Разработка урока по методике чтения в начальной школе “Основные этапы урока чтения”


Нестерова  Галина  Фёдоровна, 

преподаватель  русского  языка  и  литературы,

частных  методик 

Балхашского  гуманитарно-технического  колледжа  имени А. Мусина

Скачать материалы

Цели  и  задачи: Актуализация  знаний  учащихся;

закрепление  теоретических  знаний  и  формирование  практических  навыков  по  пройденному  разделу:

развитие  умений  применять  теоретические  знания  на  практике  и  адаптировать  к  конкретной  теме  и  условиям;

воспитывать поликультурную  личность , творчески  мыслящую  в  условиях личностно- ориентированного  взаимодействия  преподавателя  и  студентов.

Оборудование: Словесная  наглядность – цитата А. И. Куприна, стихотворение М. Алимбаева «Юрта»;  Зрительная – долгоговорка, мимические  схемы,  система  обучения  оптимальному  чтению В. Н. Зайцева, таблица «Основные  этапы  урока  чтения», учебник «литература», 4 класс,  макет  юрты;  Слуховая- аудиозапись  стихотворения М. Алимбаева «Юрта»,  выступление  учительницы  начальных  классов  сш № 4  Твердовой О. И.

План  занятия:

  1. Организационный момент;
  2. Целеполагание;

3.Подготовка  к  восприятию;

4.Работа  с  текстом:

А) Разночтение;

Б)Виды  чтения  из  практики  студентов;

В) Опыт  работы  Твердовой О. И.;

Г) Система  обучения  оптимальному  чтению В. Н. Зайцева;

  1. Анализ и обобщающая  беседа;
  2. Итог урока;

7.Домашнее  задание.

Тип  урока: повторительно- обобщающий;

Форма:  урок  свободных  мыслей.

 

 

 

Ход занятия:

  1. 1. Орг. момент.

Учащиеся  стоят. Преподаватель  проводит  психологический  настрой   на  хорошее  настроение. Гимнастика  для  глаз:  поднимите  глаза  вверх,  подержите  их  несколько  секунд,  а  затем  резко  опустите. На  лице  сразу  появляется  улыбка. Так,  утверждает  Джеральдина  Чейпи,  можно  улучшать  своё  настроение  время  от  времени  в  течение дня.

 

2.Целеполагание. Тема  нашего  занятия- основные  этапы  чтения. Косвенно  мы  мы  касались  этой  темы  на  всех  занятиях,  а  сегодня  нам  предстоит  синтезировать  знания  о  компонентах  урока  чтения  и  представить  себе  урок  чтения  в  целом,  Вы   будете  вспоминать    и  предлагать  свои  варианты  всех  этапов  урока  чтения,  узнаете  много  нового,  чтобы  затем  претворить  всё  в  свой  практический  опыт.

 

3.Подготовка  к  восприятию,

-Чтобы  наше  занятие  было  целенаправленным, я предлагаю  направить  все  свои  мысли  на  стихотворение М. Алимбаева «Юрта». Зная  тему  урока,  составьте  организационный  момент  по  теме.

Студенты  предлагают  варианты(  групповые,  парные,  индивидуальные).

-На  доске  появляется  фраза: «Невысказанное  слово  оборачивается  местью.»- А. И. Куприн. Прочитайте  эту  фразу  в  соответствии  с  мимическими  схемами:  радость,  удивление,  тревога,   мечтательность.  Эти  интонации  нам  понадобятся  для  чтения  стихотворения  М. Алимбаева.  Но  вы  должны  сейчас  подобрать  форму  подготовительной  работы  перед  знакомством  со  стихотворением.

Студенты  обмениваются  мнением.  Преподаватель  подводит  итог: Поскольку  класс  четвёртый,  то  дети  имеют  уже  достаточные  представления  по  теме  чтения,  я предпочла  бы  форму  беседы,  которая  позволила  бы  детям  высказаться  в  свободной  форме  по  теме  урока, но  эта  беседа  должна  носить  и  расширяющий  характер,  так  как  дети  неказахской  национальности  слабо  владеют  названиями  элементов  и  атрибутов  убранства  юрты.  Для  этого  у  нас  на  уроке  макет  юрты. Викторина  покажет,  насколько  вы  готовы   к такой  беседе.

1.На  что  похожа  юрта?

2.Что  такое  кереге?

3.Из  чего  складывается  купол  юрты?

4.Как  называется  круг  вверху  юрты?

5.Какого  размера  должны  быть  ромбы   у  шанырака?

  1. Примерный вес юрты?

7.Сыкырлауык- это  что?

  1. Декоративное украшение юрты.

9.Где  устанавливают  юрту?   И т. д.  См. материал  для  составления  викторины.

 

4.Работа  с  текстом:

А) Первичное  чтение;  Преподаватель  использует  приём  разночтения:  стихотворение  звучит  дважды,  каждый  раз  с  разной  интонацией,  а  потом  предлагает  учащимся проанализировать  использованный  приём  с  методической  точки  зрения, т. е.  Зачем  он  использован?  Какой  результат  можно  получить? Проведите  другие  виды  чтения.

Б)Студенты  предлагают  свои  варианты.

В)Итог  подводит  учитель  начальных  классов,  она  предлагает  свои  приёмы  чтения.

В своей  практической  работе (стаж  25 лет)   она «изобрела»  много  видов  чтения:

  1. Чтение с лучшим  обгонялкой  класса;

2.Дружное  чтение  парами;

3.Чтение  мальчиков;

4.Чтение  девочек;

5.Чтение  по  бегущей  строке;

6.Построчное  чтение;

7.Чтение- дикторы;

8.Чтение  с  жестами;

  1. Чтение только губами про себя;

10.Певческое  чтение. и  т.д.

Г)Преподаватель  предлагает  работу  с  раздаточным  материалом «Система  обучения  оптимальному  чтению»  В. Н. Зайцева.

Проверка   восприятия: перечислите  термины  и  понятия,  которые  вы  запомнили  при  знакомстве  с  материалом. Запишите  их  и выучите,  чтобы  использовать при  изложении  материала  на  следующем  уроке.

Обратите  внимание  на  абзац «Режим  щадящего  чтения».   Определите,  какие  качества  чтения  формируются  при  произнесении  долгоговорок?  Например:

Кто вечно  хнычет  и  скучает,

Тот  ничего  не  замечает.

Кто  ничего  не  замечает,

Тот  ничего  не  изучает.

Кто  ничего  не  изучает,

Тот  вечно  хнычет и  скучает. (Обучает  сознательному  чтению).

 

5.Анализ  и  обобщающая  беседа;

А какой  компонент  урока  чтения  способствует  развитию  сознательного  чтения? ( анализ).

Предлагаю  обдумать  фрагмент  анализа:  Задать  вопросы  по  выяснению  идеи  стихотворения  и  плавно  перейти  к  обобщающей  беседе.

 

6.Итог  урока.   Обобщив  всё  сделанное  на  уроке,  составить  схему: «Структура  урока  чтения».

Выставление  оценок.

 

  1. Домашнее задание: Спланировать словарную  работу  по  стихотворению «Юрта», выучить  материал «Система  обучения  оптимальному чтению»  и  подготовить  фрагменты  обучения  чтению:  1 ряд- жужжащее  чтение;  2 ряд – щадящее  чтение;  3 ряд – чтение  в  темпе  скороговорки.

 

 Предлагаю  материал  для  составления  викторины:

В конструктивных особенностях временного жилья прослеживается параллель с образной моделью мира. Основу строения составляет деревянный каркас и кошомный покров. Несущая часть включает дверную раму, решетчатые боковины, верхний обод и жерди, которые укладываются между рамой и ободом. Самая богатая юрта казахов называется ханской и состоит из десяти канатов (боковых решетчатых оснований).

В бытности наиболее распространена шестиканатная конструкция, которая удобна в транспортировке и достаточно вместительна. Она собирается из целого ряда элементов:

  1. кереге (раздвижное основание). Его размеры определятся количеством канатов;
  2. ууков. Это вогнутые составляющие конструкции, из которых складывается купол юрты;
  3. саганаков. Элемент каната, представляющий собой две скрещенные планки из дерева. Между собой они связаны сыромятными ремнями из верблюжьей кожи. Каждое звено отличается хорошей подвижностью, поэтому канаты юрты очень легко собирать или устанавливать. Размеры планок никогда не регламентировались, но общепринята их длина в диапазоне 1,2-1,5 метра;
  4. шанырак – круг вверху юрты. Он изготавливается из черной ивы или березы. Внутри кольца всегда есть кулдиреуш, который представляет собой несколько крестообразных перемычек. Они предотвращают пригибание войлока внутрь юрты.

Размер юрты в конечном итоге определяется линейными параметрами ромба решетки (кереге). Среди кочевых народов существует даже своеобразная система измерения этого элемента казахской национальной юрты:

  1. «тор коз кереге» – в ромбовидное отверстие помещается один мужской кулак;
  2. «жел коз кереге» – в ромбовидное отверстие помещается два кулака взрослого мужчины.

Причиной образование разных размеров сетки раздвижного основания является толщина планки. Для больших юрт они выбираются толстыми, а, следовательно, свободное пространство внутри ромба сужается. Сравнительно небольшие юрты складываются из решеток, которые изготовлены из тонких планок. Образуются более широкие ячейки. При этом расстояние между точками скрещивания планок в обоих видах юрт остается одинаковым.

Изготовление и сборка казахской юрты

Для изготовления ууков мастера выбирают ветки ивы, которую в народе называют тальник. Высушенные ветки этого дерева остаются очень прочными и в то же время очень легкими. Предварительно их очищают от коры и распаривают в едва тлеющем помете. Затем при помощи лекала придают заготовке изогнутую форму.
Все планки делаются по шаблону. Верхняя часть заготовки срезается под углом, а нижняя остается прямой. Для повышения упругости по всей длине планок делаются разрезы. Основание, изготовленное из березы, прочнее от ивового. В давние времена этот нюанс служил индикатором статуса владельца юрты. Позволить себе березу могли только зажиточные казахи.
Вес деревянной восьмиканатной юрты составляет примерно 150-200 килограмм. Ее каркас настолько прочен, что может быть поднятым в собранном виде без малейшего ущерба для конструкции. Не удивительно, что он легко выдерживает тяжесть толстого кошомного покрова, слоя снега и в дополнение сильные порывы ветра. При этом все элементы, включая сыкырлауык (входная дверь), собраны без единого гвоздя.
Примечательно, что устанавливают временное жилище только женщины. На это двум-трем представительницам слабого пола понадобится не больше часа. Издавна выработан порядок, согласно которому и сегодня собирается казахская юрта – описание последовательности работ:

  1. изначально устанавливаются звенья кереге. Они скрепляются тканевой тесьмой;
  2. между двух решеток располагается дверь. Она тоже привязывается тесьмой;
  3. специальным шестом подымается центральный обод. Он укрепляется тремя-четырьмя жердями (ууками). Потом устанавливаются остальные элементы купола;
  4. основание перетягивается широкой полосой ткани в том месте, где оно соединяется с планками купола. Баскур (так называется полоса) является незаменимым декоративным элементом. Ее ширина доходит до полуметра. Богатые юрты стягивались двумя или даже несколькими баскурами;
  5. каркас снаружи обставляют циновками, а затем привязывают кошмы. На половине высоты керег войлочное покрытие перетягивали волосяной веревкой. Она удерживает от ветра кошмы и веревки откидных частей юрты.

Очень часто для откидных кошм вяжутся не веревки, а узорчатые ленты. Они служат и украшением, и удерживающим элементом: в случае сильного ветра их можно привязать к забитым в землю колышкам.

Части кочевого жилища казахов

Устанавливалась казахская юрта только на открытом и солнечном месте. Дверь ориентирована строго на юг. Такое расположение позволяло кочевникам определять время дня по теням и планировать свои действия. Внутреннее расположение предметов интерьера и деление пространства тоже подчинялось строгим правилам.
Место под семейный очаг всегда отводилось посредине юрты. Так достигалась наилучшая тяга для костра и равномерно обогревалось все пространство внутри жилища. Под огонь делалось углубление в земле. Сверху устанавливалась тренога (для котла) или мосы (для чайника). Земляной пол застилался войлоком или домоткаными коврами.

Напротив входа – на самом лучшем месте – устраивалась горка, где складывалось основное имущество семьи. Строение представляет собой специальную деревянную подставку, на которой размещались сундуки, тюки и футляры с домашним имуществом. Поверх всего в связке укладывались одеяла и подушки. Покрывалась горка войлочным ковром с орнаментом или вышитым покрывалом.
Перед горкой находится самое почетное место в юрте. Оно называется тор и предназначается для хозяина жилища или почетных гостей. Кроме традиционного войлока оно устилалось вышитыми подстилками, сделанными из шерсти или меха подушками или вышитыми коврами. Возле входа в юрту укладывались разные подручные хозяйственные предметы.
По правую сторону от двери находилась женская половина. Здесь размещались запасы продуктов питания, кухонная утварь, принадлежности для вышивки и вязания. В отдельном уголочке стоял шкафчик с ценными пищевыми продуктами – чаем, сахаром и сладостями. Иногда эта часть юрты отделялась ширмой. Слева от двери все свидетельствовало о мужском доминировании. Здесь складывались седла, оружие, конская сбруя и прочее. В зимние холода именно в этой части укладывали новорожденного ягненка или заболевшее животное.
По обе стороны от входа располагаются постели обитателей юрты. Правая часть отведена для старших, а левая – для младших членов семьи. Постель была скатной и убиралась на ночь. Последнее время все чаще встречаются деревянные кровати, изготовленные ремесленниками Казахстана. Они завешиваются красной тканью, а в изголовье украшаются орнаментированным войлоком или ковром.
Казахская национальная юрта относится не столько к элементам материального достатка, сколько к духовным символам. Она вобрала в себя культурные традиции народа и религиозно-мифологическую информацию о развитии мира. С юртой связана вся жизнь кочевых народов Казахстана. Она отражает мировосприятие своих владельцев.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *