Урок на тему: «Агропромышленный комплекс. Растениеводство Казахстана»


Шарафиденова Венера Утеулиевна

г. Атырау, школа №4 имени Ю.А. Гагарина, преподаватель истории и географии

 9 –  класс.  География

Тема урока:    Агропромышленный комплекс.  Растениеводство Казахстана

 

Цель урока:

  1. Познакомить с особенностями агропромышленного комплекса. Изучить особенности сельского хозяйства Казахстана.
  2. Изучить растениеводство и его зональную специализацию.
  3. Научить анализировать статистические данные, карту “Сельское хозяйство”, чертить схемы “Состав АПК”. “Отрасли сельского хозяйства”.
  4. Закрепить навыки работы с картами атласа, картосхемами учебника

 

Ход урока

  1. Организационный момент

 

  1. Психологический настрой: Цветик- многоцветик”

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в один общий цветок.

  1. Проверка домашнего задания

Выполнение теста

– Назовите и покажите основные центры сельскохозяйственного машиностроения

– Какие трудности испытывает сельскохозяйственное машиностроение?

 

ІІ. Объяснение новой темы

 

Продукты питания, одежда, обувь, лекарства — все эти разные, но очень необходимые человеку товары появляются во многом благодаря труду крестьян. Сельское хозяйство даёт сырьё для многих отраслей промышленности.– пищевой, химической, фармацевтической, текстильной, обувной.

Казахстан — традиционно земледельческая страна

Сегодня мы познакомимся с АПК

План:

  1. Что такое АПК и его главная задача.
  2. Состав АПК.
  3. Особенности сельского хозяйства
  4. Сельскохозяйственные угодья.
  5. Земледелие (зерновые, технические культуры).

 

А что такое АПК?

Главная задача АПК – обеспечить население страны продовольствием.

Основой АПК является сельское хозяйство, но оно одно не может справиться со столь важной задачей. Сельскому хозяйству необходима техника (комбайны, тракторы, картофелекопалки и т. д.), удобрения, ядохимикаты, новые сорта растений и лучшие породы скота, комбикорма и т. д. Поэтому АПК состоит из 3 звеньев (с производства).

Пользуясь текстом учебника (стр.58) и словами для справок,  дополните схему отраслевого состава АПК

Учащиеся в тетради выполняют схему состава АПК

 

От какого звена зависит уровень развития сельского хозяйства.

(Зависит от развития первого звена АПК, отрасли которого обеспечивают механизацию и автоматизацию АПК).К сожалению. На сегодняшний день, 1 звено не полностью обеспечивает АПК нужной продукцией. Для нормальной работы АПК требуется 4 — видов техники и оборудования. В нашей стране выпускается около 400. Многие важные производства отсутствуют или только создаются. Поэтому ещё используется устаревшая техника, велика доля ручного труда, невысоки урожайность сельскохозяйственных растений и продуктивность животных. Перерабатывается лишь малая доля уже произведённой продукции. При большом количестве работающих в АПК страна покупает много продовольствия за рубежом.

– Второе и центральное звено АПК– сельское хозяйство, которое состоит из растениеводства (земледелия) и животноводства.

Сельское хозяйство делится на 3 категории. (стр. 59) Назовите эти категории и запишите определения в тетрадь:

 

Сельхозпредприятие – это юридическое лицо (самостоятельная организация, обладающая имущественными и другими гражданскими правами и обязанностями) с основным видом деятельности в сфере сельского хозяйства.

 

Крестьянским хозяйством признаётся семейно-трудовое объединение лиц, в котором осуществление индивидуального предпринимательства неразрывно связано с использованием земель сельскохозяйственного назначения для производства, переработки и реализации сельхозпродукции.

К хозяйствам населения относятся личные подсобные хозяйства населения, коллективные сады и огороды, дачные участки.

ІІІ. Работа с учебником.

 

Что является отличительной особенностью сельского хозяйства.

Ответ:

Отличительные особенности сельского хозяйства:

1) Оно зависит от природных условий.

2) Производство сельскохозяйственной продукции сезонно.

3) Земля является одновременно средством труда и предметом труда.

4) Сельскохозяйственное предприятие, как правило, занимает большую площадь.

Найдите в учебнике и запишите, что мы относим к сельскохозяйственным угодьям (стр.59)

Пастбища – сельскохозяйственные угодья, систематически используемые для выпаса скота, а также земельные участки, пригодные для выпаса, не используемые под сенокосы и не являющиеся залежью.

Пахотные земли – это систематически обрабатываемые угодья, используемые под посевы сельскохозяйственных культур, включая посевы многолетних трав и чистые пары.

Сенокосы – сельскохозяйственные угодья, постоянно используемые для сенокошения.

Какие угодья занимают наибольшую площадь в нашей стране?

Чем обусловлена такая структура сельскохозяйственных угодий Казахстана?

Структура сельскохозяйственных угодий в разных частях нашей страны неодинакова.

Какие части Казахстана отличаются самой высокой долей сельскохозяйственных угодий?

Где самая большая площадь пашни? Сенокосов?

С чем, по вашему мнению, это связано?

Сельское хозяйство включает две взаимосвязанные отрасли – растениеводство и животноводство. Они дают соответственно 56% и 44% сельскохозяйственной продукции.

– В нашей стране возделывается около 50 видов сельскохозяйственных растений. Ведущая отрасль растениеводства – зерновое хозяйство (2/3 всех посевных земель). К зерновым культурам относятся –пшеница,(1/2 объёма всех посевных полей страны), рожь, ячмень, овес, кукуруза, просо, гречиха, рис. К зернобобовым – горох, фасоль, чечевица, соя.

В нашей стране выращивают 2 вида пшеницы – яровую и озимую. Для роста пшеницы большое значение имеют почва и тепло.  Она требует чернозёмные и каштановые почвы. На севере Казахстана, где зимы суровые и малоснежные, выращивают яровую пшеницу, которую сеют весной. Именно северная часть нашей республики получила название Пшеничный пояс. Почему?

Какие области входят в состав пшеничного пояса? (Костанайская. Акмолинская, Северо-Казахстанская) Они дают 4/5 всего зерна республики. Также яровую пшеницу выращивают в Актюбинской и Восточно-Казахстанской областях.

На тёплом юге возделывают озимую пшеницу, которую сеют осенью, под зиму. Она созревает рано, в июне, и даёт устойчивые урожаи, так как используют осенние и весенние осадки.(цветом выделяются все названные районы на карте)

Работа с книгой.

Откройте учебники на странице 63 (от слов «Озимая рожь…») и заполните таблицу, пользуясь текстом учебника и картами атласа.

Заполнение таблицы.

Культура Где выращивается
   

Взаимопроверка.

Все о чем мы сегодня говорим, нам близко, потому что мы живем на земле и заботы крестьян нам понятны.

 

ІV.  Закрепление

Назовите 3 звена АПК.

– Какая связь существует между звеньями АПК?

Назовите отрасли сельского хозяйства.

Какая культура занимает 1-е место в Казахстане по сбору среди зерновых культур.

Назовите технические культуры, выращиваемые в Казахстане.

 

  1. V. Домашнее задание: 13, задание 1-3, страница 65

 

VІ.  Оценивание

 

VІІ. Рефлексия. Вспомнить весь ход урока , собраться мыслями и подумать над следующим (метод ЗУХ):

 

Что понравилось? Что узнал? Что бы хотел узнать?
     

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *