Открытый урок: “Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных. “


Айгужина Светлана Владимировна

учитель химии, биологии

в Краснофлотской основной школе, Енбекшильдерского района, Акмолинской области

Цель: Показать многообразие древних пресмыкающихся и причины их вымирания, раскрыть происхождение пресмыкающихся.
Задачи: 1.      Расширить знания учащихся на примере древних пресмыкающихся о их расцвете, многообразии, образе жизни и последующем вымирании, познакомить с гипотезами вымирания этой группы животных.

2.      Продолжить формирование коммуникативных умений у  учащихся и их общеучебных навыков: работы с разными источниками информации, умения делать выводы и обобщения, через разнообразные формы деятельности способствовать росту познавательного интереса к предмету;

3.      Способствовать воспитанию работать в группе, выслушивать и принимать мнения других.

Результаты обучения: Знают этапы исторического развития пресмыкающихся.
Виды деятельности Планируемые действия Ресурсы
I. Орг. момент. 1) Позитивный настрой.

2) Постановка целей уроков учащимися.

Видеоролик
II. Проверка д/з. Индивидуальная работа.

1) Серия «открытых» и «закрытых» вопросов:

а) Кто является предками рептилий?(стегоцефал)

б) Каковы особенности внешнего вида пресмыкающихся?(тело разделено на голову, шею, туловище, снаружи оно покрыто роговыми щитками)

в) В чём значение рогового покрова рептилий?(он предохраняет животных от потери влаги и иссушения, защищает от повреждения)

г) Из каких отделов состоит позвоночник рептилий?(шейный, пояснично-грудной, крестцовый, хвостовой)

д) Каковы особенности строения шейного отдела позвоночника рептилий?(образование сустава между позвоночным столбом и черепом)

е) Какие отделы головного мозга пресмыкающихся наиболее развиты?(передний мозг, мозжечок)

ё) Как дышат рептилии?(только лёгкими)

ж) Каковы особенности строения кровеносной системы пресмыкающихся?(два круга кровообращения, более полное разделение артериального и венозного кругов кровообращения )

з) Какой тип оплодотворения у рептилий?(внутреннее)

и) Какую роль играют рептилии в природе? (рептилии занимают важное место в цепях питания многих сообществ, регулируя численность членистоногих, моллюсков, мелких млекопитающих – грызунов)

2) Какие утверждения верны:

а) Пресмыкающиеся произошли от древних земноводных – стегоцефалов.(верно)

б) Пресмыкающиеся – это первые настоящие наземные позвоночные.(верно)

в) Современные пресмыкающиеся объединены в 6 отрядов.(не верно)

г) Тело пресмыкающихся покрыто роговыми щитками.(верно)

д) На теле пресмыкающихся расположены многочисленные железы.(не верно)

е) В шейном отделе рептилий один позвонок.(не верно)

ё) У пресмыкающихся есть настоящая грудная клетка.(верно)

ж) В головном мозге хорошо развиты передний мозг и мозжечок, имеется кора.(верно)

з) Рептилии дышат лёгкими и кожей.(не верно)

и) Сердце пресмыкающихся трёхкамерное.(верно)

(за каждый правильный ответ один жетон)

Жетоны
III. Изучение нового материала. Презентация от учителя.

Первые примитивные пресмыкающиеся появились около 285 млн лет назад.

В то время на Земле установился жаркий, сухой климат, резко сокращались площади заболоченных пространств и потомки первых земноводных стали развиваться по двум направлениям. Одни так и остались около воды и превратились в современных земноводных. Другие, наоборот, стали приспособляться к сухому климату и превратились в пресмыкающихся.

В таких условиях лучше выживали те древние земноводные, которые могли укрыться от сухости воздуха в болотах, или те, которые имели ороговевающую кожу, более развитые легочные мешки, могли откладывать яйца с большим запасом питательных веществ и с оболочкой, защищающей их от быстрого высыхания.

Таким образом, пресмыкающиеся освоили все среды обитания – наземную, водную и воздушную. Они образовали множество видов и стали господствующими животными на Земле.

На Земле сушествовало две группы рептилий – звероподобные рептилии и динозавры. Однако на протяжении мезозойской эры судьбы этих двух групп были разными. Звероподобные рептилии были малочисленны и незаметны, а расцвету динозавров благоприятствовал тёплый и мягкий климат.

Наступил век динозавров.

Само слово «динозавр» означает «ужасная ящерица».

Динозавры населяли Землю в течение примерно

135 миллионов лет, что в 70 раз превышает время существования человечества.

Впервые окаменевшие яйца были обнаружены в 1922 году в одной из пустынь Гоби (Монголия) во время экспедиции Роя Эндрюса. Возраст яиц – 100 миллионов лет.

Динозавры вымерли десятки миллионов лет назад, но мы можем многое узнать о них, причем не только по скелетам, но и по следам, некогда оставленным ими на влажной грязи.

Помимо таких находок, как окаменелые кости, яйца и гнезда динозавров, палеонтологам посчастливилось обнаружить в разных уголках земного шара некоторое количество отпечатков ступней динозавров. По этим отпечаткам ученые

могут узнать, передвигался ли оставивший их динозавр на 2 или 4 ногах, сколько пальцев было на его ступнях, были ли на них когти. А по ширине шага можно узнать, какой величины был этот доисторический ящер. Измерив расстояние между двумя отпечатками и их глубину, ученые могут даже установить, с какой скоростью передвигался данный вид динозавров. А по количеству отпечатков можно узнать, вел ли этот динозавр стадный образ жизни или жил в одиночку.

Самым большим из всех когда либо существовавших континентов была Пангея. В триасовый период (245-204 миллиона лет назад) из осушенных  земель сформировался огромный остров. Ученые называют его Пангея, что значит «сплошная земля».

Во время юрского периода Пангея  раскололась на две части: Лавразию -на севере и Гондвану – на юге. Потом и Гондвана распалась на большие куски – территории Южной Америки, Африки, Индии, Австралии и Антарктиды.

От Гондваны откололись первые континенты. Увеличилось количество землетрясений и извержений вулканов, изменился климат. Исчезли динозавры-гиганты, зато появились другие виды этих животных.

Причин этих в настоящее время ученые называют много. Некоторые из них:
1.резкое похолодание климата в результате падения метеорита. Пресмыкающиеся- животные с непостоянной температурой тела, холод для них (особенно для животных больших размеров ) губителен
2. конкуренция в ходе борьбы за существование с теплокровными мелкими млекопитающими и птицами
3. уменьшение количества растений (из-за похолодания) и гибель от голода
4. появление покрытосеменных растений, среди которых было много ядовитых. Поедая в большом количестве растительную пищу, животные отравливались. Гибель растительноядных пресмыкающихся влекла за собой гибель хищников.
5. трудности с размножением: яйца имели очень плотную скорлупу и птенцы не могли ее пробить.
6. изменение условий обитания: многие виды были водными или полуводными формами. И т. д.

Работа в группе.

Вставь пропущенное слово. Среди перечня слов, выбери слово, пропущенное в тексте.

Современные пресмыкающиеся произошли от древних Амфибий– стегоцефалов. Среди древних пресмыкающихся выделялись две группы, сыгравшие важную роль в появлении птиц и млекопитающих: Динозаврыи звероподобные рептилии. Однако на протяжении мезозойской эры судьбы этих двух групп были разными. Звероподобные рептилии были Малочисленны и Незаметны, а расцвету динозавровБлагоприятствовалтёплый и мягкий климат. Среди современных рептилий наиболее близки к динозаврам крокодилы.

(Малочисленны; Незаметны; Динозавры; Амфибии; Благоприятствовал).

Взаимооценивание. (жетоны)

Индивидуальная работа.

Игра «Случайный попутчик.» (Убрать лишнего)

Полоз, питон, протей, аллигатор.

(Протей – земноводное, остальные – пресмыкающиеся.)

Полоз, веретеница, гадюка, уж.

(Веретеница – ящерица, остальные – змеи.)

Работа в группе.

Игры «Самые-самые…»

Самые длинные змеи. (Сетчатый питон и анаконда.)    Самые летучие. (Летучие драконы.)

Самая крупная сухопутная черепаха. (Слоновая.)

Самая крупная ящерица. (Дракон с острова Комодо.)   Самые маленькие. (Геккончики из рода Alsophylax.)   Самые холодоустойчивые. (Живородящие ящерицы.)    Самые ядовитые. (Австралийский аспид.)

Взаимооценивание (жетоны)

Просмотр видеоматериала.

Презентация, жетоны, карточки, видео
ІV. Закрепление. Работа в группе.

Составить коллаж на тему: «Интересные факты о пресмыкающихся».

Защита коллажа.

Взаимооценивание.

Флипчарт, вырезки, фломастеры, клей, жетоны
V. Оценивание. Учащиеся подсчитывают жетоны и выводят себе оценку за урок по следующим критериям:

Максимальное число жетонов – 37

«5» – 25 жетонов и более

«4» – 20 жетонов и более

«3» –  10 жетонов и менее

жетоны
VІ. Д/з Подготовить сообщение о любом понравившемся вам пресмыкающемся. Дневники
VІІ. Рефлексия. Ранжирование.

Учащимся даются слова на листочках, и они должны выбрать те слова, которые соответствовали их настроению на следующих этапах урока:

·         Начало урока

·         Изучение нового материала

·         Закрепление

·         Итог урока

Листочки со словами

Слайд1 Слайд2 Слайд3 Слайд4 Слайд5 Слайд6 Слайд7 Слайд8 Слайд9 Слайд10 Слайд11 Слайд12 Слайд13 Слайд14 Слайд15 Слайд16 Слайд17 Слайд18 Слайд19 Слайд20 Слайд21 Слайд22

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *