Совершенствование трудовых навыков в учебно-воспитательном процессе


Давыдова Мария Леонидовна

учитель трудового обучения высшей категории

ГУ “Специальная общеобразовательная школа №19 г.Экибастуза”

 

Уроки трудового обучения создают наиболее благоприятные условия для совершенствования трудовых навыков, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья в трудовой и познавательной деятельности. А так как наша работа нацелена на совершенствование у учащихся целенаправленных способов деятельности, коррекцию и развитие речи, а также мыслительной деятельности, она занимает ведущее место на уроках трудового обучения. Для успешного усвоения учебного материала учащимися с ограниченными возможностями здоровья в процессе трудового обучения мной используются как традиционные, так и инновационные методы и приемы работы.                    Развитие внимания                                                           Состояние внимания влияет на всю деятельность ребёнка. Именно из-за неумения управлять вниманием, из-за его несформированности, дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в школе, в повседневной жизни, в приобщении к труду. Поэтому я развиваю внимание обучающихся регулярными упражнениями, включая их в учебно-трудовую деятельность.                                               С целью развития внимания использую следующие приёмы: мотивационные: постановка цели, показ практической значимости и результатов труда; стимулирующие: убеждение, одобрение, поощрение; упражнения на развитие произвольного внимания.                Лучше всего заинтересовать учащихся, сосредоточить их внимание на том, что они делают, для чего они это делают, т.е. придать их действиям смысл. Например, посадить цветок маме в подарок. Внимание детей поможет удерживать ориентация на их интересы, эмоциональное обыгрывание ситуации: “Посаженный и выращенный цветок подарите маме. Мама очень обрадуется. Она будет гордиться своей дочкой».  С целью расширения объема внимания, формирования сосредоточенности я использую специальные упражнения. Они не требуют большого умственного напряжения, поэтому используются в качестве «передышки» между работой. Важно менять сорта цветов, чтобы задание всякий раз воспринималось как новое. Можно вводить элементы соревнования на быстроту, на точность. Внимательно рассмотреть, в какой горшок посажен цветок (по размеру, по цвету, материал из которого горшок сделан). Ученицы закрывают глаза, я меняю горшок на  какой-либо другой. Девочки  должны отметить, что изменилось?         Развитие умения планировать работу                Профессионально-трудовое обучение не должно ограничиваться формированием у обучающихся только рабочих двигательных навыков. Оно, кроме того, должно быть направленно на воспитание умения решать умственные задачи, связанные с практическим выполнением трудовых заданий. Это в свою очередь способствует коррекции умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.               Любая трудовая деятельность включает предварительные этапы, когда происходит всесторонний анализ, и намечаются перспективы. У детей с ограниченными возможностями здоровья предварительные этапы как бы выпадают или находятся в свёрнутом состоянии и без специального обучения не получают развития.                                                                         Так, из-за недоразвития умений ориентироваться в задании, планировать работу, девочки вынуждены часто обращаться за помощью. В результате чего они мало продвигаются в своем развитии, у них формируется привычка к бездумной, несамостоятельной работе. Просьба учителя “Рассмотрите внимательно образец” не даёт результата. Способу анализа, определению последовательности выполнения работы надо учить. Для начала я ставлю перед обучающимися определённые вопросы, корригируя ответы, добиваюсь максимальной активности учениц. Затем они описывают последовательность выполнения работы. В случае затруднений помогаю, но в итоге требую полного правильного самостоятельного анализа.   Вопросы помогают ученицам точно, последовательно, анализировать предстоящую работу. В поисках ответов воспитанницы учатся активно думать, рассуждать. Анализ предстоящей работы на уроке осуществляется неоднократно, но делается это не в целях механического запоминания деталей, а для создания наиболее полного представления работы, которую предстоит выполнить. К старшим классам воспитанницы хорошо ориентируются в задании и могут самостоятельно дать анализ работы. Такой интеллектуальный компонент трудовой деятельности, как планирование предстоящей работы является очень сложным для детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому при планировании работы я ставлю такие вопросы:    С чего начать работу?  Что будем делать потом? Что уже выполнено?                    Что осталось сделать?                                                                                                                                           При планировании первостепенное внимание обращается на то, чтобы подвести воспитанниц к выводу о целесообразности начать работу  с определённого этапа. В работе над планом приучаю девочек обосновывать свой ответ, т.е. доказывать или объяснять, почему они думают так, а не иначе. Такая многообразная работа позволяет им осознанно усвоить ориентировочные и планирующие действия, и в дальнейшем использовать их самостоятельно. У воспитанниц формируется мыслительный план работы; способ его выполнения, порядок выполнения операций.                                Развитие восприятия на основе упражнений на сравнение            Восприятие детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуется нарушением избирательности, целостности, обобщённости. У них образуются лишь простейшие, а не главные связи между объектами, поэтому они с трудом постигают смысл, воспринимаемого. Перечисленные дефекты восприятия отрицательно влияют на всю познавательную деятельность ребёнка. Поэтому необходимо формировать восприятие детей с ограниченными возможностями здоровья, исправлять их дефекты.  Одним из приёмов, активизирующих процесс восприятия и обеспечивающий его большую продуктивность, является сравнение изучаемых объектов. Данный приём применяю на любом этапе урока.                                                                                      Например, при изучении нового материала  воспитанницам задаю вопросы:                    Как выглядит цветок в старом горшке? Чистые ли у него листья? Подходит ли горшок по размеру к данному цветку? Чем отличаются цветок в новом горшке?                        Ответив на вопросы, обучающиеся делают выводы. Таким образом, ученицы изучают внешний вид цветов, разновидности горшков и способ выполнения необходимой работы.                                        Развитие мелкой моторики                                                                                                   Для того, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли полноценно заниматься трудовой деятельностью, их движения должны быть точными, скоординированными, а мышцы рук развитыми. Поэтому, при обучении ухода за цветами большое внимание уделяю развитию мелкой моторики рук. Возможности для этого имеются при изучении любой программной темы. Тренирует пальцы рук работа по очистке цветов от сухих и увядших листьев, составлению почвенных смесей, рыхлению верхнего слоя почвы, опрыскиванию цветов. При обучении правильного использования того или иного инструмента, при овладении определённым двигательным приёмом труда тщательно, поэтапно отрабатываю с ученицами отдельные движения с многократным закреплением навыка. В противном случае у них может сформироваться неправильный навык работы, что приведёт к некачественному выполнению изделия и нарушению правил безопасности труда. Иногда, особенно у младших школьниц, рука бывает настолько вялой, что не удерживает колышек или брызгалку, поэтому основной помощью такому ребёнку является передача моторного стереотипа действия (манипуляция руками ребёнка). Для укрепления мышц руки, развития точных движений пальцев использую специальные тренировочные упражнения, которые провожу во время физкультурной паузы или непосредственно перед работой. Вращение кистями рук, сжимание кистей в кулак, последовательное нажимание кончиком большого пальца на кончики остальных пальцев той же руки. Эти упражнения способствуют развитию координации движений, укреплению мышц руки. В старших классах проводится более сложная пальчиковая гимнастика. Учитывая в работе такие обстоятельства, как быстрое утомление воспитанниц, связанное с приложением достаточных мышечных усилий, я переключаю их на другой вид деятельности или делаю перерывы, физ. минутки, музыкальные паузы. Перечисленные приёмы совершенствуют двигательные трудовые навыки детей с ограниченными возможностями здоровья. Движения становятся более координированными, укрепляются мышцы рук.                                                        Развитие речи                                                                                                  Программа по профессионально – трудовому обучению построена концентрически, с естественным усложнением от одного класса к другому технических сведений и практических умений и навыков, трудовых приемов. Возникает необходимость поддерживать интерес к этим усложнениям, поэтому я применяю словесный инструктаж: то есть педагогическое средство стимуляции, повышение речевой активности. побуждение учащихся к самостоятельным высказываниям о проделанной работе;

  • обсуждение  предстоящей работы и сравнение образцом;
  • планирование предстоящей работы по операциям;
  • взаимное инструктирование учащихся и взаимная проверка работы;
  • обсуждение выполненной работы;                                                                                     В 5 – 6 классах учащиеся ориентируются в задании и планируют предстоящую работу в коллективной беседе, а уже в старших классах я предлагаю им делать анализ самостоятельно. Ученицы вносят поправки в ответ одноклассниц, доказывают правильность своих суждений. Таким образом, активизируется мыслительная деятельность.  Использование описанных коррекционных методов и приёмов эффективны, т.к. обогащается чувственный опыт обучающихся, совершенствуется их внимание, мышление, восприятие, речь; двигательные навыки, трудовые знания и умения складываются в определённую систему. Исправление недостатков развития у детей с ограниченными возможностями здоровья происходит медленно и неравномерно. Поэтому очень трудно заметить изменения в развитии мыслительных процессов, в формировании волевых и других качеств личности.                                                                                                            Однако коррекционно – педагогические мероприятия положительно влияют на совершенствование трудовых навыков  деятельности учащихся с нарушениями интеллекта, так как у учащихся все же наблюдается положительная динамика.  Таким образом, несмотря на нарушение познавательных и эмоционально-волевых способностей, дети с нарушениями интеллекта способны к значительному развитию трудовых навыков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *