Статья «Здоровье сберегающие технологии как факторы современного качественного образования»

Пташкина Ирина Юрьевна

учитель истории

ГУ «Средняя общеобразовательная школа – лицей  №20 г.Актобе

Здоровье человека – это самая главная ценность. Состояние здоровья казахстанских школьников сегодня вызывает серьёзную тревогу специалистов. Наглядным пользователем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребёнка среднего образования.

Здоровье ребёнка, его специально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Для ребёнка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребёнка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

По данным исследований школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровья детей школьного возраста. Исследования показывают школьные факторы риска для здоровья учащихся:

— Стрессовая педагогическая тактика;

— Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

— Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

— Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

— Недостатки в существующей системе физического воспитания;

— Интенсификация учебного процесса;

— Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

— Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

— Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образования жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создаёт у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создаётся и решается в ходе ежедневной практической работы учителей. т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Следует отметить, что утомительность урока не является следствием какой-либо одной причины (сложности материала или психологической напряженности), а определённым сочетанием совокупности различных факторов.

Интенсификация образовательного процесса идёт различными путями.

Увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.п.). Фактическая учебная школьная нагрузка учащихся 10-11 классов – 39 часов. Занятия в лицейском классе предусматривают изучение спецкурсов, способствующих предпрофильной подготовке для обучения в высшей школе. Существенное увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно: у детей чаще отмечается большая распространённость и выраженность нервно-психологических нарушений, большая утомляемость, более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения.

По результатам исследования, проведённого среди учащихся 11-х классов СОШЛ №20. На учебную деятельность в школе в день тратится 9 часов, на подготовку домашнего задания 4 часа, на сон в день 4- часов 5%, 7-8 часов 32%, 8 часов 5%, на занятия в довузовских подготовительных центрах и с репетиторами – 5 часов в неделю, на занятия спортом – 1 час в неделю 3%, 9 часов 1%, 3 часа 14% (в том числе занятия на уроках физкультуры), на прогулки на свежем воздухе 1 час (для некоторых это только путь к школе), на работу за компьютером – 2-3 часа 16%, 5-6 часов 5%… В результате этого мы имеем ослабленное здоровье учащихся. У трех человек наблюдается недовес массы тела, у 15% ослабленное зрение, 8% имеют сколиоз. Учащиеся в результате высокой нагрузки испытывают чувство постоянной усталости и сонливости. Таким образом, если ещё и усилить требования к учебной деятельности учеников, увеличить объём изучаемого материала то мы имеем шансы окончательно подорвать здоровье наших учащихся.

Выход может быть в использовании на уроках здоровьесберегающех технологий и пропаганда здорового образа жизни.

Качественная характеристика любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения (Ковалько В. И.)

Современные здоровьесберегающие технологии реализуются в основе лично-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вмести и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, формировании опыта здоровьясбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за своё здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечивать развитие природных способностей ребёнка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, — это всё те психолого-педагогические технологии, программы методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, — это:

— условия обучение ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

— рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

— соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка;

— необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим;

Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.

В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий нацеленных на охрану здоровья школьников. Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии показывающей как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н.К. Смирнов:

  • «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя
  • Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося – все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

Субъект – субъектные взаимоотношения – учащийся является непосредственным участником здоровье сберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспекте.

Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся – объём учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

Комплексные, междисциплинарный подход – единство в действиях педагогов, психологов, врачей.

Успех порождает успех – акцент делает только хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

Активность – активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

Ответственность за своё здоровье – у каждого ребёнка надо стараться сформировать ответственность за своё здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым учителем неизбежно встаёт задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без здоровье сберегающие технологии.

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

— технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

— технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

— разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя. Так в нашей школе всегда следят за тем, чтобы кабинеты проветривались на перемене, обязательно ношение второй обуви. В каждом кабинете есть кулер с водой и одноразовые стаканчики. Перед каждым первым уроком обязательно проводится физзарядка, на уроках проводится физминутка и зарядка для глаз. Учителя стараются разнообразить виды учебной деятельности, чтобы снизить нагрузку. В начальной школе все кабинеты оборудованы специальными конторками, за которой ученик может поработать во время урока, имеются массажеры для ступней ног.

На уроке используются методы обучения: исследовательская деятельность, деловая игра, дискуссия. Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, самооценки, взаимооценки).

Важно также умение учителя использовать на уроке современные ИКТ, так длительное использование интерактивной доски вредно. Место и длительность применения ТСО.

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения. Необходимо поддерживать и психологический климат на уроке создавать атмосферу взаимности и сотрудничества, заинтересованности учебной деятельности.

Создавать эмоциональную разрядку на уроке.

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучая в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; Стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения задания без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общение на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

-создания положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

-использование проблемных творческих заданий;

-стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

-применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словестную, графическую, условно-символическую);

-рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что – нет, в чём были ошибки, как они были исправлены.

По окончанию урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течении этого времени отрицательные факторы практически отсутствуют.

Личностно-ориентированные (антропоцентрические) технологии в центре образовательной системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасности, комфортных условий и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.

Таким образом, необходимо осуществлять охрану здоровья и пропаганду здорового образа жизни для учащихся о профилактики заболеваний и возможностях поддержания здоровья. В школе работают секции волейбола и баскетбола, постоянно проводятся соревнования среди учеников. Организованно горячее питание, в осенний и зимний период в целях профилактики заболеваний ученики пьют фиточай. Проводятся дни здоровья. Наша школа всегда учувствует в Республиканских днях здоровья и выходит на общегородскую зарядку. Совместно с родителями организуется выезд на природу и турбазы в зимний период. Хорошей традицией для наших детей стало посещение катка и катание на коньках. В школе оформлены уголки здоровья. Ведётся постоянная пропаганда здорового образа жизни.

Подводя итог можно сказать, что здоровьесберегающие технологии позволяют решать задачи охраны здоровья школьников, как в психологическом, так и в физиологическом аспекте. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребёнка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.