Открытый урок по технологии в 6 классе «Интерьер. Оформление жилища»
Налобина Ирина Анатольевна
Учитель технологии
КГУ «Областная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г.Петропавловск, Северо-Казахстанской области
Цель урока: ознакомить учащихся с понятием «интерьер»
Задачи урока:
- образовательная– познакомить учащихся со стилями в интерьере. требованиями к оформлению помещений;
- воспитательная– воспитывать у учащихся чувство ответственности, аккуратности, инициативности, трудолюбия;
- развивающая– продолжить развитие эстетического вкуса, умения анализировать, обобщать, образно мыслить, воображать;
Методы проведения занятия: беседа с закреплением материала в ходе урока, использование презентаций при объяснении нового материала, практическая творческая работа.
Оборудование и материалы: тетради, цветные карандаши, чертежные принадлежности, цветной картон и бумага, клей, ножницы, мультимедиа, макеты интерьера комнат, журналы с материалами по интерьеру жилого дома
Межпредметные связи: ИЗО, русский язык, история, экология, информатика.
ХОД УРОКА
- Организационная часть
Приветствие. Контроль посещаемости. Проверка готовности к уроку.
- Изложение нового материала
Этот этап урока проходит в виде беседы по следующим вопросам: понятие интерьера; требования к оформлению интерьера; цветовое решение оформления интерьера; зрительные иллюзии в интерьере; профессии дизайнера.
С давних времен в народе говорят: “Дом вести – не лапти плести”, «Мой дом – моя крепость», «В гостях хорошо, а дома лучше», «Дома и тысячу лет прожить легко, а выйдешь из дому и час трудно!»
Как Вы думаете, в чем смысл этих мудрых высказываний?
Объявляется тема урока ИНТЕРЬЕР. ОФОРМЛЕНИЕ ЖИЛИЩА. (1слайд)
(2 слайд) цели и задачи урока
Ребята, скажите, каким образом человек благоустраивает свое жилище и зачем нужно создавать уют в своих домах и квартирах?
Интерьер квартиры – её внутреннее пространство определённым образом организованное и благоустроенное. (3 слайд)
Сейчас мы посмотрим видеосюжет разработки проекта дизайнера для детской комнаты (видео дизайнер Виктория Лалетина)
Давайте поговорим о том чему нужно уделить внимание при оформлении жилища! Какие качества и требования мы предъявим к благоустройству?
Вспомним, что много тысячелетий назад, человек строил для себя жилище, чтобы уберечься от нападения диких животных, чтобы уберечь себя от холода. Теперь оно выполняет гораздо больше функций и мы предъявляем к нему гораздо больше требований, среди которых можно выделить основные три:
Функциональность жилища – соответствие жилья нормальным условиям жизни, климату, безопасности. Жильё считается функциональным, когда каждое помещение, комнаты, соответствуют своему назначению. При этом каждая комната благоустроена, в ней правильно расставлена мебель.
Гигиеничность – сочетание качеств, благоприятных для нормальной жизнедеятельности организма. Это учитывается при строительстве жилья, все материалы из которых оно возводится, должны иметь сертификаты качества и соответствовать экологическим стандартам. При возведению домов также учитывается необходимость сохранения тепла, звукоизоляции, вентиляции, установки санитарного оборудования.
Эстетичность – специальное оформление жилища, делающее его привлекательным и уютным. Гармония, целостность, согласованность (расположение вещей в пространстве, их соответствие, цветовое решение)
С понятием «интерьера», требованиями предъявляемыми к жилью мы с вами разобрались, но давайте подумаем о том, как называется искусство создавать уют и красоту и удобство в жилых помещениях и кто этим занимается! Дизайн интерьера
Интерьер в переводе с французского – “внутренний”. Иными словами, это внутренний мир дома.
Функциональная зона – Отдельный участок помещения (квартиры, дома) где проводятся определённые жизненные процессы (тетрадь)
Зонирование – Разделение пространства на отдельные зоны. Отдельные зоны проще всего выделить, используя мебель и элементы оборудования. (тетрадь)
Дизайн – художественно оформленное внутреннее пространство помещения
Декоративное убранство объединяет в себе утилитарные (необходимые в повседневной жизни) и декоративные элементы, украшающие быт человека: ковры и напольные покрытия, посуду, цветы, картины, музыкальное оформление.
Квартиры соответствуют характеру хозяина, его привычкам, мировоззрению. Это главное условие при разработке интерьера, который может строго соответствовать какому-нибудь уже сложившемуся историческому или этническому стилю.
Стиль – это выраженная в содержании и форме предметов быта, в архитектуре и искусстве исторически сложившаяся общность художественно-выразительных средств. (посмотреть понятие)
Исторические и современные стили интерьера
Английский стиль- элегантность, аристократизм, добротность, как бу-то 100 лет, элементы востока, яркие тона, схож с классическим, много элементов из дерева дорогих пород. Шарлотта Бронте «Золото не нуждается в позолоте»…(слайд 5-6)
Античный стиль- Греко-римская империя, в элементах отделки и декора колонны и другие части архитектуры, статуи, лепнина характеризующее древнюю эпоху. Мифологические мотивы (слайд 7-8)
Африканский стиль– натуральные природные материалы, плетёная мебель и детали интерьера, акцент делается на природу,звериный принт жирафа, зебры или леопарда, тёплые тона красок (слайд 9-10)
Готический стиль (2 пол.XII –XV вв.) – огромные окна, многоцветные витражи, световые эффекты, гигантские ажурные башни. Средневековье, остроконечность в интерьере, витражи, яркие краски до тёмных, дерево, кованная мебель (слайд 11-12)
Казахский стиль – дизайн помещения с элементами национального убранства. Яркие краски, шанырак, корпе. (слайд 13-14)
Китайский стиль – большое количество мебели и аксессуаров, благоприятствующих к расслаблению. Сочные краски белый, красный, синий, чёрный. На стенах изображения деревьев, птиц. Иероглифы. (слайд 15-16)
Минимализм – предельная лаконичность форм, полное отсутствие декора, орнаментов, работа большими плоскостями, графичность. Малое количество мебели и аксессуаров. Светлая палитра цветов, геометричность фигур (слайд 17-18)
Рококо – 18 век, Франция. Много декоративной отделки, изысканность, дороговизна, высокие потолки и большая площадь. Мифология (слайд 19-20)
Романтизм – утончённость линий, витиеватость (размытость), романтичный, самый популярный, роскошная мебель, дорогие ткани, лёгкость и воздушность, свечи. (слайд 21-22)
Хай-тек – стиль высоких технологий, относят к ультросовременным стилям. Конкретность, деловитость, отсутствие декоративных элементов, рисунков. Хромированный метал, чёткость линий. (слайд 23-24)
Цвет имеет громадное значение в жизни каждого из нас и оказывает большое влияние на зрительное восприятие. Цветовое решение Вашего дома – один из важнейших элементов интерьера.
Все цвета делятся на хроматические (цветные) и ахроматические (бесцветные) – белый, черный, серый.
Хроматические цвета разделяются на “теплые” и “холодные”.
К теплым тонам относятся такие как: красный, оранжевый, желтый. Эти цвета являются “выступающими” и помещения, окрашенные в такие тона кажутся меньше. Под их воздействием настроение человека повышается, он становится жизнерадостнее, бодрее, появляется желание действовать. Поэтому их рекомендуют и считают подходящими для окраски тех помещений, в которых осуществляется активная деятельность, т.е. в которых человек проводит больше всего времени и работает: общей комнаты, “детской”, рабочего кабинета, столовой. Окрашенные в теплые цвета комнаты, окна которых выходят не на солнечную сторону, менее освещенные, кажутся солнечными и приветливыми.
К холодным (пассивным) относятся синий, зеленый, фиолетовый. Эти цвета и их производные тона не только успокаивают, но и создают впечатление большей просторности. Они подходят для окраски помещений, предназначенных для отдыха, а также для комнат, сильно освещенных и нагреваемых солнцем, внося некоторое успокоение.
Практические советы:
– при светлой окраске стен помещение кажется шире и выше;
– темные контрастные стены визуально сужают вашу комнату;
– потолок будет выглядеть выше, если он окрашен светлее стен и ниже, если темнее;
– обои с вертикальными элементами узора, делают комнату более высокой.
Большую роль играет освещение дома. Наши глаза устроены так, что они видят предметы освещенными. При дневном солнечном свете –естественном освещении – этого достичь легко, практически в каждом помещении квартиры предусмотрено окно. (слайд 26-27)
С наступлением сумерек искусственное освещение становится практически единственным источником света.
Среди многообразия осветительных приборов следует различать светильники общего (главного), местного, комбинированного, направленного освещения, декоративные и светильники-ночники.
Главным освещением является общее. Для такого освещения светильники помещают в центре потолка, если необходимо осветить одну какую-то зону, применяют местное освещение.
Невозможно представить себе жилище, которое не имело бы связи с внешним миром. Главными проводниками наряду с входными дверями в нем являются окна. (слайд 28)
Дизайн окна – один из основных элементов интерьера. Окна в помещении служат не только для освещения и вентиляции, но и несут декоративную нагрузку. Интерьер современного жилища многообразен и неисчерпаем фантазией того, кто его обустраивает. Порой одна единственная деталь может заставить интерьер заиграть по-новому. Речь идет о карнизах.
Плотные ткани обеспечивают оптическую, звуковую, тепловую изоляцию. Легкие, прозрачные ткани рассеивают солнечные лучи, смягчают резкость освещения, придают помещению уютный вид.
Часто в помещении, оклеенном одноцветными обоями, вешают занавеси с узором.
Большое значение для внешнего вида занавесей играет наличие мелких деталей и аксессуаров: каймы, карнизов, подхватов (шнуров, застежек, лент), а также различных драпировок.
Шторы – это занавеси из непросвечивающих тканей. Они бывают подъемными и раздвижными.
Гардины – это занавеси из мягкой набивной или прозрачной ткани, тюля, сетки, кружева, которые разнообразно и свободно драпируются.
Портьеры – занавеси на двери и окна из не просвечивающейся плотной ткани.
Ширина занавесей определяется в зависимости от ширины оконного проема и плотности ткани. Занавеси из очень тонкого материала должны быть в три раза шире окна, из более плотного – в два раза, а из самого плотного в полтора.
Ламбрекен – это широкая оборка, полоска ткани, форма которой должна соответствовать стилю занавесок и интерьера.
Занавеси могут быть симметричны и асимметричны по отношению к окну.
Перед тем как мы с вами приступим к творческой части нашего урока мы посмотрим сюжет когда с небольшими затратами можно украсить комнату ребёнка за несколько минут
Видео как украсить детскую комнату за 5 минут
III. Практическая работа. (слайды 30-52)
(видео для гостей подарки своими руками, подушка)
На этом этапе урока проводится работа с цветным картоном, имитирующим одну из стен комнаты. Необходимо за 5-7 минут декорировать с помощью аппликации из цветной бумаги одну из стен.
Видео дизайн детской комнаты
Презентация проектов комнат, выполненных учениками (макеты детских комнат выполнены учащимися как предварительное домашнее задание)
- I Закрепление изученного материала в форме блиц-опроса
- Перечислите основные цвета.
- По какому признаку тона относят к теплым или холодным?
- Назовите ахроматические цвета.
- Что такое интерьер?
- Какой зрительный эффект оказывает яркий крупный рисунок на обоях?
- Какому рисунку следует отдать предпочтение, если вы хотите добиться, чтобы комната казалась шире и выше?
- Какого эффекта мы достигнем, если оклеим комнату обоями с рисунком, представляющим собой узкие вертикальные линии?
- Перечислите основные требования к оформлению интерьеров.
- Как называется ряд пластин, соединенных между собой так, что они способны открываться, пропуская солнечный свет, и закрываться.
- Какими качествами должен обладать дизайнер?
VII. Итог урока
Учитель выставляет оценки, проводит мини-интервью о том, интересны ли были сведения, которые учащиеся узнали на уроке, где можно применить эти знания на практике, благодарит детей за продуктивную работу
Ссылки интернет – ресурса:
1.Видео дизайн детской комнаты https://www.youtube.com/watch?v=c9lwH0yTEaU
2.Дизайнер Виктория Лалетина. Интерьер детской комнаты https://www.youtube.com/watch?v=IUz7h2aAXMc
3.Как украсить детскую комнату за пять минут https://www.youtube.com/watch?v=E96eyzSnkd4
- «Зачарованная» Песенка о чистоте https://www.youtube.com/watch?v=ewOGbSpe33E