Семинар для педагогов: «Развитие творческих способностей у детей через изобразительную деятельность»


Руководитель:  Колосницина  Елена Николаевна

воспитатель я/с № 3 « Гнёздышко» г. Экибастуз 

Цель: Оказание практической и методической помощи педагогам при организации воспитательно-образовательного процесса, направленного на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в художественно-изобразительной деятельности.

Ход:

Добрый день уважаемые коллеги! Я рада всех видеть, хочу подарить вам хорошее настроение и лучистую улыбку. Вот с такой теплой нотки мне бы хотелось начать нашу встречу. Хочу с вами поделиться вот этими сердечками, они разного цвета, возьмите понравившейся вам цвет, на обратной стороне написана памятка нашего семинара. Семинар наш будет проходить в форме мастер класс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагоги делятся на команды по возрастам. Выбирается жюри.

-Наша тема семинара, обращает внимание на интерактивную доску: «Развитие творческих способностей у детей через изобразительную деятельность». В соответствии с нашей темой семинара прошу вас придумать название вашей команды.

-Мне бы хотелось услышать ваше мнение о том, что такое творческие способности? (ответы педагогов).

-Все верно, творческие способности – это индивидуальные особенности качества личности, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Необходимыми компонентами творческих способностей являются… (творческое мышление и воображение).

Первая остановка «Мозговой штурм» (Командам задаются по 5 вопросов в соответствии с выбранной тематикой)

1.Назовите материалы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности. (Простые и цветные карандаши, ластик, восковые мелки, тушь, кисти разных размеров, гуашь, акварельные краски.)

2.Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные. (Красный, желтый и синий. При их смешивании образуются все цвета светового спектра.)

3.Назовите цвета, составляющие цветовой круг. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)

4.Назовите виды традиционного и нетрадиционного рисования. (К первому виду относится рисование, предметное и сюжетное, красками, цветными карандашами; нетрадиционные виды рисования отличаются необычными приемами работы и сочетанием разных художественных материалов: рисование нитками, руками и пальцами, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, свеча в сочетании с акварелью, картофельные штампы, набрызг, яичная скорлупа.)

5.Что такое живопись?(Изображение окружающей жизни красками, передача своих чувств с помощью цвета.)

6.Назовите основные средства выразительности живописи. (Цвет, колорит, техника исполнения, законы воздушной и линейной перспективы.)

7.Что такое графика? (Искусство рисования тоном, пятном и линией. Графикой называют рисунки сделанные карандашом, тушью, а также гравюры.)

8.Назовите средства выразительности графического изображения. (Линия, штрих, тон.)

9.Назовите способы лепки. (Пластический и конструктивный.)

10.Назовите основные приемы, используемые на занятиях лепкой. (Выкатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, примазывание.)

11.Назовите основные способы украшения вылепленных изделий. (Налеп, углубленный рельеф при помощи стеки.)

12.С какой группы детей учат различать и называть основные цвета, с какого  цвета? (В ясельной группе, сначала красный, потом зеленый и т. д.)

13.Сколько цветов должны различать дети во 2 младшей группе?

(4. Сначала красный и зеленый, а потом желтый и синий.)

14.Как знакомит детей воспитатель с формой предмета?

(Путем обследования.)

15.Первая и наиболее простая форма, с передачей которой сталкивается малыш? (Круглая).

16.Какие предметы круглой формы, можно предложить детям изобразить?

( Колечки, колесики, мыльные пузыри, воздушные шары, елочные шарики, мячи, сушки, баранки, яблоки, ягодки, апельсины, орехи и многое другое).

17.Как можно помочь детям освоить рисование прямоугольной формы?

( можно применить прием отдельного рисования каждой линии).

18.Показать, как нужно правильно закрашивать краской рисунок.

(Линии ведут в одном направлении, всякий раз начиная с одной стороны (сверху, слева), отрывно).

19.Когда необходимо подводить детей к более детальному изображению фигуры человека? (В средней группе со второй половины.)

20.С какого возраста детей знакомят с дымковской игрушкой?

(со 2 младшей группы)

21.Как произошло слово “акварель”? (Акварелью (от лат. aqua — вода, фр. aquarelle) называются водяные краски и живопись этими красками).

22.В чем разница при рисовании акварельными красками от гуаши ?

  1. В детском саду рисование включает …….Виды? (три вида: сюжетное, предметное, и декоративное)
  2. План проведения занятия по ИЗО деятельности?

(Подготовка к занятию. Вводная часть. Основная часть (практическая). Заключительная часть).

  1. Кто обязан следить за правильным исполь­зованием и контролировать технику безопасности во время аппликации? (воспитатель)
  2. С какого возраста детей знакомят с натюрмортом? (с младшего)
  3. С какого возраста вылепленные предметы могут быть раскрашены детьми (с 3-4 лет)

28.Лепка в детском саду делиться …………

(на предметную, сюжетную и декоративную).

  1. Виды аппликации, предусмотренные методикой?

 

– приёмы преобразования прямоугольников и квадратов

– приём симметричного вырезания

– приём вырезания из листа сложенного в несколько раз

– приём вырезания из листа сложенного гармошкой

– приём ленточного вырезания

– приём подкладной аппликации

– приём раздвижной аппликации

  1. Назовите элементы казахского орнамента.
  2. Назовите виды народного промысла.
  3.  В работе с детьми используютсятри вида лепки, назовите.
  • лепка предметная,
  • лепка сюжетная,
  • лепка декоративная.
  1. Назовите способы лепки в младшей группе.

(отрывание, раскатывание, соединение, расплющивание шарообразной формы между ладонями, лепят несложные предметы (мячики, палочки).)

 

  1. Назовите способы лепки в старшей группе.

(В старшей группе продолжается обучение детей лепке по частям и начинается обучение лепке из целого куска. Это работа по народной игрушке (петушок, уточка-свистулька, кукла). Лепка по народной игрушке помогает детям учиться лаконичному изображению формы, декоративно оформлять налепы и росписи. Так постоянно детей подводят к работе с натуры.

Дети усваивают лепку кружки ленточным способом (когда дно кружки соединяют с лентообразной стенкой – расплющенная палочка).

  1. Что такое БАРЕЛЬЕФ?

(лепная картина с выпуклым изображением (детали выступают над поверхностью основы)

  1. Что такое декоративная лепка?

( это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек, выполнение небольших украшений (бусы, броши).

 

Вторая остановка  «Раздумье»

 (решение педагогических ситуаций).

Первая команда

Занятие рисования.

– Кто нарисует весенний ветер? – спрашивает воспитатель.

К доске выходят двое. На одном рисунке дома и дым уносит ветром вместе с трубой, на другом – ветки деревьев хлещут по облакам…

– Чудесные рисунки, – поощряет воспитатель смельчаков. – Но что еще можно добавить? Какую деталь? Посмотрите в окно.

Затем воспитатель рисует на доске завиток. Его надо продолжить так, чтобы из него получился предмет. У одного получилась машина, у другого – крокодил, у третьего – человечек, у четвертого собака и т.д.

В группе хохот, но каждому хочется добавить сове.

– Вот видите, как много выражает одна только линия. И как по-разному видит мир каждый из вас.

Вопросы и задания:

  1. Каков стиль деятельности и поведения воспитателя?
  2. Оцените, обосновав, каждый прием взаимодействия педагога с детьми.

Вторая  команда

Воспитательница организовала прогулку в пар. Она выбрала самое живописное место и предупредила, чтобы каждый взял с собой рамку для картины.

Когда все поднялись на горку, воспитательница сказала:

– Мы сегодня с вами будем выбирать картины с изображением зимнего пейзажа. Кто из вас выберет самую красивую и сможет всем доказать красоту этой картины, получит приз – книгу о русской живописи.

– А где эти картины? – спросил кто-то из воспитанников.

– Они вокруг нас. Возьмите свою рамку, наводите ее на различные части живого пейзажа и смотрите, что за картина оказалась у вас в рамке. Когда подберете самую красивую, пригласите всех посмотреть.

Всеми была признана лучшей картина Гены. Ему удалось выбрать вид, напоминающий дорогу в ущелье.

Радостные и возбужденные возникшим интересом к живописи, ребята выразили желание написать красками увиденные пейзажи.

Вопросы и задания:

  1. Каков стиль деятельности и поведения воспитателя?
  2. Оцените, обосновав, каждый прием взаимодействия педагога с детьми
  3. В чем ценность выхода педагога за пределы традиционной формы организации обучения?

Третья команда.

Наблюдая за изобразительной деятельностью старших дошкольников, заметили: если перед ребенком ставится задача нарисовать рисунок так, чтобы он был похож на изображаемый предмет, то обычно он усовершенствует свой рисунок дорисовыванием и присоединением деталей. Дошкольник не ищет сходства между образом и предметом через установление связей между деталями. Рисунок ребенка можно назвать рисунком-описанием.

Можно ли интерпретировать данные наблюдений как установление связей с особенностями восприятия и мышления ребенка?

Что должен делать воспитатель, чтобы помочь детям улучшить их рисунки?

 

Решение. Можно. Это объясняется особенностями восприятия и мышления дошкольников. Так как у них преобладает элементарный анализ, то дети затрудняются устанавливать взаимосвязь между частями, признаками воссоздаваемого образа.

Задача воспитателя – привить детям умение обследовать предмет и устанавливать взаимосвязи отдельных частей воссоздаваемого образа.

Четвертая команда.

Дети старших групп рисовали с натуры мягкую игрушку – котенка. Ребятам разных групп детского сада было предложено обследовать натуру разными способами. Дети одной группы, изучая котенка, гладили его по шерстке и т.п. Дети другой группы изучали котенка с опорой на зрительные ощущения.
Вопрос:  Будут ли отличатся рисунки детей данных групп, обоснуйте ответ.

Решение. Да, будут. Когда человек видит и может потрогать, он нарисует более точно.

Третья остановка «Угадай -ка»

Решение кроссворда по теме «Народно-прикладное искусство в работе с детьми».

Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных клетках вы сможете прочитать название русского праздника – торга (ярмарки) – (свистунья), на котором все его посетители (от мала до велика), считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.

  1. Гжель нравится всем своим цветом. Какой он? (синий)
  2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан. (дерево)
  3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку. (глина)
  4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов. (жостово)
  5. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так. (золотой)
  6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково, Филимоново, Каргополья. (игрушка)
  7. Назвать профессию мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера – в Каргополье. (гончар)
  8. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских, каргопольских,  филимоновских мастеров) являются объемными, то  к какому виду пространственных искусств их можно отнести? (скульптура)
  9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославились городецкие мастера. (прялка)

 

 

  1        
2            
  3          
4            
5              
  6              
  7          
8                  
  9            

 

Выступление воспитателя      из личного опыта на тему: «Казахский орнамент  в изо деятельности»

Выступление Ковтун Д.И. «Здоровье сберегающие технологии на уроке рисования».

Четвертая остановка «Умелец»

Предлагаю каждой команде выполнить коллаж. Используйте для этого свое воображение.

Для работы вам потребуются краски гуашь, восковые мелки, клей ПВА, акварель, гель с блестками, вырезки из различных иллюстрированных журналов и газет, ножницы. Все это вы найдете на столах. Приступайте к работе. Время работы 10 минут. Во время работы можно включить тихую, спокойную музыку.

При оценки  важен не только процесс, но и его описание и оригинальные комментарии.

Немного рассказать, что такое коллаж.

 

Выступление и показ мастер класс Жакуповой О.Т. на тему «Лепка из соленого теста»

  • Упражнение «Сходства и различия»:
  • Топните те, кто умеет вязать;
  • Встаньте те, кто любит сладкое;
  • Издайте клич индейцев те, кто любит природу;
  • Подпрыгните те, кто любит праздники;
  • Похлопайте себя по коленкам те, кто не любит заниматься спортом;
  • Покачайте головой те, кто не умеет играть на музыкальных инструментах;
  • Потрите ладошки друг о друга те, кто хочет в отпуск;
  • Закиньте ногу на ногу те, кто любит танцевать;
  • Мяукните те, у кого дома есть домашние животные;
  • Хлопните в ладоши те, кто любит детей.

– Вот видите, сколько много у вас общего, а чтобы 2 команды стали сейчас одной, я вам предлагаю взять сердечки и приклеить их на дерево желаний и написать:

– Какие ощущения, эмоции вызвала затронутая тема?

– Считаете ли вы ее для себя актуальной?

– Что вам показалось наиболее интересным на данном семинаре-    практикуме?

– Что вызвало трудности, заставило задуматься?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

DSC05997

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *