Открытое занятие познавательного цикла «В двери к нам весна стучится»
Садовникова Ирина Валерьевна
воспитатель
КГУ «Лисаковская коррекционная школа-интернат»
Скачать материалы
Цель: Формирование временных представлений: время года «Весна».
Задачи:
Образовательные: расширять представление детей о ранней весне; уточнить знания детей о весенних праздниках; закрепить умение различать и называть первоцветы, зимующих и перелетных птиц; пополнять опыт нахождения в природе красоты.
Коррекционно-развивающие: развивать связную речь детей, внимание, находчивость; закрепить знания детей о временах года, их характерные признаки.
Развивать творческую фантазию, образное мышление.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, наблюдательность, доброжелательное взаимоотношение между детьми, умение работать в коллективе.
Материал и оборудование: настольная лампа, музыка весны, лук, стакан, вода,
Предварительная работа:
Разучивание стихов о весне.
Рассматривание картин различных художников о зиме и весне.
Наблюдения и беседы в природе.
Словарная работа:ПРОТАЛИНЫ
Ход занятия:Организационный момент.
Воспитатель предлагает детям сесть на коврик (по кругу), закрыть глаза и послушать музыку весны. (весенняя капель, чириканье птиц …) Затем воспитатель просит детей открыть глаза.
Воспитатель: – Что вы представляли себе, когда слушали эту музыку? Ответы детей.
Правильно, ребята, это музыка весны.
А после, какого времени года наступает весна? (после зимы).
Воспитатель просит детей подойти к столу, на котором стоит лампа, включает лампу и предлагает детям подставить свои ладошки под лампу.
– Что вы чувствуете? (тепло)
– А что в природе нас согревает? (солнце)
Вот и к нам заглянуло солнце, как вы думаете, оно похоже на весеннее солнышко? (нет) А почему? (потому что у него не лучей)
Чтобы у нашего солнышка появились лучи, я предлагаю вам назвать признаки весны.
Признаки весны (дети называют признаки и вешают к солнцу лучи)
– Весной солнце не только светит, но и греет.
– Весной появляются проталинки.
– Весной с крыш домов свисают сосульки.
– Весной на деревьях набухают почки, из которых позже появляются листочки.
– Весной появляются первые цветы (первоцветы).
– Весной просыпается медведь после зимней спячки.
– Весной с юга прилетают птицы.
Вот и засияло наше солнышко. Теперь можно сказать, что это весеннее солнышко?Весеннее солнце очень яркое, невозможно посмотреть на солнце не зажмурив глаза, так сильно оно светит.
Если снег повсюду тает,
Превращается в ручей,
Травка робко вылезает,
День становится длинней,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла… (Весна.)
Авторская сказка «Первые вестники Весны».
Прошел последний день зимы – февраль. Пришла пора юной красавице Весне принять царствование на земле. Надела она свое самое красивое платье цвета свежей зелени: на груди сверкают бриллианты утренней росы, а подол платья усыпан первыми весенними цветами: подснежниками, фиалками, ландышами, цикламенами, первоцветами, незабудками, вплела в свои длинные косы золотистые солнечные лучики и отправилась в дорогу. Рядом с ней перелетные птицы летят: ласточки, стрижи, скворцы, лебеди, зяблики, жаворонки, всем поскорее хочется вернуться в родные края. Поманила весна к себе жаворонка, подлетела птичка, села к ней на плечо. «Милый жаворонок, ты летаешь высоко-высоко, поешь звонко, тебя услышат все. Торопись, предупреди все живое на земле о том, что идет Весна.
Игра «Весенние месяцы»
– Ребята, я предлагаю вам вспомнить весенние месяцы. Вот здесь на столе лежат даты с месяцами, вам надо выбрать только весенние и повесить их на доске в правильной последовательности.
Например: 14 января, 21 марта, 3 сентября, 25 февраля, 8 мая,
10 июня, 15 апреля, 1 октября, 27 марта, 11 февраля, 25 мая, 28 декабря, 2 апреля, 13 августа, 4 июля
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: – 21 марта наступает весеннее равноденствие. Светлого дня становится больше. От того что солнце даёт больше тепла и света, начинает таять снег и появляются первые ПРОТАЛИНЫ. Кто знает, что такое проталины? (Ответы детей)
ПРОТАЛИНЫ – это место, где растаял снег, и открылась земля.
Весной в природе происходят чудеса, когда ещё вокруг лежит снег, но солнышко так хорошо всё согревает, в полях на проталинах из-под снега, появляются первые цветы.
Увидал кусочек неба
Самый первый, самый нежный,
Чистый маленький ….(подснежник).
– 19 апреля – Всемирный день подснежника.
– Подснежниками можно только любоваться, но рвать их ни в коем случае нельзя, они занесены в Красную книгу.
Цветок на лугу я сорвал на бегу,
Сорвал, а зачем – объяснить не могу.
В стакане он день простоял и завял,
А сколько бы он на лугу простоял?!
– Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения?
Создание проблемной ситуации.
Перед вами названия разных цветов. Нам нужно собрать букет из ранних весенних цветов, то есть в корзинку мы должны поместить только те цветы, которые зацветают весной первыми.
Весна – время тающего снега, говорливой воды, птичьих запевов, время новых перелетных птиц.
– Какойпраздникотмечают 1 апреля?(Международныйденьптиц).
-Ребята, скажите, какие птицы прилетают к нам весной?
-А какие прилетают первым?
(грачи, скворцы, жаворонки)
– Как вы их встречаете?
Пословицы и поговорки:
Кукушки стали куковать – морозам больше не бывать.
Грач с земли хворостинку поднимает – солнечное лето обещает.
Увидел скворца – весна у крыльца.
Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне – к холодному лету.
Низко ласточки летают – о дожде предупреждают, а летают высоко – значит, дождик далеко.
Загадки
Угадайте, что за птичка —
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
(Ласточка)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? …
(Соловей)
На шесте – веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер. На крыльце поет отец –
Он и летчик, и певец.
(Скворец)
Верный страж и друг полей,
Первый вестник тёплых дней.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
(Грач)
Игра «Птицы».
Воспитатель: – Давайте с вами поиграем. Разделимся на две команды. Посмотрите, у нас по всей группе лежат рисунки с изображением птиц. Вы должны узнать этих птиц, какие они, перелетные или зимующие. Затем, пока звучит музыка, вы летаете по всей группе, а потом должны залететь в свои гнезда «обручи», перелетные в зеленые, а зимующие в красные.
– А вы знаете, какая первая забота у птиц весной? (Поправить старые гнёзда и построить новые.)
Итог занятия:
– Зимой вся природа была окрашена белым цветом. А пришла весна и перекрасила природу в свои цвета. А какие цвета внесла весна в природу? (голубой, зеленый, желтый).
– Давайте вспомним, какие праздники отмечают весной?
Вы все хорошо отвечали на вопросы, были активными, а сейчас я предлагаю вам составить рассказ о пробуждении природы весной по плану.
1.Весна приходит к нам сразу после ________.
- Весенние месяцы – это_______________.
- Весну можно узнать по таким признакам_______,
- Какие раннецветущие растения появляются весной?
- Какая особенность раннецветущих растений?
- Охрана раннецветущих растений.
- Какие птицы прилетают к нам весной?
- Какое главное условие должно быть, чтобы птицы вернулись?
- Какую пользу приносят птицы?
- Забота о птицах весной.