Сценарий внеклассного мероприятия для школьников, посвященного творчеству поэтов: А.С.Пушкина, Абая, Гёте


Падалко Ольга Валерьевна

учитель русского языка и литературы

КГУ «Средняя школа имени Маяковского»

                                Созвучие….

Цель мероприятия: привить интерес учащихся к творчеству А.С.Пушкина, Абая, Гете, отработать навыки выразительного чтения наизусть, развитие эстетического воспитания учащихся.

Оборудование мероприятия: воссоздание интерьера поэтической гостиной, портреты поэтов, книжная выставка.

Вступительное слово учителя: Здравствуйте, дорогие гости нашей литературной гостиной. Сегодня здесь собрались почитатели творчества великого Абая Кунанбаева, гениального Александра Сергеевича Пушкина, талантливого немецкого поэта Иоганна Вольфгана Гете. Проходят столетия, но их великое слово звучит еще прекраснее, весомее.

Созвучие…. Оно во всем. В природе. В музыке. В поэзии. В возвышенных порывах и в благородных страстях.

В людских сердцах. В человеческой речи. Существует созвучие духа. Созвучие таланта. Единство разноязычия.

В нашей поэтической гостиной будет звучать не только поэзия, но и музыка.

Ход мероприятия:

Первый чтец: Читая Абая, все время испытываешь необычайный простор мыслей, ширь дыхания. Такая манера письма вообще характерна для Абая. Он знал цену слова. Дорожил им. Выражался упруго, энергично. (Звучит романс на слова Абая «Ты зрачок глаз моих»)

Такая манера письма присуща и Гете. Одна из любимых идей Гете – приближение человека к природе, стремление к слиянию с ней. Красота природы приводила его в восторг, вызывала умиление и ликование. Природа для Гете – олицетворение радости бытия, счастья земной жизни. Она –  суть жизнеутверждения. (Звучат стихи Абая и Гете, посвященные природе)

И у Абая мы находим ряд стихотворений, посвященных описанию природы в разные времена года: «Осень», «Зима». Описывая красоту природы, Абай прибегает к ярким,  свежим краскам. Идейно-эстетическая основа пейзажной лирики у Гете и Абая весьма созвучна.

Молодостью, свежестью, жизнерадостностью и блаженством веет от пейзажной лирики Гете. (Звучит стихотворение «Облаков сребристых стая») В «Майской песне» Гете трепещет каждый на ветке лист, не молкнет в рощах веселый свист. «Майская песня» славит весну, природу, любовь, счастье, жизнь.

Все эти темы и мотивы нашли воплощение в Абаевской «Весне»: « Как не верить нам в милость природы – творца, если в мире весеннем щедрот без конца.» Звучит песня на слова Абая «Темной ночью у горы»

 Второй чтец:   А.С.Пушкин также создал много произведений о временах года. Но ни одно время года не вызывало в поэте такое очарование, как осень. В поэзии оно связано с настроениями грусти. Пушкин же само увядание природы изображает как могучее проявление жизни. (Звучит стихотворение «Осень»)

  Поэт создал прекрасные стихи и о других временах года. (Учащиеся рассказывают наизусть стихотворения: «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», отрывок из поэмы «Евгений Онегин»)

Южная ссылка поэта обернулась новыми яркими впечатлениями. Они запомнились ему надолго. Кавказ поразил поэта величием, первозданной красотой. «Я лег в коляску больной, – писал Пушкин брату – через неделю вылечился. Два месяца жил я на Кавказе, жалею, мой друг, что ты, со мною вместе, не видал великолепную цепь этих гор, ледяные их вершины, которые издали, на ясной заре, кажутся странными облаками, разноцветными и неподвижными». (Звучит стихотворение «Кавказ»)

Третий чтец: Каков был идеал женской красоты у Гете? Много стихов Гете посвятил Фридерике Брион – дочери деревенского священника. Гете так описывает Фридерику: «Стройная и легкая, она двигалась, словно не имея веса, и две толстые белокурые косы, ниспадавшие с изящной головки, казались слишком тяжелыми для ее шейки. Её блестящие голубые глаза смело смотрели на мир, хорошенький вздернутый носик так живо и мило втягивал воздух, словно не существовало на свете никаких забот». Простота, наивность, естественность – вот черты женского облика, выделяемые и воспеваемые Гете. Идеал женской красоты у Абая в своей основе – традиционно народен. Внешне – это общеизвестные признания: черные глаза, чистые как зеркало, черные тонкие брови, ало-красные щеки, беловатое открытое лицо, черные, толщиной с руку косы на спине, белая шея. Эти внешние атрибуты женской красоты упоминаются Абаем в разных стихотворениях: «Белый лоб», «На воде, как челнок, луна».

Второй чтец: А.С.Пушкин также восхищался женской красотой. Лирическим шедевром явилось знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье», посвященное Анне Петровне Керн. С Керн Пушкин впервые встретился у своих знакомых в Петербурге. Спустя шесть лет она приехала в Тригорское к своей тетке Осиповой. Керн очаровала поэта. Перед отъездом молодой красавицы Пушкин принес ей отпечатанную первую главу «Евгения Онегина», куда был вложен листок со стихотворением. (Звучат романсы на слова Пушкина «Я встретил вас», «Я вас любил»). Пушкин всегда стремился нарисовать совершенный образ женской красоты. Одно из стихотворений так и называется «Красавица».

Первый чтец: Можно наблюдать перекличку мотивов в понимании сути поэтического слова в творчестве Гёте и Абая. Абай с горечью и презрением говорит о тех акынах, которые расточают «за подачку душевный жар свой, теша встречных лестью, забывая о подлинном смысле высокой поэзии». (Звучат стихотворения «Поэзия», «Острый разум чист»). Иронической усмешкой пронизано стихотворение «На базаре», в котором также идет речь о мнимом и подлинном в искусстве.

Незадолго до того рокового дня, когда ему нанесли последний удар, А.С.Пушкин написал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». В этом поэтическом завещании звучит гордое сознание совершённого жизненного и творческого подвига во славу человечности, добра, красоты и свободы. (Звучит стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»). Вольнолюбие Пушкина с особой силой в Петербурский период проявилось в стихотворении «Чаадаеву». (Звучит стихотворение «Чаадаеву»)

Заключительное слово учителя: Солнечными были глаза у Абая, Гёте и Пушкина.

ПУШКИН, ГЁТЕ, АБАЙ….

Вершины поэзии. Великие спутники бытия. Наставники и утешители. Всегда и во всем.

Зрячее око души.

Познание и постижение их творчества – праздник.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *