Открытое занятие познавательного цикла «В двери к нам весна стучится»


Садовникова Ирина Валерьевна

воспитатель

КГУ «Лисаковская коррекционная школа-интернат»

Скачать материалы

Цель: Формирование временных представлений: время года «Весна».

Задачи:

Образовательные: расширять представление детей о ранней весне; уточнить знания детей о весенних праздниках; закрепить умение различать и называть первоцветы, зимующих и перелетных птиц; пополнять опыт нахождения в природе красоты.

Коррекционно-развивающие: развивать связную речь детей, внимание, находчивость; закрепить знания детей о временах года, их характерные признаки.

Развивать творческую фантазию, образное мышление.

Воспитательные:  воспитывать любовь к природе, наблюдательность, доброжелательное взаимоотношение между детьми, умение работать в коллективе.

 

Материал и оборудование: настольная лампа, музыка весны, лук, стакан, вода,

Предварительная работа:

Разучивание стихов о весне.

Рассматривание картин различных художников о зиме и весне.

Наблюдения и беседы в природе.

 

Словарная работа:ПРОТАЛИНЫ

 

Ход занятия:Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям сесть на коврик (по кругу), закрыть глаза и послушать музыку весны. (весенняя капель, чириканье птиц …) Затем воспитатель просит детей открыть глаза.

Воспитатель: – Что вы представляли себе, когда слушали эту музыку? Ответы детей.

Правильно, ребята, это музыка весны.

А после, какого времени года наступает весна? (после зимы).

Воспитатель просит детей подойти к столу, на котором стоит лампа, включает лампу и предлагает детям подставить свои ладошки под лампу.

– Что вы чувствуете? (тепло)

– А что в природе нас согревает? (солнце)

Вот и к нам заглянуло солнце, как вы думаете, оно похоже на весеннее солнышко? (нет) А почему? (потому что у него не лучей)

Чтобы у нашего солнышка появились лучи, я предлагаю вам назвать признаки весны.

 

Признаки весны (дети называют признаки и вешают к солнцу лучи)

– Весной солнце не только светит, но и греет.

– Весной появляются проталинки.

– Весной с крыш домов свисают сосульки.

– Весной на деревьях набухают почки, из которых позже появляются листочки.

– Весной появляются первые цветы (первоцветы).

– Весной просыпается медведь после зимней спячки.

– Весной с юга прилетают птицы.

Вот и засияло наше солнышко. Теперь можно сказать, что это весеннее солнышко?Весеннее солнце очень яркое, невозможно посмотреть на солнце не зажмурив глаза, так сильно оно светит.

 

Если снег повсюду тает,

Превращается в ручей,

Травка робко вылезает,

День становится длинней,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла… (Весна.)

 

Авторская сказка «Первые вестники Весны».

Прошел последний день зимы – февраль. Пришла пора юной красавице Весне принять царствование на земле. Надела она свое самое красивое платье цвета свежей зелени: на груди сверкают бриллианты утренней росы, а подол платья усыпан первыми весенними цветами: подснежниками, фиалками, ландышами, цикламенами, первоцветами, незабудками, вплела в свои длинные косы золотистые солнечные лучики и отправилась в дорогу. Рядом с ней перелетные птицы летят: ласточки, стрижи, скворцы, лебеди, зяблики, жаворонки, всем поскорее хочется вернуться в родные края. Поманила весна к себе жаворонка, подлетела птичка, села к ней на плечо. «Милый жаворонок, ты летаешь высоко-высоко, поешь звонко, тебя услышат все. Торопись, предупреди все живое на земле о том, что идет Весна.

 

Игра «Весенние месяцы»

– Ребята, я предлагаю вам вспомнить весенние месяцы. Вот здесь на столе лежат даты с месяцами, вам надо выбрать только весенние и повесить их на доске в правильной последовательности.

Например: 14 января, 21 марта, 3 сентября, 25 февраля, 8 мая,

10 июня, 15 апреля, 1 октября, 27 марта, 11 февраля, 25 мая, 28 декабря, 2 апреля, 13 августа, 4 июля

 

Дети садятся на свои места.

Воспитатель: – 21 марта наступает весеннее равноденствие. Светлого дня становится больше. От того что солнце даёт больше тепла и света, начинает таять снег и появляются первые ПРОТАЛИНЫ. Кто знает, что такое проталины?  (Ответы детей)

ПРОТАЛИНЫ – это место, где растаял снег, и открылась земля.

Весной в природе происходят чудеса, когда ещё вокруг лежит снег, но солнышко так хорошо всё согревает, в полях на проталинах из-под снега, появляются первые цветы.

 

Увидал кусочек неба

Самый первый, самый нежный,

Чистый маленький ….(подснежник).

 

– 19 апреля – Всемирный день подснежника.

– Подснежниками можно только любоваться, но  рвать их ни в коем случае нельзя, они занесены в Красную книгу.

Цветок на лугу я сорвал на бегу,

Сорвал, а зачем – объяснить не могу.

В стакане он день простоял и завял,

А сколько бы он на лугу простоял?!

 

– Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения?

 

Создание проблемной ситуации.

Перед вами названия разных цветов. Нам нужно собрать букет из ранних весенних цветов, то есть в корзинку мы должны поместить только те цветы, которые зацветают весной первыми.

 

Весна – время тающего снега, говорливой воды, птичьих запевов, время новых перелетных птиц.

– Какойпраздникотмечают 1 апреля?(Международныйденьптиц).

-Ребята, скажите, какие птицы прилетают к нам весной?

-А какие прилетают первым?

(грачи, скворцы, жаворонки)

– Как вы их встречаете?

 

Пословицы и поговорки:

Кукушки стали куковать – морозам больше не бывать.

Грач с земли хворостинку поднимает – солнечное лето обещает.

Увидел скворца – весна у крыльца.

Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне – к холодному лету.

Низко ласточки летают – о дожде предупреждают, а летают высоко – значит, дождик далеко.

Загадки

Угадайте, что за птичка —

Темненькая невеличка.

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

(Ласточка)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? …

(Соловей)

На шесте – веселый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер. На крыльце поет отец –

Он и летчик, и певец.

(Скворец)

Верный страж и друг полей,

Первый вестник тёплых дней.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

(Грач)

 

Игра «Птицы».

Воспитатель: – Давайте с вами поиграем. Разделимся на две команды. Посмотрите, у нас по всей группе лежат рисунки с изображением птиц. Вы должны узнать этих птиц, какие они, перелетные или зимующие. Затем, пока звучит музыка, вы летаете по всей группе, а потом должны залететь в свои гнезда «обручи», перелетные в зеленые, а зимующие в красные.

– А вы знаете, какая первая забота у птиц весной? (Поправить старые гнёзда и построить новые.)

 

Итог занятия:

– Зимой вся природа была окрашена белым цветом. А пришла весна и перекрасила природу в свои цвета. А какие цвета внесла весна в природу? (голубой, зеленый, желтый).

– Давайте вспомним, какие праздники отмечают весной?

Вы все хорошо отвечали на вопросы, были активными, а сейчас я предлагаю вам  составить рассказ о пробуждении природы весной по плану.

 

1.Весна приходит к нам сразу после ________.

  1. Весенние месяцы – это_______________.
  2. Весну можно узнать по таким признакам_______,
  3. Какие раннецветущие растения появляются весной?
  4. Какая особенность раннецветущих растений?
  5. Охрана раннецветущих растений.
  6. Какие птицы прилетают к нам весной?
  7. Какое главное условие должно быть, чтобы птицы вернулись?
  8. Какую пользу приносят птицы?
  9. Забота о птицах весной.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *