Методическая разработка открытого урока по теории музыки “Внутрифункциональное разрешение вводного септаккорда”
Алханова Ольга Алексеевна
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
КГУ “Комплекс “Колледж искусств – специализированная школа-интернат
для одарённых детей музыкально-эстетического профиля” г. Петропавловск
По предмету ТЕОРИЯ МУЗЫКИ
Преподаватель Алханова О.А.
Тема: Внутрифункциональное разрешение вводного септаккорда
Тип урока: комбинированный
Цели и задачи урока:
Обучить навыкам построения, определения, разрешения VII7, умения руководствоваться эвристическим методом работы
развить логику, мышление, воображение,
воспитать: работу в коллективе, взаимосотрудничество
Учебные пособия и ТСО: ___Алексеев, Мясоедов ЭТМ, Учебник для музыкальных училищ (ред. Т.Бершадской), Афонина упражнения по ЭТМ, Лащенкова Упражнения в курсе ТМ_
Разделы урока:
Повторение :
- Устное повторение по темы «Септаккорды»: структура, названия звуков, обращения
– сколько существует видов септаккордов? Перечислить
– что лежит в основе названий видов септаккордов?
– Какое название получает малый мажорный септаккорд в ладу (относится к группе главных или побочных септаккордов)
– Сколько видов вводного септаккорда вы знаете (по структуре)
– какую функциональную окраску имеет УмVII7
– принцип разрешения D7 в тонику
– принцип разрешения обращений D7 в тонику
– Каким образом VII7 разрешается в тонику? Какой тон удваивается в тонике и почему
Краткое содержание изучаемого материала:
- Предлагается прослушать часть из музыкального произведения Ф.Шопен Полонез №9 f-moll op71
– найти в нотном тексте услышанный отрывок, назвать такты в нотном тексте
– определить (тон-ть), гармонический оборот, выписать на нотной строчке
– проанализировать вывести тему урока
(функции аккордов, обращения, сколько общих звуков между D и VII, проследить движение тонов
Как вы думаете, какое название получает разрешение VII в тонику через функцию доминанты, если аккорд остаётся внутри функциональной группы?
Таким образом, сколько существует способов разрешения VII септаккорда? Назовите их (прямое и внутрифункциональное)
Выведите определение внутрифункционального разрешения
Закрепление:
- в фа миноре построить обращения VII7 и внутрифункционально разрешить в тонику (сиб2)
- сочинить мелодию в стиле полонеза на последовательность Es: T6-D43-T35-S64-D65-T-S6-T64-D7-T
вспомнить основные компоненты мелодии:
– мелодическая линия. Мелодия находится в равновесии – скачок заполняется поступенным движением. Поступ движение создаёт ощущение плавности, певучести.
Если в мел много скачков без заполнения, то мелодия носит инструментальный характер.
Направление движения линии имеет немаловажное значение: восходящая мелодия способствует увеличению напряжения, усилению динамик, а нисходящая – спад напряжения, успокоение. Обязательно должна быть кульминация (3 четверти).
-ритмическая основа полонеза заключается в формуле
-это танец-шествие на ¾
- совместное обсуждение и оценивание творческого задания
- Выводы, выставление оценок, домашнее задание