Методическая разработка открытого урока по теории музыки “Внутрифункциональное разрешение вводного септаккорда”

Алханова Ольга Алексеевна

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

КГУ “Комплекс “Колледж искусств – специализированная школа-интернат

для одарённых детей музыкально-эстетического профиля” г. Петропавловск

По предмету ТЕОРИЯ МУЗЫКИ

Преподаватель Алханова О.А.

Тема: Внутрифункциональное разрешение вводного септаккорда

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи урока:

Обучить навыкам построения, определения, разрешения  VII7, умения руководствоваться  эвристическим методом работы

развить  логику, мышление, воображение,

воспитать: работу в коллективе, взаимосотрудничество

 

Учебные пособия и ТСО: ___Алексеев, Мясоедов ЭТМ, Учебник для музыкальных училищ (ред. Т.Бершадской), Афонина упражнения по ЭТМ, Лащенкова Упражнения в курсе ТМ_

 

Разделы урока:

Повторение :

  1. Устное повторение по темы «Септаккорды»: структура, названия звуков, обращения

 

– сколько существует видов септаккордов? Перечислить

– что лежит в основе названий видов септаккордов?

– Какое название получает малый мажорный септаккорд в ладу (относится к группе главных или побочных септаккордов)

– Сколько видов вводного септаккорда вы знаете (по структуре)

– какую функциональную окраску имеет УмVII7

– принцип разрешения D7 в тонику

– принцип разрешения обращений D7 в тонику

– Каким образом VII7 разрешается в тонику? Какой тон удваивается в тонике и почему

Новый рисунок (7)

Краткое содержание изучаемого материала:

 

  1. Предлагается прослушать часть из музыкального произведения Ф.Шопен Полонез №9 f-moll op71

 

– найти в нотном тексте услышанный отрывок, назвать такты в нотном тексте

1

– определить (тон-ть), гармонический оборот, выписать на нотной строчке

– проанализировать вывести тему урока

(функции аккордов, обращения, сколько общих звуков между D и VII, проследить движение тонов

Как вы думаете, какое название получает разрешение VII в тонику через функцию доминанты, если аккорд остаётся внутри функциональной группы?

Таким образом, сколько существует способов разрешения VII септаккорда? Назовите их (прямое и внутрифункциональное)

Выведите определение внутрифункционального разрешения

Закрепление:

  1. в фа миноре построить обращения VII7 и внутрифункционально разрешить в тонику (сиб2)
  2. сочинить мелодию в стиле полонеза на последовательность Es: T6-D43-T35-S64-D65-T-S6-T64-D7-T

вспомнить основные компоненты мелодии:

– мелодическая линия. Мелодия находится в равновесии –  скачок заполняется поступенным  движением. Поступ движение создаёт ощущение плавности, певучести.

Если в мел много скачков без заполнения, то мелодия носит инструментальный характер.

Направление движения линии имеет немаловажное значение: восходящая мелодия способствует увеличению напряжения, усилению динамик, а нисходящая – спад напряжения, успокоение. Обязательно должна быть кульминация (3 четверти).

-ритмическая основа полонеза заключается в формуле

2

-это танец-шествие на ¾

  1. совместное обсуждение и оценивание творческого задания
  2. Выводы, выставление оценок, домашнее задание

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.