Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Откуда хлеб пришёл.»

Кожемякина Татьяна Ивановна

воспитатель ГККП детского сада «Гүлдер»

при отделе образования города Темиртау

Программное содержание:
Цель: Познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба.

Задачи:

Образовательная: Показать детям, что хлеб – ценный продукт, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.

Развивающая: Развитие внимания, памяти и мышления, словесной устной речи.

Воспитательная: Воспитывать уважение и благодарное отношение к труду людей участвующих выращивании и в производстве хлеба; бережное отношение к хлебу.

Словарная работа: агроном, комбайн, остья, жатва, элеватор, хлебобулочные изделия.

 

Билингвальный компонент: сәлемет сіздірме қонақтар-здравствуйте, гости; нан-хлеб , ақ- белый, қара – чёрный, дәмді – вкусный, үн – мука, тұз- соль, су- вода , жұмыртқа –яйца, ашытқы – дрожжи, қант – cахар.

 

Предварительная работа:
Беседа о сборе урожая хлеба;
Рассматривание иллюстраций;чтение литературных произведений по теме; заучивание пословиц, рассматривание колосьев пшеницы;размол на кофемолке зёрен пшеницы; посев пшеничных зёрен.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Дети вместе с воспитателем стоят полукругом)

– Сәлемет сіздірме қонақтар!

-Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться: – Доброе утро!

-Доброе утро – солнцу и птицам

-Доброе утро – улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

 

-Сегодня мы с вами побеседуем, а о чём попробуйте догадаться:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.

Дети:
-Хлеб.

 

Воспитатель:
Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.
Дидактическая игра «Какой хлеб?»
Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный, ақбелый, қара – чёрный, дәмді – вкусный)

Воспитатель: хлебом питаются люди, это самый главный и ценный продукт. Он составляет основу всего питания человека. Мы кушаем его каждый день и в детском саду, и дома.
Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?
Дети:
Хлеб покупают в магазине.
Воспитатель:
А хотите я расскажу, как он попал в магазин? Но  сначала, скажите мне кто знает, из чего делают хлеб?
Дети:
Его пекут из муки.
Воспитатель:
А что такое мука, из чего её получают?
Дети:
Муку получают из зёрен.
Воспитатель:
Правильно, из зёрен. Давайте проследим путь зёрнышка до хлеба. Пройдёмте на стульчики к нашему экрану.

 

Воспитатель: Мы с вами тоже посеяли в группе пшеничку. Как вы думаете вырастут ли колоски, получится ли у нас собрать зёрна?

Дети: Нет, потому, что в группе мало солнца, и в земли в горшке растениям не хватает.

Воспитатель:

Поэтому, хлеборобы  пшеницу сеют на просторных полях, где  много солнца и земли.
Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его …
Дети:
Управляет трактором тракторист.
Воспитатель: (СЛАЙД 1)
Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.Поле вспахано, комья большие, крупные, а зёрнышки маленькие, им неуютно там будет. Что нужно сделать с землёй?

 

Дети:  В земле нужно разбить комки, разрыхлить, размять её.

 

Воспитатель: (СЛАЙД 2)Землю рыхлят бороной. Её можно сравнить с большой железной расчёской, которая разбивает комья.

(СЛАЙД 3) Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы.

Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся –
И красавцем обернулся.
Воспитатель: (СЛАЙД 4) Все  лето созревают зёрна в колосьях. За будущим урожаем тщательно следит агроном (дети повторяют слово хором и индивидуально), он следит за здоровьем растений, оберегает их от вредителей.

 

(СЛАЙД 5)Ну вот, зёрна созрели в колосьях. Поле в это время очень красивое.

Давайте рассмотрим колос, из чего же он состоит? Показ колоска.

 

Дети: Колосок состоит из зёрнышек, покрытых чешуйками, усиков-остьев, стебелька – соломы.

 

Воспитатель:

Правильно, ребята, посмотрите на колосья настоящие, с поля. Обратите внимание, что у пшенички остья- короткие, а у ячменя – длинные.

 

(СЛАЙД 6)– Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети: На комбайне работает комбайнёр.
Воспитатель:
Что же делает комбайн?
Дети:
Он собирает колосья.
Воспитатель:
Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайна сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Давайте посмотрим видео.

(7 ВИДЕО)
-Далее машины везут зерно на элеваторы для хранения зерна.

Давайте представим, что мы с вами на машине везём зерно на элеватор.

(Дети встают перед стульчиками)

Ой, а что случилось, почему наша машина не едет? Ребята, да у неё же спущены колёса, возьмём насос и накачаем их.

 

(Дыхательная гимнастика Стрельниковой «Насос»).

Ну что, поехали! Ехали, ехали,

На кочку наехали

С горки съехали

На элеватор приехали.

 

(СЛАЙД 8) Воспитатель: на  элеваторе сушат, сортируют и хранят зерно.

А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети:
На мельницу.
Воспитатель: (СЛАЙД 9)
Правильно, и там зерно перемалывают в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети:
На хлебозавод, пекарню.
Воспитатель: (СЛАЙД10)

Правильно. На хлебозаводе пекари сначала замешивают тесто.

Ребята,  а  кто из вас  видел, как  мама  делает  тесто ?

 

Дети: – Мама  использует үн – мука, тұз- соль, су- вода , жұмыртқа –яйца, ашытқы – дрожжи, қант – cахар.

 «Замесим тесто»

Ой, ладошки-ладушки.

Мы печём оладушки

 /хлопки ладонями/

Замесили тесто,

Тесту мало места

 /имитируют помешивание по кругу/

Тесто выпало на стол,

Тесто шлёпнулось на пол

 /присели/

Тесто убежало

Начинай сначала.

 /лёгкий бег на месте/

 

Воспитатель:

-А сейчас давайте покажем сценку про тесто для наших гостей.

 

Сценка – сюрприз «Тесто».

Входят Дед и Баба, несут кастрюлю, ставят её на пол или на стол и начинают месить тесто. Затем вытирают пот со лба и садятся на скамеечку под дерево.

 

Ведущий ребёнок: Замесили бабка и дедка тесто и сели ждать, пока тесто поднимется.

Тесто было бело,

Дулось и пыхтело,

Фыркало, шипело,

Тесто песню пело.

Тесто (вылезая из кастрюли):

Уползу я из кастрюли,

Я не буду пирогом.

Не хочу я быть ватрушкой

Иль пампушкой с творогом.

Бабка (пытается запихнуть тесто обратно в кастрюлю):

Стой, стой, не беги,

Я спеку пироги.

Будешь ты с начинкой,

С ягодкой  – малинкой.

Будешь кулебякой

Кренделёчком с маком.

Ведущий: Отвечает бабке тесто…

Тесто (вываливается из кастрюли на пол, затем встаёт во весь рост):

Мне в кастрюльке мало места.

Мне в кастрюльке стало тесно.

В печку лезть не интересно!

Ведущий: На пороге свинка,

Розовая спинка.

Свинка хрюкает, визжит,

К тесту белому спешит.

( Свинка подбегает к тесту).

Тесто: Ты меня не трогай,

Подожди немного.

Буду я с начинкой,

С ягодкой – малинкой.

Буду кулебякой

Кренделёчком с маком.

Свинка: Мне не нужен мак,

Съем тебя и так. (Свинка бегает за Тестом).

Тесто: Ой, спасите, пропаду!

Ой, спасите, караул!

Бабка с дедкой:

Будешь ты с начинкой,

С ягодкой – малинкой?

Тесто: Буду!

Бабка с Дедом:

Будешь кулебякой

Кренделёчком с маком.

Тесто: Буду!

Я хочу быть пирогом

Вкусным, ароматным.

Угостите всех детей

Булочками с маком!

(Дед с Бабкой уводят Тесто в дом).

 

Воспитатель: ( СЛАЙД 11)-Дома мы приготавливаем тесто в маленьких ёмкостях. А вот на хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба.
(СЛАЙД12)И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь.

(СЛАЙД 13)Хлеб готов – пора его везти  в магазины. (СЛАЙД 14)
-А что еще пекут из муки кроме хлеба?

Дети:
-Булочки, печенье, торты, пироги, сухари…

Воспитатель:
-А как все эти продукты называются одним словом?

Дети:
Хлебобулочные изделия.

Воспитатель:
-Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Чтобы на нашем столе всегда был свежий  душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся люди разных профессий. Работа эта трудная тяжелая, поэтому к хлебу надо относиться бережно.Ведь не зря говорят, что хлеб – всему голова! Хлеб, раньше, в старину называли «жито», от слова «жить». По старинному русскому обычаю,   нечаянно выпавший из рук хлеб, надо не только поднять и бережно обтереть,  попросить у него прощения.

 

Игра «Своё место»

Длинный путь хлеба от поля до нашего стола, давайте     расскажем об этом. Возьмите карточки – схемы, они вам помогут правильно составить рассказ.

На карточках  изображен труд хлеборобов: 1тракторист пашет землю, 2агроном проверяет колосья,3 комбайны жнут и обмолачивают хлеб, 4машины увозят зерно на элеватор, 5на мельнице перемалывают зёрна в муку, 6 пекари замешивают тесто, выпекают хлебобулочные изделия.

 

Воспитатель: – Давайте-ка проверим, правильно ли вы определили последовательность.

Да не сразу стали зёрна

Хлебом, тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

  1.     Пришла горячая пора — пора больших забот.

Рокочут в поле трактора, весенний сев идёт.

  1.   Вначале хлеб посеяли зерном,

Потом ростки взлелеял агроном.

  1.     Хлеб созрел.

В полях моторы песню жатвы завели,

В степь выводят комбайнёры

Полевые корабли.

  1. Хлеб созрел, но к нам на стол

Прямо с поля не пошёл.

С поля даже в магазины

Хлебу ехать рановато.

Он уселся на машины

И спешит на элеватор.

  1. 5.  Едет хлеб на мельницу,

Мельницу — чудесницу.

Там  муку смололи из зерна

На хлебозавод отправилась она.

6.Здесь пекарь постараться смог:

Такие булки вкусные испёк!

7.В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки.

 

Воспитатель:

Почему ты занял первое место в цепочке?

-Как агроном ухаживает за посевами?

-Как называется время уборки урожая?

-Что делают с зерном на элеваторе?

-Для чего нужна мельница?

-Что делают в пекарне?

Собрать иллюстрации.

-Как нужно относиться к хлебу.

-Давайте повторим наше «золотое» правило обращения к хлебу.

Хлеба к обеду в меру бери,

Хлеб – наша ценность, им не сори!

 

Исполняется «Гимн хлеба»

Воспитатель вносит на рушнике каравай хлеба и читает стихотворение С.Дрожжина “Каравай”

Вот он, хлебушек душистый,
Вот он, теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нём земли родные соки,

Солнца свет весёлый в нём…

Уплетай за обе щёки,

Вырастай богатырём!

 

Воспитатель предлагает детям съесть по кусочку каравая.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.