Урок-флипчарт «Безличные глаголы»


Кириченко Елена Васильевна

учитель русского языка и литературы

ГУ «Средняя общеобразовательная школа – лицей  №20 г.Актобе

Цель:познакомить учащихся с понятием «безличный глагол»,с лексическими группами безличных глаголов.

Задачи: совершенствовать умение находить грамматическую основу предложения, обучать конструированию предложений с безличными глаголами; развивать умение оценивать результаты выполненных действий, обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы; воспитывать культуру ответа;развивать творческое воображение учащихся.

  1. Орг. момент.
  2. Стадия вызова.О правилах работы в группах.

Учащиеся вспоминают правила поведения в группе.

  • Целеполагание.

Сегодня на уроке предстоит познакомиться с группой интересных глаголов.Представьте,что они потеряли свое имя,а мы должны его найти.На доске записано число, но нет темы урока.Как вы думаете почему?(Должны сами сформулировать ее в ходе работы)

Вернув глаголам потерянное имя, мы выясним и тему нашего урока.

  1. IY. Открытие новых знаний.

1.Давайте представим себе картины зимнего леса.

1.Морозит.2.Выходим из дома.3.Нам легко дышится.4.Мы не спеша прогуливаемся по зимнему лесу.5.Пахнет хвоей.6.Стоит тишина.7.Вдруг тишину нарушил снег, упавший с ветки ели.8.И снова стихло.9.Хорошо прогуливаться по зимнему лесу.

Задание: подумайте и обсудите в группе на какие 2 группы следует распределить эти предложения. Обоснуйте свое мнение.

1 группа предложений с двумя главными членами предложения;

2 группа-с одним главным членом.

Мы не спеша прогуливаемся по зимнему лесу. Стоит тишина. Вдруг тишину нарушил снег, упавший с ветки ели.

Морозит. Выходим из дома. Нам легко дышится. Пахнет хвоей.И снова стихло. Хорошо прогуливаться по зимнему лесу.

2.Работа с группой предложений с одним главным членом.

-Что общего, кроме того,что это односоставные предложения?

-А что можно сказать о подлежащем? Требуется ли оно в таких предложениях? (Его нет и не нужно)

-Есть ли действующее лицо?(Нет)

-Какие это глаголы? (Без лица)Значит имя у них …(безличные глаголы)

3.Запись темы в тетрадях.

4.Каждая группа должна сформулировать правило(определение) о безличных предложениях.

Выступает с определением.

5.Сверка теоретического материала (по учебнику) с выводами, сделанными учащимися.

Одаренный ученик выполняет упр.882 и оценивает выступления каждой группы.

Вывод: У безличных глаголов нет лица как категории.

Безличный- в грамматике: не допускающий употребления подлежащего.

  1. V. Закрепление.

1.Безличные предложения спрятались в предложениях.

Какая группа самая зоркая?

В воздухе пахло свежескошенной травой.

Подморозило и воздух стал свежим.

Веет с поля ночная прохлада.

В одну минуту дорогу занесло.

-Выделите основу предложения. Найдите предложение, в котором нужно поставить запятую. Обоснуйте ответ.

-Определите, в каких формах глагола употребляются безличные глаголы.

(Пахло-прош. вр.,3 л.,ед.ч.,ср.р. Подморозило-прош. вр., 3 л.,ед.ч.,ср. р.

Веет-наст. вр.,3 л.,ед.ч)

2.Найдите глаголы, которые обозначают явления природы; состояние человека.

Работа в паре.

Рассветало.На востоке уже заалело.От реки повеяло прохладой. Мне не спалось.

3.Преодоление барьера. Ученик выполняет упр.883.(Лексическая минутка)

4.Игра «Фокусник»

Превратите личные глаголы в безличные.

Личные глаголы.                                                                     Безличные глаголы.

Ветер дует в окно.

Гроза зажгла дерево.

Дождь льет как из ведра.

Липы сладко пахнут.

Ветер сломал осину.

 

Ветер дует в окно.                                                         В окно сильно дует.

Гроза зажгла дерево.                                                    Грозой зажгло дерево.

Дождь льет как из ведра.                                            На улице льет как из ведра.

Липы сладко пахнуть                                                    Весной сладко пахнет липами.

Ветер сломал осину.                                                      Ветром сломало осину.

  1. VI. Рефлексия. Составить Синквейн. (индивидуально, поделиться информацией в группе, выбрать лучший синквейн в группе. Авторский стул. Зачитывает представитель группы. Выбирается лучший синквейн среди всех групп)

Д/з выучить параграф 72, упр.888.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *