Внеклассное мероприятие по географии “Знаток Географии”


Хилинская Мария Владимировна 
учитель географии и биологии СШ №19 города Актобе 

Участники – ученики 9-х классов

Жюри – ученики   10 классов

Место проведения – кабинет географии

Цели:

  • выявить качество и уровень овладения знаниями по физической географии;
  • развивать познавательный интерес и географическое мышление;
  • развивать коммуникативные навыки (участники-умники разных классов)
  • создать условия для реальной самооценки учащихся;
  • воспитывать географическую культуру учащихся.

Оборудование:

  • оформленная доска
  • песочные часы
  • колокольчик
  • таблички с цифрами 1;2;3;4. (по 12 штук)
  • листы с вопросами для жюри, для болельщиков
  • табло с цифрами разного цвета
  • дипломы всем участникам (11+1 победителю)
  • чистые листы для болельщиков ручки и листочки для игроков

Расстановка столов в кабинете.

Новый рисунок (3)

 

  1. Два основных достояния человеческой природы – это ум и рассуждения. (Плутарх, ок. 45-ок. 127Др. Греция)
  2. Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применить. (Рене Декард 1596-1650)
  3. Ум, не имеющий никакой определенной цели, теряется; быть везде – значит быть нигде. (Мишель де Монтень)
  4. Быть сильным хорошо, Быть умным лучше вдвое. (Крылов И. А.)
  5. Очень полезно оттачивать и шлифовать, ум об умы других. (Пьер де Ронсар.)

Ход игры

I Вступительная часть

Учитель “Каждый человек хотя бы и несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения – душевного подъема, свежести живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы”. (Константин Георгиевич Паустовский)

Я думаю, что сегодняшняя игра будет именно таким моментом в вашей жизни.

Мы начинаем игру “Знаток Географии”. За игровыми столами их 12 человек. Проверят свои силы Слово игрокам – за 15 секунд каждый из вас, себя представит. (Учащиеся представляют себя, учитель представляет жюри) Учитель: Наша игра состоит из 3 раундов. В первом участвует 12 человек. Он называется “Общие вопросы”. Каждый из вас на листочках отвечает на 18 вопросов, Отдают жюри в течении второго раунда определяют 6 лидеров . Если нет 6-и лидеров, я буду задавать дополнительные вопросы. “

  1. РАУНД “ОБЩИЕ ВОПРОСЫ”

Учитель: Я задаю вопросы и варианты ответов. Вы поднимаете таблички с правильным ответом. /ученики-участники подписывают таблички, “болельщики пишут”/.

  1. Длина Земного меридиана составляет:
1) 20000км 3)15000км
2) 25000км 4) 60000км
  1. Низменности над уровнем моря находятся на высоте
1) от 0 до 200м 3) от 500 до 1000м
2) от 200 до 500м 4) выше 1000м
  1. Какое озеро резко меняет свою площадь после дождей
1) Эйр 3) Ньяса
2) Мичиган 4) Онежское
  1. Самый низкий слой атмосферы называется
1) мезосфера 3) тропосфера
2) стратосфера 4) термосфера
  1. Самые высокие горы в Зарубежной Европе
1) Альпы 3 ) Аппенины
2) Балканы 4) Скандинавские
  1. Вулканом является высочайшая вершина материка
1) Северная Америка 3) Африка
2) Южная Америка 4) Евразия
  1. Ленивцы обитают на материке
1) Северная Америка 3) Южная Америка
2) Африка 4) Южная Азии
  1. Самым влажным материком считается
1) Северная Америка 3) Евразия
2) Южная Америка 4) Австралия
  1. Медведи коала обитают в:
1) Африке 3) Азии
2) Австралии 4) Южной Америке
  1. Средний радиус Земли составляет
1) 3671км 3) 9671км
2) 6371км 4) 12371км

 

  1. Первые русские поселения в Америке основал
1) В. Атласов 3) С. Дежнев
2) В. Беринг 4) Г. Шелихов
  1. Крупнейшим горным озером России является
1) Чудское 3) Онежское
2) Телецкое 4) Баскунчак

Дополнительные вопросы, если не будет 6 лидеров

  1. Какому океану принадлежит Калифорнийский залив?
1) Тихому 3) Сев. Ледовитому
2) Атлантическому 4) Индийскому
  1. Изменяется ли продолжительность дня на экваторе
1) Да 3) Изменяется осенью и весной
2) Нет 4) Изменяется зимой и летом
  1. Приливы и отливы в Мировом океане регулируют
1) Притяжение Луны 3) Притяжение Марса
2) Притяжение Земли 4) Постоянные ветры
  1. Наиболее ярко смена времен года выражена в климатическом поясе
1) экваториальном 3) умеренном
2) тропическом 4) арктическом
  1. Река Миссури является притоком
1) Амазонки 3) Нила
2) Миссисипи 4) Колорадо

 

 

  1. Антарктида была открыта экспедицией
1) В. Беринга и Н. Чирикова 3) И. Крузенштерна и Ю. Лисянского
2) Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.Лазарева 4) Ф. Попова и С. Дежнева

Дополнительные вопросы

  1. Как раньше назывался город Астана? (Акмолинск, Целиноград, Акмола)
  2. Где в Казахстане находится крупное угольное месторождение? (Караганда)
  3. Какое полезное ископаемое называют «черное золото»? (нефть)
  4. Какое море находится на западе Казахстана? (Каспийское)
  5. Кто такие Тохтар Аубакиров и Талгат Мусабаев? (каз. космонавты)
  6. Какое животное называют «корабль пустыни»? (верблюда)
  7. Какой праздник мы отмечаем 16 декабря? (День Независимости)
  8. Что относится к государственным символам РК? (флаг, гимн, герб)
  9. Какой язык в нашей республике считается государственным? (казахский)
  10. Кто возглавляет РК? (президент Н.А. Назарбаев)
  11. Где находится спортивный комплекс Медео? (под Алматой)
  12. Почему раньше нашу землю называли степным краем? (большая часть республики – степи)
  13. Что означает слово Конституция? (устройство)
  14. Почему наше государство называется многонациональным? (живут люди разных национальностей)
  15. Как называется книга, в которую занесены животные и растения, находящиеся под угрозой исчезновения? (Красная книга)

Если нет последнего лидера, задание – установить соответствие: После 2 раунда жюри называют фамилии 6 лидеров, они занимают места за столами.

Остальные участники переходят в разряд болельщиков.

Учитель: Мы продолжаем игру, II раунд называется “Природа Казахстана”. Каждый участник должен выбрать категорию географических знаний, а в какой последовательности  покажут ваши баллы

Категории:

  • Рельеф
  • Климат
  • Почвы
  • Внутренние воды
  • Растения Животные

Вопросы для II раунда

История исследований

  1. Кто из ученых был сторонником картографического метода исследований?

а) Страбон    б) Птолемей    в) Геродот     г) Сюань-Цзань

  1. Какое море называлось Оксинским?

а) Аральское     б) Каспийское      в) Черное     г) Красное

  1. Река Эмба у древних греков называлась …

а) Лик      б) Сар    в) Сергис    г) Эмба

  1. Второе направление Великого шелкового пути начиналось …

а) в Кашгарии    б) в Ташкенте     в) в Отраре    г) в Жетысу

  1. Второе название города Отрара:

а) Тараз      б) Сарайчик    в)  Фараб     г) Баласагун

  1. Годы жизни Аль-Фараби:

а) 1901 – 1940     б) 870 – 950    в) 950 – 1010    г) 1230 – 1290

  1. Аль-Истахри описал в дневниках …

а) Аральское море              б) Каспийское море

в) озеро Иссыкуль             г)озеро Балхаш

  1. Автором «Дивану-Лугаш-аш-тюрк» является …

а)Аль-Фараби     б) Аль-Истахри

в) Махмуд Кашгари           г) Елюй Чу-Цай

  1. Великий Рубрук совершил свое путешествие в … году

а) 1280      б) 1253      в) 1272    г)1246

  1. Китайские путешественники в XIII веке совершали свои путешествия во время …

а) походов джунгар    б) походов Чингисхана

в) эпидемии чумы        г) походов Тамерлана

Географическое положение

  1. Площадь территории РК

а) 2516,3 тыс. км2     б) 2617,3 тыс. км2      в) 2724,9 тыс. км2

  1. Протяженность границ РК

а) 14000 км     б) 15000 км       в)16000 км

  1. Кто собрал данные о землетрясении в 1887г в городе Верном?

а) И. В. Мушкетов      б) П. П. Семенов      в) Л. С. Берг

  1. В каком году вышла в свет книга «Оренбургская топография»

а) в 1452 г.      б)  в 1652 г.    в)  в 1762 г.

  1. Кто собрал материалы по полной характеристике окрестностей Аральского моря?

а)Л. С. Берг       б) И. В. Мушкетов      в) П. П. Семенов

  1. В каком году была издана «Книга большого чертежа»?

а) в 1647 г.        б) 1637 г.        в)  в 1627 г.

  1. В каком регионе Казахстана К. Сатпаев открыл месторождения меди?

а) Западный  б)Центральный   в)   Восточный

  1. Когда был открыт сектор географии в Казахстане?

а) 1913 г.        б) 1929 г.      в)  1939 г.

  1. Кто возглавил сектор географии?

а) И. Г. Боршев     б)  Н. Н. Баранский     в) А. Н. Краснов

  1. В каком году была учреждена Академия наук Казахстана?

а) в 1939 г.      б) в 1946 г.      в)   в 1956 г.

 

 

“Рельеф”

  1. Главные черты рельефа Казахстана
  2. Какие формы рельефа преобладают на территории Казахстана

а) высокогорья      б) средние горы      в) впадины     г) равнины

  1. Сарыарка представляет собой …

а) плоскогорье      б) горную систему     в) плато     г) мелкосопочник

  1. Протяженность хребта Сауыр …

а) 110 км     б) 200 км      в) 400 км      г) 50 км

  1. Самая высокая точка Казахстана пик Хан-Тенгри имеет высоту …

а) 6995 м      б) 7010 м    в) 5400 м      г) 5450 м

  1. Лесные ресурсы относятся к …

а)  космическим         б) возобновляемым

в) неисчерпаемым     г) невозобновляемым

  1. Экология – это наука …

а) о вулканах       б) о растительности

в) о животных      г) о природных сообществах

  1. Какие из этих ресурсов невозобновимы

а)  растительные     б) водные       в) минеральные     г) повенные

  1. Самая низкая точка Казахстана – 132 м расположена …

а) на западе РК      б) в центре РК      в) на юге РК        г) на севере РК

  1. Пустыни Казахстана занимают от всей территории …

а)  44 %              б) 26 %               в) 14 %              г) 25 %

  1. Хребет Джунгарский Алатау имеет протяженность с востока на запад ….

а) 800 км         б)  450 км            в) 600 км             г) 110 км

 

“Климат”

  1. Сколько солнечных дней на севере Казахстана?

а) 110                 б) 120                  в) 130

  1. Сколько часов длится солнечное сияние на юге Казахстана?

а) 2058 часов         б)  2248 часов      в)  2892 часа

  1. Самая низкая температура самого холодного месяца на севере Казахстана …

а)  – 54°С                б) – 44°С           в)   – 34°С

  1. Самая высокая температура июля на юге Казахстана …

а) + 29,3°С            б) + 24,3°С         в)  + 39,3°С

  1. Где в Казахстане выпадает наибольшее количество осадков?

а) Тарбагатай                б) Алатау                в) Западный Алтай

  1. Самый низкий уровень осадков в Казахстане …

а) 130 мм                   б) 120 мм           в)  110 мм

  1. Самый высокий показатель количества осадков в Казахстане …

а)  1400 мм                    б) 1500 м          в)  1600 мм

  1. Высота снежного покрова на севере Казахстана …

а) 10 – 20 см              б) 20 – 30 см                   в)  30 – 40 см

  1. За последние 20 лет сколько раз случалась засуха?

а)  2                               б) 3                            в)  4

  1. Сколько дней продолжается пыльная буря на юге Казахстана?

а) 45 – 50 дней                б) 55 – 60 дней                  в)  65 – 70 дней

Внутренние воды

  1. Самые крупные реки Каз-на:

А) Сарысу, Каратал, Торгай

Б) Иргиз, Эмба, Ойып

В) Иртыш, Тобол, Или

  1. Река Каратал относится к бассейну…

А) Каспийскому   Б) Аральскому    В) Балхашскому

  1. В полупустынях Каз-на густота речной сети на каждые 100 кв.км ..

А) 2 – 4 км   Б) 3 – 4 км   В) 1 – 2 км

  1. Реки, имеющие только снеговое питание …

А) Сагыз  Б) Тентек  В) Тобол

  1. Толщина ледяного покрова на реках Сев. Каз-на …

А) 120см  Б) 150 см  В) 190 см

  1. Сколько глины в воде реки Сырдарьи?

А) 1100 г/ куб. м   Б) 1200 г/ кв. м   В) 1300 г/ кв. м

  1. Шульбинская ГЭС расположена на реке …

А) Ишим   Б) Урал   В) Иртыш

  1. Какова длина канала Иртыш-Караганда?

А) 458 км   Б) 500 км    В) 600 км

  1. Илек является притоком реки …

А) Иртыш     Б) Тобол      В) Урал

  1. Крупнейшее озеро Казахстана …

А) Каспий

Б) Арал

В) Балхаш

Природные зоны

  1. Количество осадков в лесостепной зоне достигает …

а)470 – 500 мм      б) 300 – 350 мм    в) 200 – 250 мм

  1. Каково содержание гумуса в почвах лесостепей?

а) 9% – 6%       б) 13% – 15 %      в)6 % – 4 %

  1. Какой массы достигают дрофы?

а) 5 кг           б)  16 кг         в) 15 кг

  1. Сколько озер насчитывается в полупустынной зоне Казахстана?

а) 6000               б) 1500          в) 3000

  1. Чий блестящий – характерное растение зоны …

а) лесостепи     б) пустыни      в) полупустыни

  1. Сколько осадков в год выпадает в зоне степей?

а) до 300 мм     б) до 400 мм       в) до 100 мм

  1. Агама пустынной зоны – это …

а)  ящерица      б) копытное     в) рыба

  1. Южнее 48°с. ш. в Казахстане расположены почвы …

а) черноземы         б) каштановые          в) бурые

  1. Каштановые почвы в Казахстане расположены …

а) между 52° с. ш. и 48 ° с. ш.

б) южнее и 48 ° с. ш.

в) севернее 52° с. ш.

  1. Количество осадков в год в пустынной зоне …

а) 1200 мм      б) 100 -200 мм         в) 300 мм

 

Жюри подводят итоги, если одинаковое количество баллов у игроков между ними проводится игра

Жюри: ученики 9-х классов считают правильные ответы на листочках, следят за 6 игроками.

Учитель: Слово предоставляется жюри (называют фамилии 3-х победителей, и тех, кто дает максимальное количество ответов на листках).

Мы переходим в III раунд

В нем принимают участие 3 человека. Остальные переходят в болельщики Раунд называется “Экономика ”.

Жюри называют кто первым, вторым и третьим выбирает категорию:

– экономическое положение

– население

-хозяйство

– “Экономическое положение ”

  1. Пребывание значительной части народа вне страны своего происхождения называют …

а)   депортацией

б)    диаспорой

в)   этносом

г)   эмиграцией

д)  национальностью

  1. Форма общественного разделения труда, когда ограничена производственная деятельность предприятия выпуском отдельных видов продукции, – это …

а)  концентрация

б)   специализация

в)    эффективность

г)   кооперирование

д)  комбинирование

  1. Наука о закономерностях воспроизводства населения

а) социология

б) демография

в) экология

г) парапсихология

д) этнография

  1. Верное утверждение о населении Казахстана:

а) плотность населения в 2,5 раза ниже, чем в странах СНГ

б) в стране преобладает мужское население

в) основную массу городов составляют города-миллионеры

г) население Казахстана составляет более 25 млн. человек

д) в стране проживают 20 этносов

  1. Из перечисленных природных ресурсов выбрать неисчерпаемые:

а) минеральные

б) земельные

в) биологические

г) климатические

д) водные

  1. Из указанных этносов наиболее многочисленными являются …

а) белорусы

б) поляки

в) русские

г) нанайцы

д) итальянцы

  1. Увеличение численности казахов произошло в период …

а) строительства железных дорог

б) освоения целинных земель

в) развития промышленности

г) суверенитета Казахстана

д) послевоенных лет

  1. На юге Казахстан граничит с …

а) Ираном

б) Россией

в) республиками Закавказья

г) Индией

д) республиками Средней Азии

  1. Черта, определяющая выгодное транзитное географическое положение Казахстана:

а) срединное положение между Европой и Азией

б) положение в теплом влажном поясе

в) соседство с высокоразвитыми государствами

г) прямой выход в океан

д) обилие судоходных рек

  1. Количество жителей, проживающих на 1 км2 называется …

а) плотностью

б) народом

в) этносом

г) племенем

д) нацией

 

– “Население ”

  1. Казахстан по площади занимает … место в мире.

а) 9

б) 10

в) 8

г) 2

д) 5

  1. Невозобновимые природные ресурсы …

а) растительность

б) минеральные

в) земельные

г) биологические

д) почвенные

  1. К непроизводственной сфере народного хозяйства относится …

а) химическая и добывающая промышленность

б) строительство и сельское хозяйство

в) коммунальное хозяйство и служба быта

г) транспорт и связь

д) пищевая и легкая промышленность

  1. Урбанизация – это …

а) рост сельского населения

б) увеличение трудовых ресурсов

в) естественный прирост населения

г) рост городского населения

д) миграция населения

  1. Самая протяженная граница в Казахстане с …

а) Китаем

б) Кыргызстаном

в) Узбекистаном

г) Россией

д) Туркменистаном

  1. Этнос – это …

а) племена народов мира

б) экономически активное население

в) трудовые ресурсы

г) миграция

д) исторически сложившаяся общность людей

 

  1. Верное утверждение о городах Казахстана:

а) в стране нет примеров агломерации

б) в стране нет городов-миллионеров

в) в стране насчитывается 25 областных центров

г) уровень урбанизации составляет более 80%

д) в стране преобладают малые и средние города

 

  1. Скопление городских поселений образует …

а) поселение

б) агломерацию

в) мегаполис

г) регион

д) пригород

 

  1. Через Каспийское море можно выйти к берегам …

а) Турции

б) Ирака

в) Кувейта

г) Афганистана

д) Ирана

 

  1. Самая многочисленная диаспора в Казахстане …

а) узбекская

б) татарская

в) русская

г) белорусская

д) украинская

 

– “Хозяйство ”

  1. Коксующийся уголь в Казахстане добывают в бассейне:

а)  Экибастузском

б)  Майкубинском

в)   Подмосковном

г)   Карагандинском

д) Канско-Ачинском

  1. Самая крупная в Казахстане ГЭС

а) Иртышская

б) Бухтарминская

в) Усть-Каменогорская

г) Шульбинская

д) Ульбинская

  1. Добыча угля, преимущественно открытым способом, производится в бассейне …

а) Кендырликском

б) Экибастузком

в) Карагандинском

г) Балхашском

д) Бозшакольском

  1. Нефть на нефтеперерабатывающие заводы Павлодара и Шымкента поступает из …

а) Урала

б) Западной Сибири

в) Восточной Сибири

г) Дальнего Востока

д) Центра России

  1. Тепловая электростанция Казахстана:

а) Экибастузкая

б) Чардаринская

в) Капчагайская

г) Бухтарминская

д) Ульбинская

  1. Крупный район каменного угля …

а) Майкубеньский

б) Карагандинский

в) Торгайский

г) Екибастузкий

д) Ленгерский

  1. Нефтеперерабатывающие заводы Казахстана находятся в городах …

а) Актюбинск, Кызылорда, Шымкент

б) Шымкент, Жамбыл, Алматы

в) Атырау, Павлодар, Шымкент

г) Павлодар, Астана, Балхаш

д) Астана, Атырау, Аксу

  1. АЭС республики расположена близ города …

а) Актау    б) Уральск    в) Актюбинск    г) Атырау    д) Алматы

  1. Для выработки электроэнергии на ТЭС используется в основном уголь бассейнов …

а) Ленгерского и Убаганского

б) Ленгерского и Экибастузкого

в) Ленгерского и Торгайского

г) Убаганского и Коржинкольского

д) Карагандинского и Экибастузкого

 

  1. ГЭС в Казахстане на реке Или …

а) Капчагайская

б) Тишинская

в) Чардаринская

г) Усть-Каменогорская

д) Шульбинская

III. Заключительная часть

Учитель: “Не следует ложиться спать, прежде, чем не скажешь себе, что за день ты чему – то научился. То, что понимаю я под словом “научился” -это стремление раздвинуть границы нашего научного и какого -либо иного полезного знания”. (Лихтенберг)

Думаю, что в сегодняшней игре мы вспомнили то, что изучали раньше и обязательно чему-то научились.

Жюри: Объявляет победителя игры. Каждому участнику выдается диплом участника игры “Знаток Географии”, диплом победителя

Учитель: Спасибо всем за игру. Будет новая игра, а значит будет возможность снова проявить себя..

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *