Мастер класс для родителей дошкольников по развитию памяти “Мнемические приемы”


Сеитова Алия Халеловна 
психолог 
КГУ Областная медико-психолого-педагогическая консультация Акмолинской области

Скачать материалы 

   Развитие памяти на основе мнемического приема (расширяем  имеющийся словарный  запас, умение строить внутренние взаимосвязи,  пользоваться обобщающим понятием).

 

 

                                    «Заячьи лапы».

                 (по рассказам  Паустовского К) ( для младших школьников).

 

             Часть 1. Обучение созданию мнемических опор.

 

 

 

Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем учиться запоминать текст. Сначала нужно прочитать рассказ, а потом выделить главные мысли этого рассказа. Для этого нужно несколько раз задать два вопроса по тексту: о ком (или о чем) говорится в начале текста, и что об этом говорится. После того как ответишь на эти вопросы, их снова надо задать (о ком или о чем?) говорится дальше, и что об этом говорится. И так будем работать до  конца текста. Все ли тебе ясно?»

Для чтения и последующей работы дается, например, рассказ «Заячьи лапы».

«Летом дед пошел на охоту в лес. Ему попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из ружья, но промахнулся. Заяц удрал. Дед пошел дальше. Но вдруг испугался: с одной стороны сильно тянуло дымом. Поднялся ветер. Дым густел. Дед понял, что начался лесной пожар, и огонь быстро прямо на него. По словам деда, и поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед побежал по кочкам, дым выедал ему глаза. Огонь почти хватал его за плечи.

            Вдруг из-под ног деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели. Дед обрадовался зайцу, как родному. Дед знал, что звери лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Они гибнут, когда огонь их окружает.

Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал:»Погоди, милый, не беги так шибко!» Заяц вывел деда из огня. Заяц и дед выбежали из леса к озеру. Оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и принес домой. У зайца обгорели задние ноги и живот. Заяц страдал. Дед вылечил его и оставил у себя.

            Это был тот самый зайчонок с рваным левым ухом, в которого стрелял дед на охоте».

После прочтения рассказа задаются вопросы.

Общие правила выделения мнемических опор:

  1. Текст не разбирается на части.
  2. Главные мысли выделяются по ходу чтения материала.
  3. Части формируются сами собой вокруг главных мыслей.
  4. Главные мысли текста должны иметь единую смысловую связь – «ручеек».
  5. Правильно выделенные основные мысли должны составить короткий

рассказ.

  1. Если какое-то записанное предложение не соответствует

остальным, значит,   выделена не главная мысль и нужно вернуться,  к этому

месту.

Мнемические опорные пункты (главные мысли) должны представлять собой развернутые, самостоятельно составленные или взятые из текста предложения.

 

 

 

Через 3-4 занятия оба вопроса: О ком (или о чем) говорится? и что про это  говорится?  сливаются в один, и пропадает необходимость  задавать их вслух.

Обучающая методика по созданию мнемических опор занимает 5-7 занятий с частотой 2-3 занятия в неделю по 20-30 минут. Запомнить и пересказать простой рассказа не составит труда для любого ребенка  с нормальным интеллектом. Но мнемическую  деятельность можно сделать более эффективной, используя вторую часть методики.

Часть 2. Составление плана.

Эта часть методики направлена на обучение составлению плана как смысловой опоры запоминания. Выделенные мысли представляют собой не просто коротенький рассказ об основном, но могут являться планом текста.

а) в пунктах плана должны быть выражены главные мысли, чтобы было понятно, о ком (или о чем) и что говорится в каждой части рассказа.

б) пункты должны быть связаны между собой по смыслу.

в) пункты плана должны быть четко выражены. Последнее требование означает, что пункты плана должны быть сформулированы в виде предложения, в котором есть подлежащее, сказуемое и другие члены предложения. Такое развернутое предложение действительно выражает главную мысль. Кроме того, план – это только инструмент, и каждый может выбрать такой инструмент, который ему больше нравится и позволяет достигнуть цели – запомнить.

После того как план составлен, нужно прочитать текст и отметить, что же говорится по первому пункту, по второму и т.п. Затем закрыть учебник и попробовать пересказать вслух все, что запомнил, подглядывая на план (но не в учебник). Затем прочитать еще раз текст, отмечая, что забылось при пересказе, а что помнится, и еще раз пересказать вслух. Параллельно в качестве  альтернативы можно просить ребенка использовать пиктограммы (схематичное изображение  ситуации, что в дальнейшем помогло бы  вспомнить  и осуществить  пересказ,  используя схемы, можно предложить ребенку вариант пересказа «Мы с тобой индейцы либо следопыты, которые могут читать  схемы, следы» и.т.д.). Таким образом, варьируя, подачу материала с учетом возраста и развития психических процессов родитель оказывает направляющую и стимулирующую помощь ребенку  в игровой форме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *