Открытый урок по швейному делу в 9 классе «Оборка»
Мусайбекова Ботагоз Салыкбаевна
Должность – учитель трудового обучения
КГУ « Областная специальная коррекционная школа – интернат №3 для детей с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями, г. Степногорска»
Цель: закрепить знания и совершенствовать умения и навыки обучающихсяпо разделу
« отделки изделий».
Задачи:
- Образовательные:
проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Обработка срезов детали разными видами»; совершенствовать умения и навыки учащихся по выполнению ручных и машинных работ; совершенствовать планирующие действия учащихся в процессе подготовки и выполнения практической работы.
- Коррекционно – развивающие:
корригировать мышление учащихся через включение в урок упражнений и заданий на сравнение, обобщение;
развивать внимание, память, умение выполнять самоанализ своей деятельности.
3 Воспитательные:
воспитывать интерес к учебе, к предмету;
воспитывать умение работать, чувство взаимопомощи;
воспитывать самостоятельность;
прививать навыки культуры труда и аккуратность.
Тип урока: комбинированный
Формы обучения: фронтальные, индивидуальный
Методы обучения: информационно-сообщающий, практический.
Оборудование: образцы различных деталей изделий, индивидуальные карточки, инструкционно-технологическая карта по выполнению оборок.
косой обтачкой, и т.д деталь для выполнения оборки швейные машины, утюг, иглы, нитки.
Этапы урока: 1.
Организационный момент (положительный настрой на урок)
- Актуализация знаний учащихся (опрос учащихся, выполнение задания)
- Объяснение новой темы сообщение материала урока
- Закрепление (повторение правил Т.Б. при работе с иглой, ножницами, утюгом и швейной машиной в виде игры «Да-Нет»)
- Практическая работа (изготовление оборки машинным способом, ручным способом и обработка оборки окантовочным швом)
- Подведение итогов урока (проверка качества и самоанализ выполненных работ, выставление отметок).
- Организационный момент Приветствие, проверка готовности к уроку учащихся.
Настрой на урок:
Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперед, за новыми знаниями!
– Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с видами отделки и выполним образец оборки, но для начала, давайте повторим изученный ранее материал.
- Актуализация знаний учащихся.
– Какие виды отделки можно применить при изготовлении швейных изделий
– (Для отделки швейных изделий можно применить отделочные материалы – ленты, кружево, тесьму, пуговицы, пряжки и дополнительные детали-карманы, воротники, клапаны, рюши, воланы, оборки). (Рассказывают девочки.)
-Предлагаю выполнить задание: распределите картинки видов отделки швейных изделий по колонкам: отделочные материалы и дополнительные детали.
Отделочные материалы и Дополнительные детали
– Для чего служит отделка?
(Отделка швейных изделий служит для украшения одежды, она придает изделиям привлекательный и нарядный вид)девочки отвечают
-Предметы одежды часто украшают строчками.
Как они называются? (Они называются отделочные строчки).
-Какой шов может служить для отделки изделий?
(Для отделки изделий может служить окантовочный шов).
– Для чего применяют окантовочный шов?
(Окантовочный шов применяется для отделки срезов детали и предохранения их от осыпания, например низа изделия).
Физ. Минутка
Все умеем мы считать
Руки за спину положим,
голову поднимем выше
и легко-легко подышим
Раз, два выше голова,
Три-четыре руки шире
пять – присели,
шесть – привстали,
семь – лень отбросим,
восемь – тихо сядем
и приступим к работе
III. Сообщение нового материала урока – Сегодня мы продолжим знакомство с видами отделки швейных изделий. Записывают тему урока и словарные слова.
2.Доклад об оборках зачитывают учащиеся.
Что такое оборки?
Оборками отделывают женские и детские платья, ночные сорочки, юбки, блузки, фартуки. Оборка – это полоска ткани, один срез которой собран на сборку и соединён с изделием.
Оборки раскраивают из основной или отделочной ткани по косому или поперечному направлению нитей.
Ширина ткани для оборки зависит от фасона изделия, она может быть от 15 до 30 см. С целью экономии ткани оборку можно составить из нескольких частей.
4 План работы
Составляется в групповой беседе.
- Раскроить сборку для оборки из ткани по косому или поперечному направлению нитей.
- Проложить две параллельные машинные строчки для сборок по срезу притачивания на расстоянии 1 см от среза ткани (1-я строчка); 0,5 см от среза ткани (2-я строчка).
- Собрать срез притачивания на сборку за нижние нитки машинной строчки, распределяя равномерно.
Задание разным группам учащихся даётся дифференцированно.
Учащиеся первого уровня обученности выполняют работу самостоятельно с опорой на инструкционную карту.
Учащиеся второго уровня обученности выполняют работу
с опорой на инструкционную карту, с небольшой помощью
учителя, уточнения, пояснения.
Учащиеся третьего уровня обученности работают по сниженной
программе, то есть они выполняют по картинкам, т.е наглядно учитель оказывает индивидуальнуюпомощь и постоянный контроль за работой.
5Повторим правила безопасной работы.
Труд – дело очень важное,
Порой небезопасное.
Правила должны вы знать,
Их нужно точно выполнять.
Повторение правил техники безопасной работы с иглой, ножницами, утюгом и
швейной машиной, в виде игры «Да-Нет»).
Задаю вопрос с ответом да или нет, а учащиеся поднимают карточку с нужным
цветом (красная – да, зеленая – нет).
-Хранить ножницы в определенном месте
-Передавать лезвиями вперед
-Можно держать ножницы открытыми
-Хранить иглы в подушечке
-Откусывать нитку зубами
-Не наклоняться близко к движущимся частям швейной машины
-Следить за положением рук
-Не выключать швейную машину при выходе с урока
-Включать и выключать утюг сухими руками
-Стоять на резиновом коврике
- Практическая работа
- На глазомер упражнение располагаю в разных местах кабинета.
- Посмотрите в окно, на доску,
Посмотрите на дверь.
А сейчас закройте глаза откройте, закройте, откройте.
Где допущена ошибка в плане работы.
Проставь последовательность по порядку: в карточках 1 и 2 уровень.
- и 4 уровню в картинках последовательность поставить.
- А сейчас настал ответственный момент урока, вы должны выполнить работу дружно, качественно. А для этого нам необходимо подготовить наши ручки для работы.
- Желаю всем успехов в работе, и я думаю, что мы все справимся.
- Во время практической работы звучит музыка «Живая природа», учитель контролирует и помогает девочкам.
Переходим к выполнению практической работы. В этой работе вам поможет образец и инструкционно – технологическая карта.
- -Не забывайте о правилах безопасной работы.
- -Следите за качеством выполняемой работы.
- -Напоминаю о типичных ошибках. Провожу индивидуальную работу с учащимися. Текущий инструктаж в процессе выполнения практической деятельности.
- Учащиеся выполняют под музыку практическую работу.
- Подведение итогов урока
1 -Какой шов вы выполняли сегодня на уроке? Стачной, настрочить, притачать.
2 – Какие ручные работы вы выполняли при обработке оборки? Приметывали, выметывали, наметать, сметывать.
3.Какие виды отделки можно применить при изготовлении швейных
изделий?
3Какой шов может служить для отделки изделия?
4 А теперь в словарных слова и найти лишнее.
5 Даны 5 словарных слов. Четыре из них объединены общим
признаком, пятое – лишнее.
Ручные сборки, машинные сборки, долевой, поперечный срез, шпулька.
6 Где допущена ошибка в плане работы.( раздаются планы работы в карточках)
Проставь последовательность по порядку: в карточках 1 и 2 уровень.
3и 4 уровню в картинках последовательность поставить.
Подвести итоги урока. Выставить оценки в журнал. Дом зад.