Сборник игр по развитию речи ” Учимся играя”
Грушевая Валентина Николаевна
воспитатель
КГУ “Лисаковская коррекционная школа – интернат”
Пояснительная записка.
Развитие речи дошкольника происходит во всех видах деятельности на всех занятиях, прогулках, в играх.
Игра – это особый и очень важный вид деятельности, необходимый для гармоничного развития ребёнка.
Играя, ребёнок учится общаться с миром людей и предметов, в игре проявляется его личность и складывается характер. Особое значение в развитии ребёнка приобретает дидактическая игра, главная цель которой – обучающая, она скрыта от ребёнка за игровой деятельностью. Во время дидактической игры происходит процесс так называемого непреднамеренного обучения.
Ребёнок « просто играет» – и учится!
Предлагаемые игры в занимательной форме помогут подготовить ребёнка к школе по основным разделам речевого развития:
- « Формирование звуковой культуры речи»,
- « Обогащение словарного запаса»,
- « Формирование грамматического строя речи»,
- « Развитие связной речи».
Выполняя игровые задания по формированию звуковой культуры речи, ребёнок учится чётко и внятно произносить и различать на слух все звуки родного языка. Эти упражнения способствуют развитию фонематического слуха и слухового внимания, что является необходимым условием успешного обучения грамоте.
Один из важнейших разделов речевого развития – обогащение словарного запаса.
Ребёнок учится точно подбирать слова по смыслу, пользоваться в своей речи синонимами, антонимами, словами с обобщающим значением. Увеличение активного словаря поможет ребёнку ясно выражать свои мысли и понимать речь других людей.
Развитие речи невозможно без формирования грамматических навыков. Это один из самых сложных разделов речевого развития для дошкольников. Ребёнок учится грамотно согласовывать слова в предложении, употреблять предлоги, пользоваться несклоняемыми существительными /кино, пальто/, образовывать однокоренные слова, новые слова из двух слов.
Заключительный, итоговый этап в обучении – развитие связной речи ребёнка.
Игровые задания учат ребёнка рассказывать о предметах, составлять рассказы по картинке или по серии сюжетных рисунков, придумывать сказки.
Цель занятий – научить ребёнка говорить выразительно, грамотно, без повторов и ошибок.