам посчастливилось обнаружить в разных уголках земного шара некоторое количество отпечатков ступней динозавров. По этим отпечаткам ученые могут узнать, передвигался ли оставивший их динозавр на 2 или 4 ногах, сколько пальцев было на его ступнях, были ли на них когти. А по ширине шага можно узнать, какой величины был этот доисторический ящер. Измерив расстояние между двумя отпечатками и их глубину, ученые могут даже установить, с какой скоростью передвигался данный вид динозавров. А по количеству отпечатков можно узнать, вел ли этот динозавр стадный образ жизни или жил в одиночку. Самым большим из всех когда либо существовавших континентов была Пангея. В триасовый период (245-204 миллиона лет назад) из осушенных земель сформировался огромный остров. Ученые называют его Пангея, что значит «сплошная земля». Во время юрского периода Пангея раскололась на две части: Лавразию -на севере и Гондвану – на юге. Потом и Гондвана распалась на большие куски – территории Южной Америки, Африки, Индии, Австралии и Антарктиды. От Гондваны откололись первые континенты. Увеличилось количество землетрясений и извержений вулканов, изменился климат. Исчезли динозавры-гиганты, зато появились другие виды этих животных. Причин этих в настоящее время ученые называют много. Некоторые из них: Работа в группе. Вставь пропущенное слово. Среди перечня слов, выбери слово, пропущенное в тексте. Современные пресмыкающиеся произошли от древних Амфибий– стегоцефалов. Среди древних пресмыкающихся выделялись две группы, сыгравшие важную роль в появлении птиц и млекопитающих: Динозаврыи звероподобные рептилии. Однако на протяжении мезозойской эры судьбы этих двух групп были разными. Звероподобные рептилии были Малочисленны и Незаметны, а расцвету динозавровБлагоприятствовалтёплый и мягкий климат. Среди современных рептилий наиболее близки к динозаврам крокодилы. (Малочисленны; Незаметны; Динозавры; Амфибии; Благоприятствовал). Взаимооценивание. (жетоны) Индивидуальная работа. Игра «Случайный попутчик.» (Убрать лишнего) Полоз, питон, протей, аллигатор. (Протей – земноводное, остальные – пресмыкающиеся.) Полоз, веретеница, гадюка, уж. (Веретеница – ящерица, остальные – змеи.) Работа в группе. Игры «Самые-самые…» Самые длинные змеи. (Сетчатый питон и анаконда.) Самые летучие. (Летучие драконы.) Самая крупная сухопутная черепаха. (Слоновая.) Самая крупная ящерица. (Дракон с острова Комодо.) Самые маленькие. (Геккончики из рода Alsophylax.) Самые холодоустойчивые. (Живородящие ящерицы.) Самые ядовитые. (Австралийский аспид.) Взаимооценивание (жетоны) Просмотр видеоматериала. |
Презентация, жетоны, карточки, видео |
ІV. Закрепление. | Работа в группе.
Составить коллаж на тему: «Интересные факты о пресмыкающихся». Защита коллажа. Взаимооценивание. |
Флипчарт, вырезки, фломастеры, клей, жетоны |
V. Оценивание. | Учащиеся подсчитывают жетоны и выводят себе оценку за урок по следующим критериям:
Максимальное число жетонов – 37 «5» – 25 жетонов и более «4» – 20 жетонов и более «3» – 10 жетонов и менее |
жетоны |
VІ. Д/з | Подготовить сообщение о любом понравившемся вам пресмыкающемся. | Дневники |
VІІ. Рефлексия. | Ранжирование.
Учащимся даются слова на листочках, и они должны выбрать те слова, которые соответствовали их настроению на следующих этапах урока: · Начало урока · Изучение нового материала · Закрепление · Итог урока |
Листочки со словами |