Открытое занятие по ИЗО «Золотая хохлома» (с презентацией)


Соколова Татьяна Викторовна

Воспитатель КПП (класс предшкольной подготовки)

КГУ «Средняя школа № 36» г. Усть-Каменогорск

Скачать презентацию

Задачи: Учить самостоятельно, составлять композицию на формах (ложках, тарелках, сахарницах) посуды, используя элементы хохломской росписи, ее колорит в зависимости от основного фона, гармонично размещать роспись на заданной площади. Закрепить знания о народном хохломском промысле.

Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком. Способствовать проявлению аккуратности в работе.

Развивать самостоятельность в выборе посуды и цветовой гаммы, чувство композиции, творчество, фантазию и наблюдательность, словарный запас.

Воспитывать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами. Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.

Предварительная работа: знакомство с русским народным художественным промыслом «Хохлома», рассматривание наглядно – дидактического пособия «Хохлома», обучающие занятия по хохломской росписи: прорисовывание элементов, выборочная групповая роспись на мотив «хохлома». Изготовление с детьми заготовок – шаблонов для хохломской росписи, их тонирование.

Словарная работа: экскурсовод

Зрительный ряд: выставка изделий с хохломской росписью, презентация по теме занятия, окно оформленное в русском стиле.

Оборуд.: Проектор, экран, ноутбук, презентация, аудиозапись, фартук, телеграмма.

Для выставки: ширма, стол, скатерть, занавески для окна, посуда с хох-ой росписью, самовар с конфетами, баранки, для размещения детских работ 1 галтель, иголочки.

Разд. детям: шаблоны ложек, сахарниц, тарелок, кисть № 1, ват. палочки, гуашь, непроливайки, салфетки.

Для рефлексии: бумажный разнос, ягоды трёх цветов, клей – карандаш.

 

Ожидаемый результат:

Иметь: Интерес к русскому декоративно – прикладному искусству, в частности к хохломской росписи.

Знать: Названия элементов хохломской росписи, чем тот или иной элемент рисуется, значение слова экскурсовод. Цвета фона и цвета хохломской росписи, используемые в зависимости от фона.

Уметь: Самостоятельно, составлять композицию на формах посуды, используя элементы хохломской росписи, ее колорит в зависимости от основного фона, гармонично размещать роспись на заданной площади. Уметь рисовать концом кисти, тычком. Подбирать слова – сравнения к слову хохлома. Оценить свою творческую деятельность.

 

 

 

Этапы деят-ти Деятельность воспитателя

 

Деятельность детей
 

 

Мотива

ционно-побуди

тельный

 

Воспитатель под музыку «Хохлома» заводит детей в класс (столы стоят буквой «П», дети становятся полукругом, перед ними за ширмой выставка + окно, оформленное в русском стиле).

– Вчера вечером на мой адрес из музея пришла срочная телеграмма, которую я вам сейчас зачитаю.

«5 марта, (т. е. сегодня) в школе № 36, кабинет № 101 открывается выездная выставка народно-прикладного промысла. Приглашаются все желающие посетить выставку. Можно самим стать, участником выставки, расписав посуду. Расписанную посуду предлагаем разместить в выставочном зале, или подарить посетителям выставки».

– Дети, а вы хотели бы посетить выставку на тему «Народно – прикладной промысел?»

– Прежде чем мы туда отправимся, давайте вспомним как нужно вести себя в выставочном зале?

– Сейчас нужно крепко закрыть глаза, и повернуться два раза вокруг себя, при этом сказав: «Раз, два, три вокруг себя повернись и на выставке окажись!»

– Посмотрите – ка, ребята, мы здесь не первые. Развернитесь, пожалуйста, ко мне. На выставку пришли посетители, которых вы наверняка знаете, поздороваемся с ними!

Слайд № 1

«Приветствуем всех, кто время нашёл,

И на выставку народного промысла сегодня пришёл»

– А вот и выставка!

(воспитатель отодвигает ширму, надевает фартучек на мотив хохломской росписи)

– Сегодня мне доверили быть экскурсоводом на выставке, хозяюшкой этой замечательной избы. Экскурсовод это специалист по проведению экскурсий.

– Пожалуйте, гости дорогие, в избу русскую. Изба просторная, светлая, всем места хватит.

 

Проходят в класс, выстраиваются полукругом, прослушивают текст телеграммы.

 

 

 

 

 

Ребята соглашаются

 

 

 

1) нельзя шуметь

2) нельзя перебивать рассказчика(экскур.)и т. д.

 

 

Пов. вокруг себя

Прив. гостей

 

 

 

 

 

Подходят ближе к выставке

 

Органи

зацион

но-поиско

вый  (решение постав

ленных задач)

 

  1. Беседа, рассматривание выставки

– Кто мне скажет, как называется этот промысел?

– Совершенно верно, это хохлома!

 

Слайд № 2

Хохлома, Хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди – ка, не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же – каждый золотой.

Красоту такую люди –

Называют Хохломой!

Слайд № 3

– Давайте и мы с вами с опорой на картинки подберём слова – сравнения к слову «хохлома». (яркая, красочная, жаркая, солнечная, сочная, как золото блестит)

 

– Какое у вас создаётся настроение, глядя на эти изделия?

– Не правда, ли, еда в такой посуде покажется особенно вкусной?

– Какие предметы мы видим на выставке?

– Давайте вспомним особенности Хохломского промысла.

– Вспомните, почему этот промысел получил название «ХОХЛОМА?»

Слайд № 4

(Ребёнок с опережающим заданием)

– В народе сказывают о чудо – мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовлять дивную посуду. Хохлома – это название села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду. Отсюда и пошло название промысла «ХОХЛОМА». Изначально хохломская посуда предназначалась для царского двора. Позже она стала любимой, популярной и среди простого народа.

– Из чего эти изделия сделаны?

– Как же происходит чудесное превращение, из дерева получается такая красивая посуда?

 

(Опережающее задание)

Слайд № 5

1 ребёнок.

Токарь вытачивает из липового, берёзового или осинового дерева заготовку изделия на станке. Затем эту заготовку сушит.

2 ребёнок.

Высушенное изделие покрывают тонким слоем глины, чтобы его поверхность была ровной и снова сушат.

3 ребёнок.

Затем изделие протирают наждачной бумагой, пропитывают специальным составом для дерева и снова просушивают в специальной печи.

Слайд № 6

4 ребёнок.

Высохшее изделие олифят, просушивают и покрывают алюминиевым золотистым  порошком. Оно становится гладким, блестящим. В таком виде оно и поступает на роспись.

Слайд № 7

5 ребёнок.

Мастера берут жаростойкие краски и расписывают изделие. В красильных цехах работают в основном женщины. Художницы сидят за невысокими столами, на низеньких табуретах и наносят орнамент на поверхность. (показ)

6 ребёнок.

Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком и ставят в печь, там лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово – золотой цвет. Отсюда и повелось – «Золотая Хохлома».

– Посмотрите на изделия и назовите цвет фона используемый в этом народном промысле. (золотой, красный или чёрный)

– Если за основу взят золотой фон, какие цвета использует мастер для росписи? (красный, чёрный, зелёный)

– Если чёрный фон? (красный, золотой, зелёный)

– На красном фоне? (чёрный, жёлтый, зелёный)

  1. Подготовка к росписи, рекомендации к работе

– Ребята, хотите ли вы стать участниками выставки, почувствовать себя в роли хохломских мастеров и расписать посуду на мотив «хохломы»?

– Тогда я приглашаю вас пройти за столы.

– Прежде чем вы начнёте расписывать посуду, давайте вспомним элементы хохломской росписи и чем мы их рисуем.

Слайд № 8, 9, 10, 11

 

– Ребята, мы с вами вспомнили особенности Хохломского промысла, теперь вы можете приступить к работе. Выберите изделие, которое вы будете расписывать, и почувствуйте себя настоящими народными умельцами.

– Не ошибитесь в выборе цветовой гаммы.

– Помните, что работать нужно аккуратно.

 (Детям предлагаю на выбор: тарелки, ложки, сахарницы разного цвета фона)

3. Самостоятельная изобразительная деятельность детей

Под народную мелодию дети приступают к рисованию.

Оказываю детям необходимую помощь в индивидуальном порядке. Подвожу детей к окончанию работы, читаю стихотворение:

Роспись Хохломская словно колдовская,

В сказочную песню просится сама

И нигде на свете нет таких соцветий

Всех чудесней наша Хохлома.

 

 

Этот промысел наз. ХОХЛОМА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети с опорой на слайд подбирают прил-ые к промыслу.

 

 

 

Переч. пред-ые предметы

 

 

 

 

 

Выст. ребёнок с опер. заданием

 

 

 

 

 

Эти предметы изг. из берёзы, липы, осины.

 

 

 

 

 

 

 

Дети выступают с опер. заданием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют цвета фона

 

 

 

Называют цвета росписи

 

 

 

Соглашаются

 

С опорой на слайд называют элементы хох-ой росписи.

 

Выбирают шаблон для росписи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расписывают заготовки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлек

сивно-корригирующий

 

1. Выставка работ.

– Я очень рада, что у вас получилась такая замечательная посуда. Она ничем не отличаются от работ мастеров. Какие красивые кустики с ягодками! Молодцы!

Ваши работы как нам предлагают в телеграмме можно разместить на выставке, либо подарить гостям. Сейчас подошло время разместить свои работы, определитесь с выбором.

(Если кто – либо из детей дарит работы гостям, зачитываю стих-ие)

Слайд № 12

– Ой, вы гости дорогие!

У нас предметы расписные.

Писали их, старались,

Подарить вам собирались.

Примите их в подарки.

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!

 

2. Рефлексия, итог занятия.

– Посмотрите, какой я подготовила для вас разнос на мотив хохломской росписи.

– Моя работа выглядит завершённой?

– Помогите, пожалуйста, мне завершить начатую мной работу.

– И завершим мы его украшать элементом росписи клубника. Сейчас вы выберите ягоды, и мы наклеим их на разнос.

– Кто из вас доволен результатом своей работы, т. е. как вы расписали выбранный вами шаблон, возьмите красную спелую клубнику.

Кто считает, что у него не совсем удачно получилось, возьмите жёлтую ягодку.

Если же кто – либо из вас считает, что работа не удалась, возьмите зелёную ягоду.

(Закрепить позицию выбора, в ходе выбора спросить: «Почему выбрал этот цвет?»)

Слайд № 13

– После тяжелого труда мастера собирались около самовара пили чай с бубликами, пели песни, танцевали.

– И я как экскурсовод этой замечательной выставки, хозяюшка хохломской избы тоже приглашаю вас к столу (подвигаю ближе самовар). А самовар то «волшебный» внутри конфетки.

Слайд № 14

– Мы покинем выставку первыми, давайте попрощаемся со всеми посетителями выставки.

 

 

 

 

Располагают работы на выставку, или дарят гостям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают разнос

 

 

 

 

Оценивают свою творческую деятельность, наклеивают выбранную ягоду на разнос, угощаются конфетами, любуются выставкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята прощаются и выходят из класса.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *