Мастер-класс. Педагогический совет-практикум «Интеграция воспитательных усилий школы, семьи и общества».
Оразалина Зауреш Забихуллиновна
Заместитель директора по воспитательной работе,
Методист мини-центра «Балапан»
Акмолинская область ОО г.Степногорска
ГУ «Средняя школа села Карабулак»
Педагогический совет на эту тему актуален, поскольку только согласованная направленность действий всех взрослых, взявших на себя ответственность по воспитанию детей, может обеспечить положительный результат этого процесса. Диалог родителей и педагогов, построенный на принципах взаимного уважения и признания равного права на участие в школьных делах, возможен, если в направлении его выстраивания делать систематические шаги. К таким шагам можно отнести и проведение педагогического совета на заявленную тему.
Программа работы на педагогическом совете-практикуме
- Актуальность темы педсовета «Интеграция воспитательных усилий школы, семьи и общества», директор школы Таурбаева М.Б.
- «Интеграция – сотрудничество – взаимодействие – объединение», заместитель директора по воспитательной работе Оразалина З.З.
3.Работа диалоговой площадки – координатор МО классных руководителей Жахина Г.Б.
- «Взаимодействие семьи и школы в социально–образовательной среде» (социально-психологическая служба школы)
- Выступления творческих групп
4.Рефлексия
- Обсуждение и принятие решения педагогического совета.
Цель: способствовать формированию у педагогов потребности тесного взаимодействия с семьями учащихся и вовлечения родителей в жизнедеятельность классных сообществ и школы.
Задачи:
1) проанализировать состояние связей школы с семьей и общественностью на данном этапе;
2) определить возможности и условия дальнейшей интеграции воспитательных усилий семьи и школы;
3) выявить пути, формы и способы взаимосотрудничества школы, семьи и социума.
Участники: администрация, педагоги, члены Совета школы, председатели классных родительских комитетов школы.
Форма проведения: педагогический практикум в форме диалоговой площадки.
Оформление педсовета:
1.Презентация «Интеграция воспитательных усилий школы, семьи и общества».
2.Подготовка материалов для экспертной и творческой групп.
Подготовительный этап:
- Создание инициативной группы для разработки замысла
педагогического совета и координации деятельности по его подготовке.
- Изучение научно-методической литературы по проблеме
взаимодействия образовательного учреждения и окружающего социума.
- Формирование творческих групп педагогов (учитывался
педагогический стаж и опыт работы классным руководителем), подготовка членами педсовета «домашних заготовок» (сценарных разработок, картотеки форм и приемов индивидуальной работы с семьей и т. п.).
- Анкетирование родителей. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 2)
Ход педсовета
1.Вступительное слово «Интеграция воспитательных усилий школы, семьи и общества», директор школы Таурбаева М.Б.
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Социальный мир семьи – сильнейший фактор формирования личности ребенка.
Маруа Балгажановна акцентировала внимание присутствующих на основных составляющих взаимодействия семьи и школы, указала на важность работы с родителями и подчеркнула актуальность темы педсовета.
- «Интеграция – сотрудничество – взаимодействие – объединение»– заместитель директора по воспитательной работе Оразалина З.З. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
Практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.
ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
Первой составляющей является информирование родителей о новых подходах, формах и способах воспитания ребенка в семье и школе, об основных правилах и условиях педагогического обеспечения интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития детей.
В качестве второй составляющей выступает педагогическое корректирование складывающихся отношений. Необходима профессиональная компетентность учителя, чтобы умело и корректно устранять изъяны в сфере общения и межличностных отношений.
Третья составляющая: Практическое взаимодействие: планирование и проведение общешкольных и классных дел, в которых являются участниками не только учащиеся и педагоги, но и родители, бабушки и дедушки, старшие и младшие братья и сестры учеников. Использование разнообразных в воспитательной практике форм и способов организации совместной деятельности детей и взрослых.
- Работа диалоговой площадки.
Задача: Каждой творческой группе предлагается внимательно прочитать, коллективно обсудить и представить в творческом варианте совместное решение педагогической задачи. Педагогические задачи включают в себя следующие проблемные ситуации, достаточно типичные и имеющие «выход» на проблему взаимодействия школы и семьи.
Спикеры каждой группы после общего обсуждения проблемы сообщают о результатах работы.
Обсуждение: 3 минуты, выступление спикера – 1 минута
Вопросы для обсуждения в малых группах:
1) Ребенок пришел в первый класс.
– Как организовать деловое сотрудничество с его родителями?
– Как включиться в жизнь его семьи?
2) Родительское собрание.
– Как провести собрание, после которого родилось бы общее понимание роли школы в жизни ребенка?
-Как сделать собрание эффективной формой взаимодействия с коллективом родительского класса?
3) «Трудные» родители.
– Как работать с семьями, оказавшимися в сложной социальной обстановке?
– Как наладить сотрудничество и взаимодействие с такими семьями?
4) Совет школы.
– Каким должен быть совет школы?
-Как приобщить родителей к активному участию в делах школы?
5) Выпускной класс.
– Как организовать взаимодействия классного руководителя с семьей будущего выпускника?
-Как помочь родителям выпускника включиться в процесс социализации личности их ребенка.
Выступление экспертов. (Арипова Е.А., Карагулова А.К., Капезов А.О.)
Эксперты проанализировали и оценили суждения родителей и педагогов. Особое внимание уделили тому, насколько участники педагогического совета смогли найти решение педагогической задачи в контексте обсуждаемой проблемы интеграции воспитательных усилий семьи и школы.
- Взаимодействие семьи и школы в социально–образовательной среде
психолог – Соц.педагог-
Смайлова Гульнар Жумабаевна Титова Татьяна Николаевна
Татьяна Николаевна рассказала учителям о классификации стилей семейного воспитания. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. И таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Также она поделилась опытом работы с проблемными семьями и детьми и предложила образец картотеки форм и приемов индивидуальной работы классного руководителя с семьей.
Примерная картотека форм и приемов индивидуальной работы классного руководителя с семьей
1) Составление социологической карты семьи.
2) Индивидуальные и тематические консультации.
3) Посещение семей на дому (приходить не с нотациями и претензиями, а за помощью и советом).
4) Индивидуальная и коллективная психологическая диагностика.
5) Приглашение родителей на классные мероприятия.
6) Привлечение родителей к участию в жизни класса по их творческим и профессиональным интересам.
7) Родительский дневник.
Выступления творческих групп
«Интересные идеи в копилку классного руководителя»
«Как привлечь интерес к родительским собраниям?»
( из опыта работы классного руководителя 8 «А»класса
Зиядановой Любовь Саменкановны)
- Обращайтесь к родителям по имени и отчеству.
- Чаще благодарите родителей за оказанную помощь.
- Готовьтесь к каждому собранию как к уроку: продумывайте тему, цели, и форму собрания.
- Используйте нетрадиционные формы родительских собраний:
– родительские чтения; собрания-диспуты;
– деловая игра; совместное собрание с детьми;
– посещение музея, выставки и совместное обсуждение.
- Продумайте тематические стихотворения, музыку в сценарии собрания.
- Используйте цитаты, эпиграфы, привлекающие внимание к теме собрания.
- Озвучьте цифровые факты для привлечения внимания к проблеме собрания.
- Дайте возможность родителям высказать свою точку зрения по теме собрания.
- Привлекайте к собранию выступление учащихся своего класса.
- Делайте выставки творческих работ учащихся.
- Используйте видеоролики о жизни класса.
- Привлекайте родителей к накоплению индивидуальных портфолио учащихся, как показателя их творческого роста.
«Страницы родительского дневника»
(рекомендации классного руководителя 9 «Б» класса Ариповой Елены Анатольевны)
– Темы родительских собраний (вклеиваются или записываются на первом родительском собрании в начале учебного года).
– Странички для записи во время собрания (вопросы, замечания родителей).
– Страницы для записей пожелания классному руководителю, предметникам.
– Страницы радости (успехи, достижения ребенка). Заполняются по ходу собрания.
– Страница огорчений (проблемы, неудачи ребенка). Заполняется классным руководителем перед собранием.
– Копилка мудрых мыслей 9 класса. Заполняется классным руководителем.
– Вопросы, на которые не получил(а) ответы на собрании. Заполняется после собрания родителями.
«Визитная карточка семьи»
(заполняется при первом знакомстве с родителями)
(классные руководители 1 классов Симиютина Лариса Анатольевна, Тапалова Нурсулу Болатовна
* Ф.И.О. родителей и других взрослых членов семьи.
* Возраст, образование родителей и других взрослых членов семьи.
*Интересы, увлечения семьи.
*Традиции, обычаи семьи.
* Проблемы, которые меня волнуют…
* Я мог бы организовать в классе…
*Могу помочь в …
*О здоровье моего ребенка могу рассказать следующее…
* Моему ребенку нравится, когда…
* Моему ребенку не нравится, когда…
* Положительные качества моего ребенка…
* Что мне нравится в поведении моего ребенка…
- Рефлексия. Оценка деятельности участников педсовета, полезность, результативность
Уважаемые педагоги! Оцените, пожалуйста, предложенные показатели по 10-бальной шкале:
1. Ваше настроение ____
2. Актуальность, услышанного на педсовете _____
3. Что нового дал Вам педсовет______
4. Насколько понятен был ход и содержание педсовета _____
5. Считаете ли Вы эффективным проведение педагогического совета в предложенной форме?_____
6.Как данный педсовет поможет Вашему профессиональному росту _______
- Отметьте состояние, которое Вы испытываете в процессе заседания педсовета______
РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА:
- Считать выполненным все пункты решения педагогического совета № 7 от 29 апреля 2016 г.
(ответственные: директор школы Таурбаева М.Б.)
- Признать удовлетворительной работу администрации и педагогов по углублению и расширению связей школы, семьи и общественности.
- Совершенствовать методику подготовки и проведения школьных и классных родительских собраний, разнообразить формы, методы и приемы их организации, чаще практиковать совместные собрания учащихся и родителей по обсуждению проблем, значимых как для детей, так и для взрослых.
(В течение года; ответственные: заместитель директора по ВР Оразалина З.З., классные руководители 1-11 классов)
- Активно овладевать технологией личностно -ориентированного подхода при вовлечении семьи во внеклассную деятельность школы, в воспитательный процесс.
(В течение года; ответственные: директор школы Таурбаева М.Б., классные руководители, координатор МО классных руководителей – Жахина Г.Б., учителя-предметники)
5.Продолжить профилактическую работу с семьями, оказавшимися в социально опасной ситуации с целью выявления их потребностей в психолого-педагогическом просвещении; разработать соответствующие программы консультаций для родителей.
(В течение учебного года; ответственные: психолог – Смайлова Г.Ж., социальный педагог- Титова Т.Н.)’
- Создать банк данных о системе взаимодействия с семьями
учащихся.
(Ответственные: классные руководители.)