Урок по русскому языку на тему: «Спряжение глаголов. Закрепление».


Медрисова Асель Балтабаевна.

учитель начальных классов

Областной специальной коррекционной школы – интернат №3 города Степногорска

Задача: повторить и закрепить знания о спряжении глаголов.

Цели: совершенствовать умения учащихся определять спряжение глаголов, писать личные  окончания глаголов; создать условия для закрепления навыков правописания окончаний глаголов.

способствовать развитию речи учащихся, внимания, логического мышления; восприятия, мелкой моторики рук. Способствовать формированию навыков самоконтроля  и взаимоконтроля.

Воспитывать чувство коллективизма, интерес к предмету.

Тип урок : урок закрепления знаний.

Методы и формы: слово учителя, фронтальная работа, работа в паре, самостоятельная работа , самоконтроль.

Оборудование: карточки, таблица для игры «Муха» ,   алгоритм определения спряжений.

  1. Организационный момент

Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Повернитесь и поприветствуйте гостей улыбкой, а теперь друг друга. Вы способные, умные и, конечно же, у вас всё получится.  Работать мы будем под девизом”Хочешь грамотным быть – учись думать, мыслить” Желаю вам удачи!

  1. Повторение. Актуализация знаний.

Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы-ответы и догадайтесь, о какой части речи пойдет разговор.

(запись разговора)

Что вы любите больше всего?

– Люблю действовать.

– Что вы больше всего не любите?

-Не люблю предлоги и известную всем частицу.

– Что вы можете сказать о своей роли в речи?

– Что без меня предметы?

 

Лишь названия.

А я приду-

Все в действие придет.

– О какой части речи будет сегодня  разговор?

Слово глагол в Древней Руси обозначало речь человека.  Постепенно данное слово утратило свое старое значение.

– Скажите, что теперь оно обозначает! ( правило)

  1. Постановка учебной задачи.

Внимание на экран:   глаголить   разглагольствовать

 

-Прочитайте слова, объясните их лексическое значение. Проверьте по толковому словарю. (если ответят)

У вас возникло затруднение?

-Где мы можем узнать значение этих слов? ( в толковом словаре)

Глаголить – говорить.

(Глаголать, глаголовать что, говорить, сказывать, ) В.Даль.

Разглагольствовать- говорить многословно, бессодержательно.

Культура речевого общения. – 2010

– Что объединяет эти слова?

(глаголы, н.ф., однокоренные)

– Чем они отличаются? (спряжением)

– Сформулируйте тему  урока. (Спряжение глаголов)

– Мы умеем определять спряжение глаголов? (Да)

– Значит, что будем делать сегодня на уроке? (Закреплять знания и отрабатывать навыки определения спряжения  глаголов)

 

– Где нам пригодятся эти знания? ( грамотно писать безударные личные окончания глаголов)

– Что мы должны знать, чтобы правильно определить спряжение?

Что такое спряжение?  (правило)

Какие окончания имеют глаголы 1  и 2 спряжения?

Алгоритм  определения спряжения.

Глаголы-исключения ( стих)

 

(На доске дети составляют  схему –алгоритм определения спряжения)

Игра «Муха»  (упражнение на восприятие)

4 Решение учебной задачи.

Работа с учебником.

Внимание на экран:   портрет Петра 1 и яблоко

-Что вы видите?

-Какая между ними связь?

Ответить на этот вопрос вам поможет учебник. С. 115 упр.510.

Прочитайте текст.

-О каком яблоке идет речь?

А знаете ли вы, что картофель голландцы и французы называли – ЗЕМЛЯНОЕ ЯБЛОКО. Итальянцы – ТАРТУФЕЛЬ.  А немцы -КАРТУФЕЛЬ Но первое его имя было ПАПА – так называли её на родине в Южной Америке индейцы.

– Какая между картинками связь?

Выпишите из повествовательных предложений первого абзаца  глаголы.

Определите их спряжение. ( растут, не едят, варят, жарят)

– Какой глагол не нужно было выписывать?? Почему?

– проверка спряжения с объяснением по алгоритму. (1 у доски)

Работа в паре

« Мой кулинарный рецепт »

Вы, наверное, знаете, что картофель называют в народе вторым хлебом. Хотя сначала его выращивали из-за красивых цветов и считали несъедобным. Сейчас же ни один обед не обходится без этого овоща. Назовите самое любимое ваше  блюдо из картофеля? Давайте попробуем составить алгоритм приготовления картофельного пюре, использовать будем только глаголы.

 

-Что нужно сделать сначала?  (обсуждение)

 

Помыть

Отварить

Посолить

Нарезать

Почистить Растолочь

– Работать будем в паре, договоритесь и запишите эти глаголы в нужном порядке, определите спряжение.

-Самопроверка по эталону. Поднимите руки пары, которые не допустили ошибок.

Работа с пословицами.

О  картофеле или картошке, так называют её в народе, сложено много пословиц и поговорок. Найдите их у себя  на столе. Прочитайте.

Назовите пословицы, в которых глагол употреблен в форме:

– п.в., б.в., неопред. форме.

Ешь картошку и хлеб — проживешь до́ ста лет.

Картошка да каша – еда наша.

 

Свинье дали картошки, она просит апельсинов.

Картошку копать, не руками махать.

Любовь не картошка, не выбросишь в окошко.

Выпишите одну пословицу, которая больше всего понравилась, и выделите все изученные орфограммы, над глаголом укажите спряжение.

 

5.Физкультминутка.

Как живешь?

– Как идешь?

А бежишь?

– Ночью спишь?

Как плывёшь?

– Как берешь?

– А даешь?

– Как молчишь?

– А грозишь?

– Как сидишь?

 

  1. Закрепление

Уважают и почитают картофель в России: утверждают собственный ежегодный праздник, создают музеи, устанавливают памятники, пишут стихи.   Не каждому овощу такая честь! Дома вам предстоит поработать с одой о картошке. С уроков литературного чтения вы помните, что ода это…

Задание: у глаголов определить спряжение, время.

 

ОДА КАРТОШКЕ

 

Картошка полезна всем людям на свете:

Больным и здоровым, и взрослым, и детям.

Картошка спасала, картошка кормила,

Картошка – доступна: и вкусно, и мило.

Картошкой насыщены кушанья наши.

Мы любим картошку, не рыбу и каши.

Печёной, варёной бывает картошка,

Её можно много и можно немножко

Кто любит покушать, кого ждёт диета.

В оладьях и чипсах, пюре и котлетах.

И в борщ, и в солянку, в уху и в жаркое.

А если поход, то картошка – святое

В подвале картошка, в стихах и в фольклоре.

Поют про картошку и соло, и в хоре.

В застолье семейном, на лоне природы

Картошке – хвала, дифирамбы и оды!

  1. Контроль знаний.

Выполнение теста.

(тест предполагает выбор ответа: да или нет)

 

Тест “Спряжение глаголов”

Спряжение – это  изменение глагола по числам и лицам?

Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос: Что делал? Что делать?

Спряжение можно определять по неопределенной форме?

Ко I спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на -еть, -ать,-уть, -ыть, -оть;

У глаголов с ударным окончанием спряжение определяется по неопределенной форме, с безударным по окончанию?

Глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на -ить ( кроме брить, стелить) относятся к I спряжению?

7) У глагола прошедшего времени определяется спряжение?

8) Личные окончания глаголов I спряжения:  ЕШЬ, ЕМ, ЕТЕ, УТ-ЮТ?

9) Личные окончания глаголов 2 спряжения ИШЬ, ИМ, ИТЕ, УТ-ЮТ?                 10) Глаголы: гнать, держать, вертеть, видеть – относятся к 2 спряжению?

Анализ результатов ( на доске в виде диаграммы)

 

  1. Рефлексия.

Наше занятие подошло к концу, давайте подведем итог,

Закончите любое из выражений:

Мне понравилось…

На уроке я узнал, что…

Меня удивило…

Мне бы хотелось…

  1. Самооценка учащихся
  2. Оценка учащихся
  3. Домашнее задание: составить рассказ о школе используя глаголы настоящего и будущего времени.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *