Программа семинара-практикума «Как воспитать толерантную личность?»


 Проценко Татьяна Валерьевна

методист

ГККП «Детский сад №5 «Колосок» при отделе образования г.Степногорска

Акмолинская область, город Степногорск

 Семинар  на тему «Как воспитать толерантную личность?»

Дата: 14 февраля

Время: 10.00.часов до  12.30 часов

Место проведения: ГККП «Детский сад №5 «Колосок» при ОО г.Степогорска

Форма: Деловая игра «Мастерская сердца»

Участники: администрация ДОУ, воспитатели детских садов и мини-центров, специалисты, родительская общественность,  аттестуемые педагоги

Проблема: обновление содержания духовно-нравственного воспитания детей

Цель :  показать важность и необходимость создания толерантной среды в образовательном учреждении, применения принципа толерантности в педагогической практике.

Задачи:

1.Углубить научно-теоретические и практические знания педагогов  по формированию толерантного поведения у дошкольников.

2.СФормировать установки  для педагогов на толерантное взаимодействие в сфере “ребенок – взрослый”, “взрослый – взрослый”

3.Смоделировать профессиональную  позицию   педагогов с использованием методов активного обучения

 

ХОД СЕМИНАРА:

 

1.Привествие всех участников семинар по «Самопознанию» (регламент 3 минуты)

Отв.: Подолько Н.-заведующая д/с

2.Видеоролик  «Воробей»

Отв.: Минчукова Т.- педагог-психолог

3.Идея семинара ,тема, цель, ожидаемый результат, «календарь толерантности» (регламент 5 мин)  Отв.: Проценко Т.-методист

4.Введение в проблему .  Суб-тест «Толерантная ли ты личность?», упражнение»Волшебное озеро» (регламент 5 минут. Отв.:Проценко Т.

5.Представление всех  участников  «Мастерской сердца» (регламент 3 минуты)

6.Игра-знакомство участников  семинара «Волшебная лавка» (регалмент 5 минут)

Отв.:Проценко Т.

  1. Создание толернатной среды в образовательном пространстве (регламент 15 минут)

Отв.:Проценко Т.

  1. «Мастерская педагога: пути формирования толерантного поведения педагога»(регламент 7 минут Отв.:Минчукова Т.

9.Решение педагогических ситуаций с позиции  « Я объяснение» (регламент 10 минут)

Памятка  «Если ребенка..»   Отв.: Подолько Н.

10.Занятие по Самопознанию  в подготовительной группе «Что такое милосердие?» (регламент 35- минут     Отв.: Соловьева И.Н.

  1. Педагогический поиск форм и методов работы с детьми по формированию у них толернатного поведения (регламент 5 минут)Отв.:Проценко Т.
  2. «Мастерская общения».Презентация игр и упражнений на воспитании толернатной личности дошкольника (регалмент 7 минут Отв.:Леглер Н.В.
  3. «Мастерская знаков» Использование знаков .символов в воспитателтной работе   по формированию  у дошкольников толерантного поведения. (регалмент 7 минут)

Отв.:Корчагина О.С.

  1. «Мастерская творчества». Практическое задание :выполнить коллаж «Эмблема «Толерантность в образовательном пространстве») (регламент 7 минут) Отв.:Бриль С.В.
  2. Слайдовая презентация «Подумай» Отв.: Минчукова Т.

16.Круг «От сердца к сердцу». Рефлексия. Награждение победителя медалью «Золотое сердце»

Ход семинара:

I этап

Мотивационно- побудительный

Для того ,чтобы участники семинара погрузились в его  проблему  позвольте рассказать   одну притчу , которая образно демонстрирующую нам  основной принцип   самопознания.:»Когда Ходжа однажды  обратился к прихожанам «Вы знаете .о чем я буду с вами говорить?».»Нет».-ответили прихожане. «Тогда мне не о чем с вами разговаривать»-сказал Ходжа и ушел. На следующий день он снова пришел и спросил «Вы знаете о чем я буду с вами говорить?». «Знаем».-ответили прихожане.»Тогда мне не о ч ем с вами о разговаривать» и снова ушел. На тратий день пришел  Ходжа и обратился  к собравшимся:»Вы знаете о чем я буду с вами говорить?». И ответили тогда прихожане «Часть людей знает, а часть – нет».»Тогда  пусть.те  кто знают .расскажут,тем,кто еще не знает и ушел». Принцип работы нашего семинара по самопознаию прост :»Вы будете иметь возможность   самостоятельно и активно  осваивать знания и участвуют в их передаче».

Семинар предполагает  выполнения практических заданий, будьте активны, продемонстрируйте  собственный профессионализм  по изучаемой проблеме

Вы согласны? Тогда начинаем . Предлагаем вашему вниманию видеоролик «Воробей».

Мы  не случайно не стали озвучивать тему нашего семинар. Эта идея просматривается в ролике. Кто сумел выявить ее? Терпение –это одни из ликов толернатности.

Ключевое слово семинара-толернатность.  В переводе с латинского толерантность означает терпение. В современной психологической литературе существует множество определений этого понятия, вот некоторые из них.

Толерантность –  это:

сотрудничество, дух партнерства;

отказ от причинения вреда кому-либо;

терпимость к чужим мнениям;

признание своего равенства с другим

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному: Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов.

  • в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
  • во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
  • в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
  • в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
  • в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
  • в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы).

Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).

А что же объединяет эти определения? (Ответы).

Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).

Проблема, которая станет предметом нашего обсуждения, весьма актуальна «Как воспитать толерантного человека?»   Настоящее время в литературе широко освещается данный вопрос, поэтому проблем с источниками информации нет. Учителя могут найти практически любой материал для работы по воспитанию толерантности. Ресурсы и возможности – обширны и неповторимы. Необходимость ее решения продиктована тем, что Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть.

Задачу учреждения образования мы видим в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, профессионалы своего дела, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой жизненной позиции личности.

Семинар пройдет в форме деловой игры «Мастерская  сердца».

Вы посетите 5 мастерских в которых с вами проведут минуты общения наши специалисты. Ваше активное участие будет стимулироваться  счастьеграммками.»Спасибо!» (показываю) .

У нас открыта «Волшебная  лавка».(показываю)  , в которой в сможете кое-что приобрести.  Мы приготовили для вас календари-толерантности (показываю). В них  вы найдете  всемирные праздники (знакомство с которыми один из путей формирования толерантности у детей), здесь же вы найдете программу семинара).Прошу помощников раздать календари… Цель семинара зачитываю, задачи…

Представляю Вам  наших специалистов, проводников в «Мастерские сердец»

Заведующая д/с Подолько Н…

Леглер Н.В. победитель городского конкурса  среди воспитателей ДО«Моя  вторая мам»а

Соловьева и.Н. Корчагина О.С. . участники первой научно-практической конференции для дошкольников

Минчукова Т.Н. педагог психолог  1 квалификационной категории

Специалисты отправятся  по своим мастерским , чтобы приготовится к встрече с вами….а мы продолжаем работу семинара.

II  этап

Организационно-поисковый

Упражнение «Волшебное озеро»

С чего же начинается толерантность? Любовь к ближнему, уважение?… Сейчас мы это узнаем..Мы приготовили для вас  шкатулку, в которой вы найдете ответ… Нам нужно три участника. Это «волшебное озеро» загляните в него. Что же вы увидели? (зеркало) А в зеркале?  (свое отражение, себя)

Так с чего начинается   любовь к ближнему, уважение к нему ( с самого себя)

Если мы  не научимся  любить себя ,уважать себя и ценить. мы  не сможем  любить других. Любовь к миру начинается  с любви к себе. А любовь зарождается в сердце в глазах.

Суб-тест.. Нужно два участника… Мы попросим вас назвать людей, которых Вы считаете великими,

Интолерантную личность называет как правило лидеров, имеющих власть над другими ,несущих разрушительную силу (Наполеон, Бисмарк )

Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе и называет ученых, артьистов, художников и т.д.людей несущих в общество свет, красоту

Отмечаю счастьеграммками «Спасибо за участие»

Деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Однако склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой. Каковы же основные черты толерантной личности? Это подхожу к  «волшебной лавке» показываю…

расположенность к другим людям

снисходительность

терпение

чувство юмора

чуткость

доверие

альтруизм

терпимость к различиям (национальным, религиозным и т.д.)

умение владеть собой

доброжелательность

умение не осуждать других

гуманизм

умение слушать собеседника

любознательность

способность к сопереживанию.

 

Пришла пора познакомится .Встаньте все пожалуйста возле своих стульев. Таким образом, чтобы образовался  «круг  радости».

Молитва о встрече

 Я пришел в этот мир

не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

 И ты пришел в это мир

не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

не для того, чтобы отвечать моим интересам,

 не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

 Потому что я – это я, а ты – это ты.

Но если мы встретились –  значит это кому-то нужно!

 

Кто хочет быть моим помощником? Мне нужно 15 человек. Покажите ладонь. Испокон веков открытая ладонь (показывать) ассоциировалась с искренностью, честностью, преданностью и доверчивостью, это не – угрожающий жест, жест не насилия.

Раздаю им таблички и жетончики.

И так начинаем наш круг знакомства.У нас есть волшебная лавка  лавка, в которой есть весьма необычные “вещи”: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.

Вы можете приобрести 1 или сразу несколько вещей, которых у вас нет.

Напримет. Я Татьяна ,очень терпелива, но мне не хватает умения владеть собой в трудных ситуациях. И т.д.

Все проходят на места.

Стать толерантным в один миг невозможно, ведь толерантность – не растворимый кофе, поэтому педагог, признающий необходимость воспитания толерантности в  детях , конечно,  должен начинать с ебя с себя: с самоанализа, преодоления своих культурных предрассудков, стеротипов, применения толерантных форм взаимодействия на практике

Необходимым условием успешности педагогической деятельности является принятие ребенка таким, какой он есть. Толерантный педагог, благодаря особой тактике построения своего поведения по отношению к детям, добивается большей результативности.

Поэтому толерантность является профессионально необходимым личным качеством педагога, Педагог должен обладать способностями толерантного взаимодействия на всех уровнях и во всех проявлениях толерантности.

Педагогика толерантности предусматривает: прежде всего, такие качества: отношение к человеку как самоценности, отношение к себе как к самоценности, т.е. самопринятие, самоуважение, вера в свои возможности, потребность и способность к преобразованию себя, отношение к профессии как способу самореализации.

Личность может быть воспитана только личностью,

Выделяют личностные установки,:

искренность в выражении собственных чувств, переживаний и мнений, активное слушание и эмпатия чувств и состояний детей, выражение своего понимания их чувств и безусловное принятие каждого  ребенка  как личность. , Задача  педагога  создать благоприятную атмосферу для формирования толерантных установок. Педагог должен собственным примером подтверждать ценности толерантности и воплощать их.  В повседневной педагогической практике нередко можно встретить проявления педагогической интолерантности разной степени – от безразличия к «собственному мнению» ребенка до откровенного и жесткого  обесценивания его мнения и неудобныен дети .трудные дети вызывают массу проблем у педагогв,только по причине их сосбсивенного  непрофессионализма. Основой толерантной культуры педагога является толерантность в общении (коммуникативная толерантность). Именно в этом виде толерантности наиболее ярко проявляются все основные аспекты проблемы толерантности.

Профессионально-педагогическая толерантность – это не только терпеливость, психическая устойчивость, но и уравновешенность, справедливость, чувство такта, человечность, доброжелательность, наблюдательность, близость к учащимся, мудрое терпение, отзывчивость, требовательная доброта, отсутствие фальши во взаимоотношениях и общении с учащимися, ненасилие. Коммуникативная толерантность педагога проявляется в его умении построить педагогическое общение на уровне диалога, равноправных взаимоотношениях, доверия и доброжелательности.

Однако без коммуникативной толерантности (знание педагогом основ культуры речи, владение риторическими навыками, умелое применение норм русского речевого этикета и др.) профессионально-педагогическая толерантность едва ли состоится.

Разделимся условно на 2 группы в которых сложились разные модели поведения (толернатного и интоллерантного).Выберите себе пару. Напротив высказывания написать противоположное (толерантным   и интолерантное, интолерантным- толернатное) Например

Толерантная группа                                                      Интолерантная группа                                                                      

Умение внимательно слушать и слышать              Перебивание, неумение слушать друг друга, нетерпение

 

Озвучиваем   все высказывания до конца. Толерантные с одной стороны, интолерантные с другой..так по очереди. Одни спрашивают другие отвечают…

 

Стремление разобраться, расспрашивание                  Игнорирование

 

Совет, предложение                                                             Отстранение

 

Похвала, согласие                                                                  Обзывание

 

Подбадривание                                                                        Обвинение, упреки

 

Благожелательность                                                                 Осуждение, критика

 

Утешение                                                                                Морализирование, проповедь

 

Уважение                                                                                         Угрозы

 

Эмпатия Предостережение,                                                     предупреждение

 

Поддержка                                                                                            Приказ, указание

 

Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями, связанными с повышенным эмоциональным реагированием. И мы приглашаем вас в «Мастерскую сердца»  к педагогу-психологу Минчуков т.Н, которая с  удовольствием поделиться с вами..как научиться быть терпеливым.

В напряженной ситуации, когда мы испытываем сильные эмоции и они нам не нравятся, самый простой способ решить эту проблему – осознать их и озвучить их партнеру по общению. Именно этот способ и называется «Я – высказыванием». И это лучший из придуманных воспитательных приемов.

Ребенок не может стать личностью и гражданином без освоения современных цивилизованных форм взаимодействия, без умения сопереживать, проявлять действенное участие, милосердие и заботу об окружающих.

Милосердие, возможно, самое древнее человеческое чувство. Человек стал человеком не тогда, когда взял в руки палку и пристроил к ней камень, а когда почувствовала хорошиее чувства не только по отношению к своему, но и к чужому .

Долгое время слово «милосердие» в нашем обществе считалось каким-то старорежимным, таким, что унижает человеческое достоинство. Будто нуждаются в милосердии и сострадании слабые и униженные, тогда как мы – сильные и всемогущие. Что означает это слово, это понятие – милосердие? И, главное, как воспитывать милосердие в детях? Можно ли и нужно воспитывать милосердными детей в наше трудное и все еще недоброе время

Если взглянуть на историчность воспитания милосердия в семье, то в крестьянской семье детей пытались обучать милосердию, состраданию и сочувствию к людям, которые потерпели бедствие: несчастных, убогих и нищих. Обычай обязывал крестьян принимать в своем доме усталого путника: обогреть его, накормить и утешить, если он в печали. Нищих и убогих брали в дом с той же доброжелательностью, что и путников. Считалось, что подать милостыню, пожалеть, помочь больному и бедному – дело необходимое и богоугодное. Помощь, объяснялось детям, необходимо оказывать всем, кто нуждается: людям, пострадавшим от пожара или стихийного бедствия, потерявшим кормильца, многодетным семьям, которые были в нищете.

В наше время многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными. Им кажется, что когда дети вырастут, им будет трудно, они не смогут постоять за себя. Но нужно помнить, что добрым и милосердным легче жить, потому, что их все любят. Злость сжигает сердце, злобный человек чаще болеет и раньше умирает. Кроме того, какова будет будущая семья, будущий отец, будущая мать, их дети?

 

Просмотр занятия по самопознанию «Что такое милосердие?»(Соловьева И.Н.)

III этап

Рефлексивно-коррегирующий  

Кубик толерантности – наглядное представление ликов толерантности. Обыкновенный кубик, на гранях которого написаны следующие слова:

Предложи.

Прими.

Выслушай.

Прости.

Пойми.

Улыбнись.

Как внего играть я расскажу позже

Мы предлагаем вашему вниманию слайдовую презентацию «Подумай», потому что нам на самом деле есть над чем задуматься…

Слайд.. «Подумай»..Кто то один пусть озвучит..

Поверти  кубик в руках, брось, посмотри, что выпало, задумайся. На гранях кубика простые и доступные каждому человеку действия и хорошо, если такие действия стали для человека привычными, стали нормой его жизни.

Например: Я улыбаюсь, потому что у меня после семинара хорошее позитивное настроен

Я понимаю, что все мы разные, но надо уметь находить общий язык

Список использованных источников:

  1. ppt4web.ru
  2. teacher-almaty.clan.su
  3. c-psy.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *