Урок биологии в 6 кл. на тему “Ткани растений” (архивный материал)


Ингербаева  Сауле  Сундетовна

Актюбинская  область, Айтекебийский район,

село Комсомольское,  

Комсомольская  средняя школа 

учитель химии и биологии

Основная идея: Использование 7 модулей при обучении и преподавании.

Цель обучения: Формирование знаний и создание условий для эффективного усвоения знаний о тканях растительного организма

Критерии результативности

 

Все ученики:  Знают об основных типах тканей растительного организма: строении и функциях; умеют  распознавать виды тканей; умеют

работать в группе; взаимооценивать и самооценивать работу

 

Большая часть учеников: продолжают  развитие учебно-интеллектуальных умений;

формирование  познавательного интереса к предмету, коммуникативные навыки.

Отдельные ученики: умеют определять и выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить и делать выводы, имеют навыки самоконтроля
 Время Действия учителя Действия учеников

 

Оценивание Ресурсы
  3 мин Приветствует детей.

Создает благоприятный психологический настрой на работу во время урока

Проверка готовности к уроку, фиксация отсутствующих, организация внимания и внутренней готовности.

Учитель предлагает всем образовать круг  и закрыть глаза.

Игра «Атомы и молекулы»   (см. внизу)

Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (“Притяжение __”) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову (2,4,5). Когда будете готовы, откройте глаза.

Деление на 3 группы: “Я прошу вас выбрать часть картинки, собрать мозаику и  сесть за этот стол”.

Выдает таблички с названием групп: трава, кустарник, дерево – жизненые формы растений.

“Ребята! На доске – правила работы в группах, я прошу следовать этим правилам на сегодняшнем уроке”.

Правила работы в группах: (слайд 2)

•  Говорить по очереди

•  Активно слушать

•  Задавать вопросы и спрашивать, есть ли вопросы

•  Вносить предложения и спрашивать, есть ли предложения у других

•  Выражать свои мысли и мнения и интересоваться идеями и мнениями других

•  Коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения

•  Помогать и просить о помощи

•  Давать и просить пояснения

•  Пояснять и оценивать идеи

•  Принимать групповые решения и приходить к единому мнению

•  Подводить итоги обсуждения

•  Приводить убедительные аргументы

 

Приветствие.

Настраиваются на урок

 

  Встают в круг и слушают учителя

Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы.

 

Подвигавшись, некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т.п.

 

Каждый ученик выбирает часть картинки на столе, собирает мозаику, тем самым определяется с командой.

 

Рассаживаются по группам

 

Формативное оценивание Рабочие тетради, учебники, таблицы “Строение клетки”

 

Вызов интереса

     7 мин Учитель:

– Давайте вспомним, что же собой представляет  клетка? Из чего же состоит клетка?

– Мы изучили жизнедеятельность клетки.. как вы усвоили этот материал, сейчас посмотрим. (раздает одинаковые карточки каждой команде – приложение 1)

 

На доске – слайд (3) с вопросами

 

Учитель после опроса всех 3 команд, собирает карточки с ответами и  показывает слайд (4) с ответами. Дети сверяются и учитель после оценки детей (слайд 5) сама оценивает по 3-х бальной шкале (на простой доске – таблица)

3 – замечательно    2 – есть вопросы     1 – не раскрыта тема

 

 

Перед  вами – таинственная шкатулка. Ответьте на вопрос:

Какое изделие рук человеческих называется так же, как составная часть живого, которую мы будем изучать?

 

Достаю разные виды тканей.

Откройте тетради, запишите число и тему урока:

Ткани растений.  (слайд 6)

– Ребята! А чем же ткани отличаются друг от друга?

– Как связать с клетками организма?

 

Презентация

 

Отвечают на вопросы Выполняют тесты

Задание 1:  Каждая команда выполняет задание – отвечают на вопросы теста (6 вопросов по пройденным темам)

Спикер каждой команды отдает свой вариант ответа другой команде (по часовой стрелке) – взаимооценка    Команда  сверяется со слайдом с ответами  и оценивает – формативное оценивание – “светофор”

 

Ответ: ткань

 

Ответ: толстые, крепкие, тонкие, нежные и т.д.

Смотрят  презентацию

 

Выслушивает мнения учащихся и дает формативную оценку.

 

 

 

 

 

 

Оценивание работы в группах

Доска, тетради, слайдовая презентация,   таблицы,    раздаточные материалы

 

Познание темы

 15  мин

 

 

 

 

  – На нашей планете есть множество растений, не имеющих тканей. Все их клетки имеют одинаковое строение, потому что обитают эти растения в однородной среде. Предположите, что это за растения и где обитают? (Водоросли, обитают в воде.) –  показывает слайд 7.

– А теперь представьте, что водоросль решила сменить среду обитания, перебраться на сушу. Для этого ей наверняка нужно будет обзавестись тканями.

Запишите определение, что такое ткань (слайд 8)

Давайте пофантазируем и заглянем вместе с водорослью в удивительный магазин. Где продаются самые разные ткани растений  (слайд 9).Мы пока не знаем название тканей растения, но предположить можем для чего они ей нужны будут на суше.

Задание 2:   “Найди название  ткани”      Раздаю карточки – ключевые слова –  командам   (прил. 2)

Ключевые слова появляются на экране  (слайд 10)

    Одежда, защита –                            покровная

    Опора –                                             механическая

    Вода –                                                проводящая

    Питание –                                        основная

    Рост –                                                образовательная

Учитель после опроса всех 3 команд, собирает карточки с ответами и  показывает слайд с ответами (тот же 10 слайд). Дети сверяются и учитель оценивает по 3-х бальной шкале (на простой доске – таблица)

– Для каждой этой потребности в растении есть специальные ткани. Как они называются, вы сами узнаете.

Работа с учебником по методу  “Джигсо”          (слайд 11 )

Задание 3:  “Собери информацию”    Раздаю карточки-кластеры  каждой команде  (прил. 3)

После всех выступлений: Афиширование результатов: слайд 13 (сколько всего тканей).

Вывод: Для жизни на суше нужны ткани:::.

 

И наша водоросль, если и приобретёт эти ткани, то сможет жить на суше.

Сейчас в действительности может водоросль выйти на сушу и приспособиться к ней?

Но много лет тому назад, когда на Земле менялся климат и участки воды сменялись на сушу, действительно, водорослям приходилось приспосабливаться к жизни на суше.                        У них постепенно появились ткани, о которых мы сегодня с вами говорим. Самые первые растения , которые вышли на сушу называются – Псилофиты (слайд 14)

 

Оказывает помощь каждой группе в выполнении предложенных заданий

 

Проявляют устойчивый познавательный интерес

 

 

 

 

 

 

Записи в тетради

 

Проявляют устойчивый познавательный интерес

 

 

Задание 2:  Каждая команда выполняет задание “Найди название  ткани”

 

Спикер каждой команды по очереди зачитывает ответы, сверяется со слайдом с ответами

 

Задание 3: Каждая команда выполняет задание “Собери информацию”    (составление кластера по пунктам параграфов 8-9  на стр. 29 учебника)

Защита кластера: 2 человека от группы объясняют, другие команды оценивают – формативное оценивание  “светофор”                                                                                                    Ответ: образовательная, покровная, опорная, проводящая, основная, выделительная   ткани

Ответ:  Нет

Смотрят презентацию

Идет обсуждение результатов работы групп

 

Оценивание (слайд 12)

Формативное групповое оценивание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивание работы в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивание работы в группах

 

Учебник, таблицы,  доска,  раздаточные материалы

 

Закрепление

 

10 мин

 1. Игра “Знатоки”   (слайд 15)

Раздает (или по жребию)карточки каждой команде   (прил. 4)

Оценивание (слайд 16)

 

 

 

 

Задание 4: Каждая команда выполняет разные задания    (по пунктам параграфа 8-9  на стр. 29 учебника)

Защита: вся группа выходит и  объясняет, другие команды оценивают – формативное оценивание  “светофор”

Формативное оценивание ПСХЭ, учебник

Рефлексия

 

5 мин

Рефлексия

Раздает готовые бланки (слайд 17)

Заполните таблицу, пожалуйста:   (приложение 5)

Плюс Минус Интересно
 

 

 

 

Каждый ученик заполняет таблицу и сдает учителю

 

Оценка результатов своей работы

 

 

Критериальное оценивание

 

Листы с рефлексивной таблицей

 3 мин Задание на дом                              Инструктаж домашнего задания (слайд 18)

·         § 8-9 прочитать, пересказать

·         Задания А, В, С в конце параграфов   § 8-9

·         Зарисовать в тетради рис. 17-19

·         Заполнить таблицы на стр. 33-34

 

 2 мин Оценивание  

                             Урок окончен. Спасибо за урок (слайд 19)

                             

Сдают дневники учителю для оценок. Суммативное оценивание дневник

 

Вопросы для обдумывания после урока

 

Что было хорошо?  

 

 

 

Что прошло неудачно?  

 

 

 

На что нужно обратить внимание?  

 

 

 

Какие навыки я смогла развить? Что нужно изменить?  

 

 

 

 

 

Барьеры:

  1. Шум при разминке, делении на группы;
    2. Не выдерживание временных рамок, так как такое занятие проводится впервые;
    3. Время на выполнения заданий может затянуться, необходимо детей приучать работать быстро, но стараться не ускорять.

 

Игра «Атомы и молекулы»

 

Необходима небольшая первичная настройка: группу просят закрыть глаза и представить, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. Далее следуют слова ведущего: «Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Когда будете готовы, откройте глаза». Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Подвигавшись, некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т.п.

Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.

На первом занятии следует избегать конфликтных ситуаций, когда при названном числе группа не может разделиться поровну и остаются «лишние участники» или некоторым молекулам не хватает атомов до нужного числа.

Скачать приложения к уроку

Скачать презентацию к уроку

Картинки для деления на группы

Правила работы в группах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *