ЗПЦ по экологии ” Мы дети твои -Земля”
Грушевая Валентина Николаевна
воспитатель
КГУ ” Лисаковская коррекционная школа – интернат”
Скачать материалы
Цель: формировать у детей ответственное отношение к природе, родной земле, необходимости охранять её
Задачи:
Образовательная:
– закреплять и углублять экологические знания, представление о том, что Земля –наш дом, мы- дети Земли,
– продолжить знакомство с заповедниками нашей страны, познакомить с Красной книгой,
Коррекционная:
– коррекция высших психических процессов (внимания, памяти, мышления,
речи)
развивать аналитические способности, способности обобщать сказанное
развивать координацию движений через физминутки,
Воспитательная
.- воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир, формировать нравственные и эстетические чувства.
Словарная работа: заповедники – Красная книга
Оборудование:
Презентация « Мы дети твои- земля», набор картинок животных, сигнальные карточки, видео-фильм о заповедниках, знаки правил природы.
Ход занятия
- Психогимнастика
– Давайте встанем в круг. Правую руку поверните ладонью к небу, а левую ладонь поверните к земле. А теперь соедините свои ладони с ладонями соседа. Посмотрите, какой у нас получился замкнутый круг. Мы зарядили друг друга энергией неба и земли. Наши руки будут как проводники. И слова, которые я сейчас скажу, пройдут по этим проводникам и согреют сердце каждого из нас.
– Я спешу сказать Вам: « Здравствуйте!»,
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать Вам: « Благости!»,
Чтоб пожелать Вам счастья нового.
Я спешу сказать Вам: « Радости, Удач, успехов и везения!»
Чтоб пожелать всем – прекраснейшего настроения
- Организация занятия
Занятие наше начнем
Оно о природе – природа наш дом.
На занятии будь смекалист
Будь внимателен вдвойне
Нам сегодня предстоит
Много новых тайн открыть
Быстро думать, отвечать
Нашу память развивать
Любознательными стать
Правильно ответ держать
3.Сообщение темы:
Тема нашего экологического занятия: «Мы дети твои Земля» -слайд
– Ребята, вспомните – «Что такое экология?»
Экология – это наука о дружбе человека с природой.- слайд
– природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она даёт человеку то, без чего жить невозможно……А что именно, подскажут загадки:
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит.
И не пекарь, а печёт. (Солнце)
-Сможет ли человек прожить без солнечного света и тепла?
Через нос проходит в грудь.
И обратный держит путь.
Он – невидимый, и всё же.
Без него мы жить не можем. (Воздух)
-А без воздуха сможем прожить?
Меня пьют,
Меня бьют,
Всем нужна я.
Кто такая?
(Вода)
Солнце, воздух, вода? –это живая или неживая природа?
– А что относится к живой природе?- растения, насекомые, животные, птицы,…..человек
4.Игра « Живая и неживая природа.»
– если речь в загадке идёт о живой природе, вы поднимаете зелёный крцжок а если о неживой – красный
( задание для детей 2 уровня)
Каждый год молодцу, прибавляет по кольцу….дерево
Подмигнёт тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий.
(Ягода)
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
(Гриб)
Чтобы я тебя повёз, незачем давать овёс.
Накорми меня бензином, вместо ног моих –резина,
И тогда, поднявши пыль, побежит…автомобиль
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
-(Рыба).
На овчарку он похож:
Что ни зуб-то острый нож!
Он бежит оскалив пасть, на овцу готов напасть…волк
Приказало солнце: « Стой, семицветный мост крутой!»
Туча скрыла солнца свет- рухнул мост, а щепок нет…радуга
(дети 3 уровня –картинки)- на отгадку
– молодцы, ребята, с заданием вы справили…
5.Беседа о природе:
…показ слайдов под музыку……
Как прекрасна наша природа! Наш огромный земной шар – наша Земля!
А мы с вами являемся детьми этой планеты.
Красота природы всегда привлекала внимание поэтов и художников…..
Наш дом родной, наш общий дом, земля, где мы с тобой живём…
Ты только посмотри вокруг: тут –речка, там зелёный луг,
В лесу дремучем не пройдёшь, воды в пустыне не найдёшь..
А где-то снег лежит горой, а где-то жарко и зимой,
Чудес нам всех не перечесть, одно у них названье есть
Леса и горы, и моря, всё называется – Земля!
А если в космос ты взлетишь, то из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой, любимую планету!!!
- Беседа о появлении планеты – Земля
Древние люди всегда поклонялись матушке природе. Они понимали, что полностью зависят от неё. Человек знал, что земля его поит, кормит, обувает, одевает, веселит и даже карает. Но постепенно человек стал отгораживаться от окружающего его мира. Мы чаще видим неухоженные поля, горы мусора, загрязненные реки, высохшие озера, вырубленные леса. Мы дышим отравленным воздухом и едим отравленные «удобрениями» овощи и фрукты. Печальную эстафету примет от нас с вами век грядущий, новое поколение детей и взрослых. Набатным словом звучит слово «Экология» – она изучает нашу Землю, охрану природы, её защиту…………
……слайды
– Давайте вспомним, сколько лет назад образовалась планета Земля?
– 5 миллиардов лет назад.
-Представим себе, что 5 миллиардов – это 1 час, а в часе 60 минут. И что же произошло за это время?
(звучит музыка)
* 0 минут образовалась новая планета.
* через 10 минут зародилась новая клетка.
* через 30 минут в океане появились сине-зеленые водоросли, которые производили кислород.
* через 52 минуты в океане появились маленькие животные – трилобиты.
* через 55 минут появились на планете большие деревья.
* через 56 минут в воздухе поднялись огромные ящерицы.
* через 57 минут появились динозавры.
* через 58 минут появились первые птицы и звери.
* 59 минута появились первые люди на земле.
* 60 минута – появились мы, сегодняшние жители.
– Вот такой эволюционный процесс прошел человек 5 миллиардов лет тому назад. С тех пор человек и природа стали частью друг друга- мы дети, матушка Земля – наш дом.
Физминутка: игра – пантомима «Люди и деревья»
– Ребята, скажите, похожи ли люди на деревья? Как? Чем?
Дети делают свои предположения (руки похожи на веточки, туловище – на ствол, а ноги – на корень, большие деревья похожи на высоких людей)
А теперь представим себя деревьями и поиграем в игру – пантомиму. Я буду читать рассказ, а вы туловищем и руками будете делать характерные движения.
Стоят деревья, протягивают веточки к небу и тихо покачиваются. (Руки поднимаются вверх и медленно покачиваем ими из стороны в сторону. . Подул слабый ветерок, и листочки зашевелились. (Двигаются только кисти рук). Прилетела тучка и принесла с собой дождик. Застучали капельки по листочкам, они вздрагивают от ударов капель. (Быстро и резко поднимаем кисти рук, затем опускаем).
- Знакомство с Красной книгой
Человек живёт в природе, от природы зависит жизнь человека.
А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?
(Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.)
-А всегда ли человек помогает природе? Может ли человек губить природу?
….слайды
(Загрязняют реки, вырубает леса, охотится на животных и т. д. )
Люди могут сохранить природу, а может погубить оставшееся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек не учитывая законы развития природы, наносили огромный вред растительному и животному миру.
С лица земли стали исчезать многие виды живых существ Ученые всего мира бьют тревогу. Ими создан список редких видов животных и растений, которые занесены в красную книгу. ………..показ слайдов
Красный цвет книги – запрещающий цвет.
Книга природы открыта только для того, кто по-настоящему понимает её язык.
Красная книга – красная
Значит, природа в опасности!
Значит нельзя терять даже мига
Все живое хранить зовет!
Пусть зовет не напрасно
Красная книга – красная!
Но в Красной книге кроме красных страниц есть ещё и другие страницы…
Как вы думаете, что может обозначать чёрный цвет…жёлтый…..
8.Дидактическая игра « Распредели по группам»
– каждой группе даны картинки с разными видами животных, обратите внимание есть птицы, звери, рыбы
задание для детей 2 уровня – разложить зверей и птиц
задание для детей 3 уровня – выбрать только рыб
9.Знакомство с заповедниками
Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Чтобы сохранить грациозных маралов, мощных архаров и горных козлов, гигантских грифов, гордых и ловких барсов, в Республике Казахстан организованно несколько заповедников:
Слайд карты – читаю и показываю
Заповедник Аксу-Джабаглы
Заповедник Алакольский
Заповедник Алматинский
Заповедник Барсакельмес
Заповедник Западно-Алтайский
Заповедник Каратауский
Заповедник Кургальджинский
Заповедник Маркакольский
Заповедник Наурзумский
Заповедник Устюртский
– что такое заповедники – дадим понятие?
-Заповедники – это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы. За порядком в заповедниках следят лесники и егеря
«Заповедники»-это слово
Всем и каждому знакомо
В них животных охраняют
Кормят и Оберегают
Запрещают здесь охоту
Проявляют здесь заботу
О растениях лесных
Луговых и полевых!
водоемов и болот
Вся природа здесь живет
Под охраной человека
Много лет, от века к веку!
10.Просмотр слайдов: я предлагаю вам просмотреть видео одного из заповедников нашей родины
11.Дидактическая игра «Экскурсия в заповедник».
Называю разные действия. Дети поднимают сигнальные карточки: красный- запрещено, жёлтый- осторожно, зелёный- можно.
Для детей 2 уровня- желтый и зелёный- 3 уровень -красный
– собираю ягоды, слушаю птиц, рву цветы, развожу костёр, фотографирую, наблюдаю, кричу, ловлю рыбу, разрушаю муравейники ….
Вывод:
– В заповеднике людям запрещено рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. В заповедник приходят на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест. Заповедник – это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться.
Как прекрасно все то, что нас окружает: животные и птицы, цветы и леса. Природа заботится о нас. Она дает нам все: пишу, одежду, воздух и воду. И мы с вами должны бережно относиться к природе. Как вы думаете, что может сделать каждый из нас, чтобы наша планета, наша природа были чистой и прекрасной?
Чтобы сохранить природу, мы должны соблюдать простые правила
..задание для каждой группы
Задание – выбрать правила поведения в природе и зачитать
2 уровень читают- 3 уровень показывают знаки
(Дети называют правила).
- Ходить по тропинкам.
- Не ломать ветки деревьев.
- Не топтать цветы, травы.
- Не кричать, не включать громко музыку.
- Не разорять птичьих гнёзд.
- Не ловить насекомых.
- Не разрушать грибницы.
- Не ловить мальков и лягушек.
- Не ломать паутинки.
- Не разжигать костров.
- Не разорять муравейники.
-Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу?
Правильно, охранять природу надо в любом месте. Леса Казахстана богаты ягодами, грибами, целебными травами. В них много животных и птиц, а в водоёмах много рыбы. Природа щедро делится с человеком своими богатствами. Люди пользуясь её дарами должны помнить, что природ а нуждается в заботе и бережном отношении .
Итог:
-Звучат звуки природы……..
Дерево, трава, цветок и птица, не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни
( чтение стихотворений детьми)
Я люблю тебя, Земля!
И хочу, чтоб ты жила
Хорошела с каждым годом
Плодоносила, цвела.
Берегите эту Земля!
Ведь она у нас одна
Защитим её все вместе
Мы, как дружная семья.
– ребята, кем же мы являемся для нашей Земли, нашего огромного дома?
….слайд
Хором – « Мы дети твои Земля
Берегите Землю- берегите! Жаворонка в голубом зените..
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках – солнечные блики,
На камнях -играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!