Статья «Использование ИКТ на уроках казахского языка и литературы, как фактор повышения качества обучения студентов»


Балгарина Бота Ашимовна

Преподаватель казахского языка и литературы

КГКП “Северо-Казахстанский

профессионально-педагогический колледж г. Петропавловск”

Конкурентоспособность современного специалиста определяется не только его высокой квалификацией в профессиональной сфере, но и готовностью решать профессиональные задачи в условиях иноязычной коммуникации. Казахский язык в организациях технического и профессионального образования является дисциплиной, выполняющей многостороннюю функцию в подготовке специалиста. Прежде всего, она оказывает определенное гуманитарное, общеобразова­тельное воздействие на личность студента, и вместе с тем казахский язык является частью профес­сиональной подготовки специалиста.  Так как после базового образования, на втором курсе изучается профессиональный казахский язык.

На  занятиях по казахскому языку у студентов формируется коммуникативные навыки, которые в дальнейшем они могут применить в практической деятельности. Развитие речевой деятельности студентов требует применения новых технологий.

Поэтому необходим поиск эффективных путей обучения государственному языку, основанных на инновационных технологиях. Новая технология – это методическая система, предназначенная для формирования и развития знаний и умений студентов[1].

В данном контексте традиционное обучение не может быть ведущим в целостном образовательном процессе. Значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность студента, создают все необходимые условия для его саморазвития, самовыражения. В соответствии с реформами в системе образования обучения казахскому языку в иноязычной аудитории должно основываться на  методике коммуникативно-направленного обучения[2].  Одним из новых направлений в обучении казахскому языку является современные информационно-коммуникативные технологии.

Информационно-коммуникативные технологии не только дают обучающимся возможность идти в ногу со временем, но и делают процесс обучения более интересным. Современные  информационно-коммуникативные технологии реализуют важнейший дидактический принцип – принцип наглядности. Объекты, представленные посредством  ИКТ, более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне, близость же знаний к реальной жизни делает эти знания более понятными.

Наиболее часто используемые элементы ИКТ в учебном процессе:
– электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
– интерактивные доски;
– электронные энциклопедии и справочники;
-программы тестирования;
-образовательные ресурсы Интернета;
– DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;
-видео и аудиотехника;
-интерактивные карты;
-интерактивные конференции и конкурсы;
-материалы для дистанционного обучения;
-научно-исследовательские работы и проекты;
-дистанционное обучение.

На уроках казахского языка и литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами студенты в Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоятельность студентов, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки в компьютерном классе развивают умение студентов работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только экономить время педагога, но и дает возможность студентам самим оценить свои знания, свои возможности. С помощью мультимедийного проекта демонстрирую  слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:

1) значительно сэкономить время на уроке;

2) повысить уровень наглядности в ходе обучения;

3) внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

К примеру, при подготовке к открытому уроку по казахскому языку по теме «Национальные игры» для реализации лексической темы, мною были представлены презентации, видео, слайды. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у студента логическое мышление. В процессе демонстрации презентации студенты приобретают опыт публичных  выступлений,  что является неотьемлимой частью в практической деятельности. [3].     Презентации позволяют преподавателю иллюстрировать свой рассказ. На уроке казахской литературы «Ыбырай Алтынсарин – мастер коротких рассказов». В “Киргизскую хрестоматию”, Ыбырай Алтынсарина вошли произведения устного народного творчества, переводы рассказов Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и И. И. Паульсона. На уроке по рассказам И. Алтынсарина – «Чистый источник», «Сын бая и сын бедняка», «Кипчак Сейткул» и др. студенты с помощью презентаций ярко и красочно представили задание инсценировать отрывки из рассказов Ыбырай Алтынсарина.

Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц. После таких занятий  изученный материал остаётся у студентов в памяти, как яркий образ, и помогает преподавателю стимулировать познавательную активность студента.
В наше время, когда технологии развиваются с безумной скоростью, книги всё больше отходят на второй план. Как же познакомить их с содержанием программных произведений? Здесь приходят на помощь диски с записями фильмов по их мотивам. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих студентов, а ещё заинтересовать им ребят, предложив фильм для домашнего просмотра. Студенты первого курса просмотрели дома фильмы Сабита Муканова «Ботагоз», Ильяса Есенберлина «Кочевники» и др. Позже на уроке их обсуждение вылилось в очень бурную дискуссию об их достоинствах и недостатках.

Очень часто на уроках литературы использую видеоролики из электронных учебников, музыкальные произведения поэтов и писателей, творчество которых изучается по программе. Так, под музыкальное сопровождение проходят уроки по творчеству великого поэта Абая Кунанбаева, Жамбыла Жабаева и других  классиков казахской литературы.

Достоинствами  электронных учебников являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием  компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития  современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться  в  динамике различные виды информации.

Использование информационных технологий в обучении – большая трудная работа. Она требует от учителя не только большой эрудиции, но и высокого методического уровня. Но эти  технологии оснащены всеми необходимыми компонентами, которые в совокупности с правильно отобранными другими технологиями обучения  становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Использование ИКТ на каждом уроке, конечно, не реально. Компьютер не может заменить учителя и учебник. Но они служат большим подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более результативной. Поэтому информационные технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении педагога другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно. [4]

В применении ИКТ на уроках казахского языка, можно выделить ряд рекомендаций для преподавателей, использующих информационно-коммуникационные технологии на уроках:

  • Педагогу следует четко представлять, какие формы ИКТ следует использовать на данном этапе урока, и оправдано ли это использование;
  • Необходимо заранее подбирать материал к уроку с использованием ИКТ, руководствуясь определенными критериями, адаптировать отобранный цифровой материал в соответствии с задачами и условиями обучения;
  • Педагогу должен планировать и организовывать самостоятельную работу студентов по предмету с привлечением ИКТ.
  • Педагог должен помнить о том, что перегруженность урока средствами ИКТ ведёт к нерациональному распределению рабочего времени, снижению активности обучающихся и эффективности обучения в целом.

Список литературы

 

  1. Караев Ж.А., Кобдикова Ж.У. Актуальные проблемы модернизации педагогической системы на основе технологического подхода. Алматы: Жазушы, 2005. 136с.
  2. Кунанбаева С.С. Современное иноязычное образование: методология и теории. Алматы, 2005. 210с.
  3. Нурманова А. М. Использование ИКТ на уроках — важный фактор повышения качества знаний на уроках казахского языка и литературы // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — С. 7-9.
  4. Коротаева Е. В. Психодидактика интерактивного обучения. 2008, № 8.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *