Открытое занятие по ИЗО «Золотая хохлома» (с презентацией)
Соколова Татьяна Викторовна
Воспитатель КПП (класс предшкольной подготовки)
КГУ «Средняя школа № 36» г. Усть-Каменогорск
Скачать презентацию
Задачи: Учить самостоятельно, составлять композицию на формах (ложках, тарелках, сахарницах) посуды, используя элементы хохломской росписи, ее колорит в зависимости от основного фона, гармонично размещать роспись на заданной площади. Закрепить знания о народном хохломском промысле.
Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком. Способствовать проявлению аккуратности в работе.
Развивать самостоятельность в выборе посуды и цветовой гаммы, чувство композиции, творчество, фантазию и наблюдательность, словарный запас.
Воспитывать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами. Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.
Предварительная работа: знакомство с русским народным художественным промыслом «Хохлома», рассматривание наглядно – дидактического пособия «Хохлома», обучающие занятия по хохломской росписи: прорисовывание элементов, выборочная групповая роспись на мотив «хохлома». Изготовление с детьми заготовок – шаблонов для хохломской росписи, их тонирование.
Словарная работа: экскурсовод
Зрительный ряд: выставка изделий с хохломской росписью, презентация по теме занятия, окно оформленное в русском стиле.
Оборуд.: Проектор, экран, ноутбук, презентация, аудиозапись, фартук, телеграмма.
Для выставки: ширма, стол, скатерть, занавески для окна, посуда с хох-ой росписью, самовар с конфетами, баранки, для размещения детских работ 1 галтель, иголочки.
Разд. детям: шаблоны ложек, сахарниц, тарелок, кисть № 1, ват. палочки, гуашь, непроливайки, салфетки.
Для рефлексии: бумажный разнос, ягоды трёх цветов, клей – карандаш.
Ожидаемый результат:
Иметь: Интерес к русскому декоративно – прикладному искусству, в частности к хохломской росписи.
Знать: Названия элементов хохломской росписи, чем тот или иной элемент рисуется, значение слова экскурсовод. Цвета фона и цвета хохломской росписи, используемые в зависимости от фона.
Уметь: Самостоятельно, составлять композицию на формах посуды, используя элементы хохломской росписи, ее колорит в зависимости от основного фона, гармонично размещать роспись на заданной площади. Уметь рисовать концом кисти, тычком. Подбирать слова – сравнения к слову хохлома. Оценить свою творческую деятельность.
Этапы деят-ти | Деятельность воспитателя
|
Деятельность детей |
Мотива ционно-побуди тельный
|
Воспитатель под музыку «Хохлома» заводит детей в класс (столы стоят буквой «П», дети становятся полукругом, перед ними за ширмой выставка + окно, оформленное в русском стиле).
– Вчера вечером на мой адрес из музея пришла срочная телеграмма, которую я вам сейчас зачитаю. «5 марта, (т. е. сегодня) в школе № 36, кабинет № 101 открывается выездная выставка народно-прикладного промысла. Приглашаются все желающие посетить выставку. Можно самим стать, участником выставки, расписав посуду. Расписанную посуду предлагаем разместить в выставочном зале, или подарить посетителям выставки». – Дети, а вы хотели бы посетить выставку на тему «Народно – прикладной промысел?» – Прежде чем мы туда отправимся, давайте вспомним как нужно вести себя в выставочном зале? – Сейчас нужно крепко закрыть глаза, и повернуться два раза вокруг себя, при этом сказав: «Раз, два, три вокруг себя повернись и на выставке окажись!» – Посмотрите – ка, ребята, мы здесь не первые. Развернитесь, пожалуйста, ко мне. На выставку пришли посетители, которых вы наверняка знаете, поздороваемся с ними! Слайд № 1 «Приветствуем всех, кто время нашёл, И на выставку народного промысла сегодня пришёл» – А вот и выставка! (воспитатель отодвигает ширму, надевает фартучек на мотив хохломской росписи) – Сегодня мне доверили быть экскурсоводом на выставке, хозяюшкой этой замечательной избы. Экскурсовод это специалист по проведению экскурсий. – Пожалуйте, гости дорогие, в избу русскую. Изба просторная, светлая, всем места хватит.
|
Проходят в класс, выстраиваются полукругом, прослушивают текст телеграммы.
Ребята соглашаются
1) нельзя шуметь 2) нельзя перебивать рассказчика(экскур.)и т. д.
Пов. вокруг себя Прив. гостей
Подходят ближе к выставке
|
Органи
зацион но-поиско вый (решение постав ленных задач) |
– Кто мне скажет, как называется этот промысел? – Совершенно верно, это хохлома!
Слайд № 2 Хохлома, Хохлома! Весь народ свела с ума! Яркая, лучистая, узоры золотистые! Резные ложки и ковши Ты разгляди – ка, не спеши. Там травка вьётся и цветы Небывалой красоты. Блестят они, как золотые, Как будто солнцем залитые. Все листочки как листочки, Здесь же – каждый золотой. Красоту такую люди – Называют Хохломой! Слайд № 3 – Давайте и мы с вами с опорой на картинки подберём слова – сравнения к слову «хохлома». (яркая, красочная, жаркая, солнечная, сочная, как золото блестит)
– Какое у вас создаётся настроение, глядя на эти изделия? – Не правда, ли, еда в такой посуде покажется особенно вкусной? – Какие предметы мы видим на выставке? – Давайте вспомним особенности Хохломского промысла. – Вспомните, почему этот промысел получил название «ХОХЛОМА?» Слайд № 4 (Ребёнок с опережающим заданием) – В народе сказывают о чудо – мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовлять дивную посуду. Хохлома – это название села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду. Отсюда и пошло название промысла «ХОХЛОМА». Изначально хохломская посуда предназначалась для царского двора. Позже она стала любимой, популярной и среди простого народа. – Из чего эти изделия сделаны? – Как же происходит чудесное превращение, из дерева получается такая красивая посуда?
(Опережающее задание) Слайд № 5 1 ребёнок. Токарь вытачивает из липового, берёзового или осинового дерева заготовку изделия на станке. Затем эту заготовку сушит. 2 ребёнок. Высушенное изделие покрывают тонким слоем глины, чтобы его поверхность была ровной и снова сушат. 3 ребёнок. Затем изделие протирают наждачной бумагой, пропитывают специальным составом для дерева и снова просушивают в специальной печи. Слайд № 6 4 ребёнок. Высохшее изделие олифят, просушивают и покрывают алюминиевым золотистым порошком. Оно становится гладким, блестящим. В таком виде оно и поступает на роспись. Слайд № 7 5 ребёнок. Мастера берут жаростойкие краски и расписывают изделие. В красильных цехах работают в основном женщины. Художницы сидят за невысокими столами, на низеньких табуретах и наносят орнамент на поверхность. (показ) 6 ребёнок. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком и ставят в печь, там лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово – золотой цвет. Отсюда и повелось – «Золотая Хохлома». – Посмотрите на изделия и назовите цвет фона используемый в этом народном промысле. (золотой, красный или чёрный) – Если за основу взят золотой фон, какие цвета использует мастер для росписи? (красный, чёрный, зелёный) – Если чёрный фон? (красный, золотой, зелёный) – На красном фоне? (чёрный, жёлтый, зелёный)
– Ребята, хотите ли вы стать участниками выставки, почувствовать себя в роли хохломских мастеров и расписать посуду на мотив «хохломы»? – Тогда я приглашаю вас пройти за столы. – Прежде чем вы начнёте расписывать посуду, давайте вспомним элементы хохломской росписи и чем мы их рисуем. Слайд № 8, 9, 10, 11
– Ребята, мы с вами вспомнили особенности Хохломского промысла, теперь вы можете приступить к работе. Выберите изделие, которое вы будете расписывать, и почувствуйте себя настоящими народными умельцами. – Не ошибитесь в выборе цветовой гаммы. – Помните, что работать нужно аккуратно. (Детям предлагаю на выбор: тарелки, ложки, сахарницы разного цвета фона) 3. Самостоятельная изобразительная деятельность детей Под народную мелодию дети приступают к рисованию. Оказываю детям необходимую помощь в индивидуальном порядке. Подвожу детей к окончанию работы, читаю стихотворение: Роспись Хохломская словно колдовская, В сказочную песню просится сама И нигде на свете нет таких соцветий Всех чудесней наша Хохлома. |
Этот промысел наз. ХОХЛОМА
Дети с опорой на слайд подбирают прил-ые к промыслу.
Переч. пред-ые предметы
Выст. ребёнок с опер. заданием
Эти предметы изг. из берёзы, липы, осины.
Дети выступают с опер. заданием.
Называют цвета фона
Называют цвета росписи
Соглашаются
С опорой на слайд называют элементы хох-ой росписи.
Выбирают шаблон для росписи.
Расписывают заготовки
|
Рефлек сивно-корригирующий
|
1. Выставка работ.
– Я очень рада, что у вас получилась такая замечательная посуда. Она ничем не отличаются от работ мастеров. Какие красивые кустики с ягодками! Молодцы! Ваши работы как нам предлагают в телеграмме можно разместить на выставке, либо подарить гостям. Сейчас подошло время разместить свои работы, определитесь с выбором. (Если кто – либо из детей дарит работы гостям, зачитываю стих-ие) Слайд № 12 – Ой, вы гости дорогие! У нас предметы расписные. Писали их, старались, Подарить вам собирались. Примите их в подарки. Приходите снова к нам, Рады мы всегда гостям!
2. Рефлексия, итог занятия. – Посмотрите, какой я подготовила для вас разнос на мотив хохломской росписи. – Моя работа выглядит завершённой? – Помогите, пожалуйста, мне завершить начатую мной работу. – И завершим мы его украшать элементом росписи клубника. Сейчас вы выберите ягоды, и мы наклеим их на разнос. – Кто из вас доволен результатом своей работы, т. е. как вы расписали выбранный вами шаблон, возьмите красную спелую клубнику. Кто считает, что у него не совсем удачно получилось, возьмите жёлтую ягодку. Если же кто – либо из вас считает, что работа не удалась, возьмите зелёную ягоду. (Закрепить позицию выбора, в ходе выбора спросить: «Почему выбрал этот цвет?») Слайд № 13 – После тяжелого труда мастера собирались около самовара пили чай с бубликами, пели песни, танцевали. – И я как экскурсовод этой замечательной выставки, хозяюшка хохломской избы тоже приглашаю вас к столу (подвигаю ближе самовар). А самовар то «волшебный» внутри конфетки. Слайд № 14 – Мы покинем выставку первыми, давайте попрощаемся со всеми посетителями выставки. |
Располагают работы на выставку, или дарят гостям.
Рассматривают разнос
Оценивают свою творческую деятельность, наклеивают выбранную ягоду на разнос, угощаются конфетами, любуются выставкой.
Ребята прощаются и выходят из класса.
|