Урок обобщения и повторения по истории Казахстана «Саки»
Акмолинская область
Зерендинский район
Костомаровская основная школа
учитель истории Абылхаева Жанна Галиевна
История Казахстана 6 класс
«Саки»
(урок обобщения и повторения)
Задачи:
Образовательная: знать историю происхождения сакских племен, разделение их на группы по территории расселения, характерные черты хозяйства и быта саков, особенности сакского искусства.
Воспитательная: определить вклад саков в мировую историю и культуру. Воспитать у учащихся трудолюбие, патриотизм, уважение к предкам.
Развивающая: развить способности к мышлению, умозаключению, умение выделять главное.
Оборудование: мультимедийная презентация об одежде Золотого человека, применение ТСО, схемы, ватман, фломастеры.
Ход урока.
- Организационный момент (побуждение). Эмоциональный настрой учащихся на урок. Здравствуйте ребята! Меня зовут Жанна Галиевна. 10 мин
Здравствуйте – слово какое чудесное,
Красивое, доброе, чуточку нежное.
Здравствуйте! Скажем мы новому дню!
Здравствуйте! Скажем мы нашим гостям!
Здоровья желаем всем и всему!
Закройте глаза, положите свою ладонь на ладонь соседа и пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи, отличных оценок!
Сегодня на уроке мы повторим историю древних племен Казахстана, которые считаются родоначальниками казахского народа – это племена саков. Вспомним, когда они появились, где расселялись, чем увековечили свое имя в истории.
Ребята, а что вы знаете о саках?
Стратегия «Кластер». Учащиеся заполняют кластер «Саки» .
– территория;
– природные условия;
– хозяйство;
– искусство.
- II. Осмысление.
Вводное слово учителя. Саки – это древние племена, которые в 1 тыс до н э проживали на территории Центральной Азии, Казахстана и Восточного Туркестана.
О саках писали греческие, римские историки. Благодаря их сведениям сегодня мы можем восстановить историю наших предков.
1). Стратегия «Дневник двойной записи». Работа в группах. Класс поделен на 3 группы. 5 мин.
Учащиеся работают с текстами, высказываниями древних историков о саках. Ватман делится на 2 части, с левой стороны ученики выписывают по 2 фразы из текста, которые они считают наиболее важными, а справа пишут комментарии к ним. Работа в группе, обмен мнениями, выступление.
Фразы из текста:
Ктесий Книдский: «Женщины саков очень храбрые. Во время войн они помогают своим мужьям с оружием в руках».
Геродот: «Каждый живет под деревом. На зиму дерево всякий раз покрывают плотным белым войлоком, а летом оставляют без покрывала».
Квинт Курций Руф: «Соха и хомут – земледельцам, копье и лук – воинам, широкая посуда – жрецам предназначены. Эти предметы нужны нам и нашим друзьям для защиты борьбы с врагами. При помощи волов мы выращиваем зерно, напиток в посуде мы пьем сами и используем для жертвоприношения, поражаем врагов стрелами издали, а вблизи закалываем копьем».
Греческий поэт живший в 1 в до н . э: «Саки – скотоводы, ведущие свой род от скифов, жители Азии широких степей, справедливость держат высоко, как знамя, сыны кочевников».
Геродот: «Если сак решил жениться на девушке, он сначала должен был сразиться с ней. Если побеждает девушка, то парень становиться ее рабом и бывает полностью зависим от нее. Только победивший жених имеет право диктовать свои условия».
2). Приём “верные и неверные утверждения”. 3 мин.
Необходимо установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ.
- у саков было много общего с племенами скифов;
- древнегреческие авторы называли саков «азиатскими скифами»;
- персы называли саков «туры на быстрых конях»;
- саки были «к врагам безжалостными, к друзьям честными».
Группы дают поочередно свои ответы.
3). Стратегия «Перепутанные логические цепочки». 5 мин.
На ватмане записаны события из текста и демонстрируются классу в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок цепи. После прочтения текста необходимо определить, верны ли были их предположения.
По мнению востоковедов и ученых – археологов Казахстана сакские племена и союзы племен делились на следующие группы:
№ | Название сакской группы | Места их расселения |
1 | Саки – парадарайа – носили остроконечные высокие головные уборы | В пределах Бактрии и Маргианы, т.е. по берегам реки Амударья и Мургаб. |
2 | Саки – тиграхауда – изготавливали напиток хаома | Северное Причерноморье, восточная часть Приаралья, низовья рек Амударьи и Сырдарьи. |
3 | Саки – хаомаварга – заморские саки | Средняя часть реки Сырдарья, на Тянь – Шане и в Жетысу. |
Ответы и исправления вывешиваются на доске и комментируются учащимися.
4). Стратегия «Эссе». 10 мин.
Предлагаю организовать свои мысли с помощью эссе. Для этого прошу в течение 4 минут писать без остановки на конкретную тему «Племена саков» . Главное правило – не останавливаться, не перечитывать и не исправлять. Индивидуальная работа, чтение в группе, дополнение лучшего эссе.
«Авторский стул». Выходит учащийся со своим эссе, садится на стул и читает. Аудитория внимательно слушает, задает вопросы.
III. Рефлексия.
Синквейн
Стихотворение из 5 строк (от французского «5»), которое строится по следующим правилам:
- в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным);
- во второй строчке дается описание темы в двух словах (два прилагательных);
- в третьей строчке дается описание действия в рамках данной темы тремя словами;
- в четвертой строке – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме;
- в пятой строке – повторение сути темы другим словом
Предки
Храбрые, мужественные
Отличные стрелки и наездники
Вели кочевой образ жизни.
Кочевники
Чтение синквейна – с каждой группы по одному.
- IV. Итоги урока.
Просмотр слайдов «Золотой человек».
- V. Выставление оценок.
Метки: 6 класс, урок по истории