Мастер-класс. Педагогический совет-практикум «Интеграция воспитательных усилий школы, семьи и общества».


Оразалина Зауреш Забихуллиновна

Заместитель директора по воспитательной работе,

Методист мини-центра «Балапан»

Акмолинская область ОО г.Степногорска

ГУ «Средняя школа села Карабулак»

      Педагогический совет на эту тему актуален, поскольку только согласованная направлен­ность действий всех взрослых, взявших на себя ответственность по воспитанию детей, может обеспечить положительный результат этого процесса. Диалог родителей и педагогов, построенный на принципах взаимного уважения и признания равного права на участие в школьных делах, возможен, если в направлении его выстраивания делать систематические шаги. К таким шагам можно отнести и проведение педагогического совета на заявленную тему.

         Программа работы на педагогическом совете-практикуме

 

  1. Актуальность темы педсовета «Интеграция воспитательных усилий школы, семьи и общества», директор школы Таурбаева М.Б.
  2. «Интеграция – сотрудничество – взаимодействие – объединение», заместитель директора по воспитательной работе Оразалина З.З.

3.Работа диалоговой площадки – координатор МО классных руководителей Жахина Г.Б.

  • «Взаимодействие семьи и школы в социально–образовательной среде» (социально-психологическая служба школы)
  • Выступления творческих групп

4.Рефлексия

  1. Обсуждение и принятие решения педагогического совета.

Цель: способствовать формированию у педагогов потребности тесного взаимодействия с семьями учащихся и вовлечения родителей в жизнедеятельность классных сообществ и школы.

Задачи:

1) проанализировать состояние связей школы с семьей и общественностью на данном этапе;

2) определить возможности и условия дальнейшей интеграции воспитательных усилий семьи и школы;

3) выявить пути, формы и способы  взаимосотрудничества школы, семьи и социума.

Участники: администрация, педагоги, члены Совета школы, председатели классных  родительских  комитетов школы.

Форма проведения: педагогический практикум в форме диалоговой площадки.

Оформление педсовета:

1.Презентация  «Интеграция воспитательных усилий школы, семьи и общества».

2.Подготовка материалов  для экспертной и  творческой групп.

Подготовительный этап:

  • Создание инициативной группы для разработки замысла

педагогического совета и координации деятельности по его подготовке.

  • Изучение научно-методической литературы по проблеме

взаимодействия образовательного учреждения и окружающего социума.

  • Формирование творческих групп педагогов (учитывался

педагогический стаж и опыт работы классным руководителем), подготовка членами педсовета «домашних заготовок» (сценарных разработок, картотеки форм и приемов индивидуальной работы с семьей и т. п.).

  • Анкетирование родителей. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 2)

 

 

Ход педсовета

1.Вступительное слово «Интеграция воспитательных усилий школы, семьи и общества», директор школы Таурбаева М.Б.

 

Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Социальный мир семьи – сильнейший фактор формирования личности ребенка.

Маруа Балгажановна акцентировала внимание присутствующих на основных составляющих взаимодействия семьи и школы, указала на важность работы с родителями и подчеркнула актуальность темы педсовета.

 

 

  1. «Интеграция – сотрудничество – взаимодействие – объединение»– заместитель директора по воспитательной работе Оразалина З.З. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

Практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.

ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Первой составляющей является информирование родителей о новых подходах, формах и способах воспитания ребенка в семье и школе, об основных правилах и условиях педагогического обеспечения интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития детей.

В качестве второй составляющей выступает педагогическое корректирование складывающихся отношений. Необходима профессиональная компетентность учителя, чтобы умело и корректно устранять изъяны в сфере общения и межличностных отношений.

Третья составляющая: Практическое взаимодействие: планирование и проведение общешкольных и классных дел, в которых являются участниками не только учащиеся и педагоги, но и родители, бабушки и дедушки, старшие и младшие братья и сестры учеников. Использование разнообразных в воспитательной практике форм и способов организации совместной деятельности детей и взрослых.

  1. Работа диалоговой площадки.

Задача: Каждой творческой группе предла­гается внимательно прочитать, коллективно обсудить и представить в творческом варианте совме­стное решение педагогической задачи. Педагогические задачи включают в себя следующие проблемные ситуации, достаточно типичные и имеющие «выход» на проблему взаимодействия школы и семьи.

Спикеры каждой группы после общего обсуждения проблемы сообщают о результатах работы.

Обсуждение: 3 минуты, выступление спикера – 1 минута

Вопросы для обсуждения в малых группах:

 

1) Ребенок пришел в первый класс.

– Как организовать деловое сотрудничество с его родителями?

– Как включиться в жизнь его семьи?

2) Родительское собрание.

– Как провести собрание, после которого родилось бы общее понимание роли школы в жизни ребенка?

-Как сделать собрание эффективной формой взаимодействия с коллективом родительского класса?

3) «Трудные» родители.

– Как работать с семьями, оказавшимися в сложной социальной обстановке?

– Как наладить сотрудничество и взаимодействие с такими семьями?

4) Совет школы.

– Каким должен быть совет школы?

-Как приобщить родителей к активному участию в делах школы?

5) Выпускной класс.

– Как организовать взаимодействия классного руководителя с семьей будущего выпускника?

-Как помочь родителям выпускника включиться в процесс социализации личности их ребенка.

Выступление экспертов. (Арипова Е.А., Карагулова А.К., Капезов А.О.)

 

 

 

 

 

     Эксперты проанализировали и оценили суждения родителей и педагогов. Особое внимание уделили тому, насколько участники педагогического совета смогли найти решение педагогиче­ской задачи в контексте обсуждаемой проблемы интеграции воспитательных усилий семьи и школы.

 

  • Взаимодействие семьи и школы в социально–образовательной среде

 

 

 

 

 

                                          

 

психолог –                                                                             Соц.педагог-

Смайлова Гульнар Жумабаевна                                Титова Татьяна Николаевна

 

   Татьяна Николаевна рассказала учителям о классификации стилей семейного воспитания. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. И таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

 

 

Также она поделилась опытом работы с проблемными семьями и детьми и предложила образец картотеки форм и приемов индивидуальной работы классного руководителя  с семьей.

Примерная картотека форм и приемов индивидуальной работы классного руководителя  с семьей

1) Составление социологической карты семьи.

2) Индивидуальные и тематические консультации.

3) Посещение семей на дому (приходить не с нотациями и претензиями, а за помощью и советом).

4) Индивидуальная и коллективная психологическая диагностика.

5) Приглашение родителей на классные мероприятия.

6) Привлечение родителей к участию в жизни класса по их творческим и профессиональным интересам.

7) Родительский дневник.

 

 

Выступления творческих групп

«Интересные идеи в копилку классного руководителя»

 

«Как привлечь интерес к родительским собраниям?»

 ( из опыта работы классного руководителя 8 «А»класса

    Зиядановой Любовь Саменкановны)

  • Обращайтесь к родителям по имени и отчеству.
  • Чаще благодарите родителей за оказанную помощь.
  • Готовьтесь к каждому собранию как к уроку: продумывайте тему, цели, и форму собрания.
  • Используйте нетрадиционные формы родительских собраний:

– родительские чтения;   собрания-диспуты;

– деловая игра;  совместное собрание с детьми;

– посещение музея, выставки и совместное обсуждение.

 

 

  • Продумайте тематические стихотворения, музыку в сценарии собрания.
  • Используйте цитаты, эпиграфы, привлекающие внимание к теме собрания.
  • Озвучьте цифровые факты для привлечения внимания к проблеме собрания.
  • Дайте возможность родителям высказать свою точку зрения по теме собрания.
  • Привлекайте к собранию выступление учащихся своего класса.
  • Делайте выставки творческих работ учащихся.
  • Используйте видеоролики о жизни класса.
  • Привлекайте родителей к накоплению индивидуальных портфолио учащихся, как показателя их творческого роста.

 

 

 

«Страницы родительского дневника»

(рекомендации классного руководителя 9 «Б» класса  Ариповой  Елены Анатольевны)

– Темы родительских собраний (вклеиваются или записываются на первом родительском собрании в начале учебного года).

– Странички для записи во время собрания (вопросы, замечания родителей).

– Страницы для записей пожелания классному руководителю, предметникам.

– Страницы радости (успехи, достижения ребенка). Заполняются по ходу собрания.

–  Страница огорчений (проблемы, неудачи ребенка). Заполняется классным руководителем перед собранием.

–  Копилка мудрых мыслей  9 класса. Заполняется классным руководителем.

– Вопросы, на которые не получил(а) ответы на собрании. Заполняется после собрания родителями.

 

 

«Визитная карточка семьи»

(заполняется при первом знакомстве с родителями)

(классные руководители 1 классов  Симиютина Лариса Анатольевна, Тапалова Нурсулу Болатовна

* Ф.И.О. родителей и других взрослых членов семьи.

* Возраст, образование родителей и других взрослых членов семьи.

*Интересы, увлечения семьи.

*Традиции, обычаи семьи.

* Проблемы, которые меня волнуют…

* Я мог бы организовать в классе…

*Могу помочь в …

*О здоровье моего ребенка могу рассказать следующее…

* Моему ребенку нравится, когда…

* Моему ребенку не нравится, когда…

* Положительные качества моего ребенка…

* Что мне нравится в поведении моего ребенка…

  1. Рефлексия. Оценка деятельности участников педсовета, полезность, результативность

Уважаемые педагоги! Оцените, пожалуйста, предложенные показатели по 10-бальной шкале:
1. Ваше настроение ____
2. Актуальность, услышанного на педсовете _____
3. Что нового дал Вам педсовет______
4. Насколько понятен был ход и содержание педсовета _____
5. Считаете ли Вы эффективным проведение педагогического совета в предложенной форме?_____

6.Как данный педсовет поможет Вашему профессиональному росту _______

  1. Отметьте состояние, которое Вы испытываете в процессе заседания педсовета______

РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА:

 

  1. Считать выполненным все пункты решения педагогического совета № 7 от 29 апреля 2016 г.

(ответственные: директор школы Таурбаева М.Б.)

  1. Признать удовлетворительной работу администрации и педагогов по углублению и расширению связей школы, семьи и общественности.

 

  1. Совершенствовать методику подготовки и проведения школьных и классных родительских собраний, разнообразить формы, методы и приемы их организации, чаще практиковать совместные собрания учащихся и родителей по обсуждению проблем, значимых как для детей, так и для взрослых.

 

(В течение года; ответственные: заместитель директора по ВР Оразалина З.З., классные руководители 1-11 классов)

  1. Активно овладевать технологией личностно -ориентированного подхода при вовлечении семьи во внеклассную деятельность школы, в воспитательный процесс.

(В течение года; ответственные: директор школы Таурбаева М.Б., классные руководители, координатор МО классных руководителей – Жахина Г.Б., учителя-предметники)

5.Продолжить профилактическую работу с семьями, оказавшимися в социально опасной ситуации с целью выявления их потребностей в  психолого-педагогическом просвещении; разработать соответствующие программы консультаций для родителей.

(В течение учебного года; ответственные: психолог – Смайлова  Г.Ж., социальный педагог- Титова Т.Н.)’

  1. Создать банк данных о системе взаимодействия с семьями
    учащихся.

(Ответственные: классные руководители.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *