Внеклассное мероприятие на тему: «Чудес полна могучая природа»


Медрисова Асель Балтабаевна.

учитель начальных классов

Областной специальной коррекционной школы – интернат №3 города Степногорска

Вводное слово:  Нет такого человека, которого бы совершенно не волновало судьба окружающей природы и соответственно его собственная судьба. Экологический кризис, угрожающий нашей планете, заставляет задумываться над этой проблемой. Мы долго жили представлениями о том, что природа вечна, бесконечна, неисчерпаема, щедра и всегда будет осыпать бесплатными подарками – человека.

Наша жизнь неотделима от природы. Она дает нам все для жизни и требует от нас бережного, уважительного отношения к себе.

Однако порой и взрослые и дети бездумно ведут себя по отношению к ней. Некоторые красивейшие водоемы превратились в сточные канавы, пересохли реки, ручьи…

СЦЕНКА. «РАЗНОЦВЕТНАЯ РЕЧКА»

Ведущий. Среди полей и лесов, окруженная травами да кустарникам, текла речка – чистая и прозрачная со студеной водой.

Бежит она, струится,

Сверкает и журчит…

Зарю встречая, птицы,

Кружатся у реки.

Щебечут над волной,

Их песенка звонка:

Ой, небо голубое!

Ой, реченька – река.

К реке спешил и животные, чтобы напиться; дети чтобы искупаться; рыбаки – наловить рыбы. Все любили эту реку… Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной: серой, желтой, красной, черной.

Плачет малая речонка,

Одолел речонку страх.

Стала речка тонкой-тонкой,

Обмела на глазах. (В. Викторов)

Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут. Выходят дети, на головах которых шапочки с силуэтами цветных рыбок.

Желтая рыбка. Соседка, почему ты такая красная?

Красная рыбка. На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берет на завод чистую воду, а другая сливает в нее грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты почему желтая как лимон?

Желтая рыбка. Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошел сильный дождь. Ручей с берега принес мутный поток. Чего только в нем не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь… А ты, подружка, чего такая фиолетовая?

Фиолетовая рыбка. Видела бы ты, какой на мне груз лежал? Банки, бревна, даже колеса! Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела… вот и стала фиолетовой – еле-еле выбралась из-под мусора.

Красная рыбка. Ой, смотрите, кто это?

Фиолетовая рыбка. Среди своих родичей я таких не видела.

Черная рыбка. Не пугайтесь, подружки, я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую разлили в нашей реке. Нефть тонкой пленкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и от нефти погибают.

Желтая рыбка. Что же нам делать? Как дальше жить?

Черная рыбка. Давайте попросим ребят помочь нам. Как очистить речку?

Ведущий. Ребята, вы внимательно послушали рыбок. Вспомните, отчего река стала цветной?

Составление модели на магнитной основе (или на доске)

Источники сточные воды заводов

загрязнения разливы нефти

воды мусор с кораблей

Ведущий. Один литр сточных вод приводит в негодность сто литров чистой воды. Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. 5 граммов нефтепродуктов затягивают пленкой 50 квадратных метров поверхности воды.

Пусть на земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остается в их навеки

Студеная и вкусная вода.

Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег, на котором я стою…

Большие дяди, взрослые мужчины,

Храните речку светлую мою! (Э. Огнецвет)

Ведущий. Ребята, а чем каждый из вас может помочь нашей речке?

Дети. Не бросать в воду мусор, не мыть в речке велосипеды и т.д.

Участник. В природе строгий порядок. Все в ней крепко-накрепко связано: живут по строгим законам и растения, и животные, и насекомые, рыбы, птицы. Волка, ястреба, тигра иногда называют «разбойниками». Попадает и зубастой щуке. А если разобраться, то нет у природы ни плохих зверей, ни хороших, ни злых, ни добрых. Все они нужны, все они важны. Много хищников – плохо, мало – тоже плохо. Не зря говорит пословица: «На то и щука, чтобы карась не дремал»

Участник. Многие думают, что хищным зверям легко живется. Ведь они сильные, у них острые зубы. Цепкие когти и грозные клыки. Плохо тем, за кем они охотятся. Ведь эти бедняги совсем беззащитные! Нет, не такие уж они и беззащитные! Никого Бог не обидел, у оленя – большие рога, у кабана – мощные клыки и толстая кожа, у черепахи – панцирь, у зайца – чуткие уши, косые глаза и быстрые ноги, птица от врага улетает, пчела – жалит. Еж – сворачивается в клубок, и попробуй его достань! Но выживает тот, кто ловчее, умнее, хитрее, кто лучше приспособлен к трудной, полной опасностей жизни.

Участник. Человек слишком долго брал все от природы. Леса вырубаются, моря мелеют, трудно представить себе землю без леса. Лес – чудесное творение природы! Без него давно бы прекратилась жизнь. Ведь листья деревьев, трава поглощает углекислый газ. Который мы выдыхаем и который выпускают фабрики, заводы, автомобили. Лес – это легкие нашей планеты. Он помогает сохранять в почве влагу. Без него окончательно бы пересохли реки и озера, не давали бы урожая поля и сады. В лесу растут ягоды, грибы, многие лекарственные растения, живут птицы и звери. Из деревьев люди изготавливают множество полезных вещей: дома, мебель, бумагу, ткань, карандаши и спички. Вот почему его надо сохранять и беречь. И хотя лесов на земле много, надо знать, что ни одно деревце нельзя сгубить зря.

Участник. Все так изранено в лесу,

Как после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти

Ни ели, ни сосны.

Березу ножиком пырнул

Какой-то хулиган.

Мне кажется, из-под коры

Моя слеза течет.

От этой черствости людской

Болит душа моя!

Под искалеченным дубком

Не ветер стонет – я.

Вот муравейник подожжен

Кощунственной рукой,

Мне кажется, горит не он,

А дом пылает мой.

Земля в ожогах и рубцах,

Как в дни большой беды,

Ушли, обидев красоту,

Смутив лесной уют,

Не услыхав, что за спиной

Все листья слезы льют.

Участник. Забывчивый охотник не разметал

Не растоптал костер, он в лес ушел,

А ветки догорали,

И нехотя, гадали до утра.

А утром ветер разогнал туман,

И ожил потухающий костер.

И сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес вошел,

И, как испуганная стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол,

И лес гудел от огненной метели,

С грозным треском падали стволы,

И как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

Появляется плакат: «Берегите лес от пожара!»

Участник. В лесу живут «братья наши меньшие», среди них много верных друзей. Птицы – защитники лесов, садов и огородов. Они уничтожают огромное количество прожорливых насекомых. Хищные птицы ловят на полях вредных грызунов. Птицы, украшают нашу жизнь. Для зверей и птиц созданы заповедники, но, не смотря на это, они гибнут от браконьеров.

Участник. Раненая птица в руки не давалась,

Раненная птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний

До сих пор мне снится,

На траве кровавой вздрагивает птица

Птицы, рыбы, звери в души людям смотрят

Вы их жалейте, люди.

Не убивайте зря.

Ведь небо без птиц – не небо!

А море без рыб – не море!

А лес без зверей – не лес!

СЦЕНКА «РАЗГОВОР НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ»

Ворона. (Оглядываясь, она в страхе…) Кар – р, кар – р, хулиганы! Ох, и тяжко нам живется, сколько бед от ребятишек! Как только увидят, так и норовят что-то кинуть!

На сцене появляется синица.

Синица. Бр-р-р, какой мороз! Здравствуйте, тетушка Ворона! А я слышу, кто-то каркает, дай, думаю, посмотрю. А тут вы, с кем это вы?

Ворона. Кар-р-р…еле ноги от школы унесла, отдышаться не могу! Хулиганье! (Ворона грозит крылом в сторону города). Сидела на заборе, смотрела, чем поживится, а ребята снежками в меня…

Синица. (Вздыхая) Да и нам, синицам, зимой не легче. Все летаешь, летаешь, смотришь, где бы какую крошку найти или кусочек сала. Иной раз за целый день так ничего и не найдёшь, голодный засыпаешь. А вы знаете, тётушка Ворона, что из десяти синиц за зиму выживает только девять…Бедные мы, бедные…

Ворона. Что тут и говорить, зимой всем птицам и зверям плохо. Вчера воробья встретила, на голод жаловался, говорит, что не знает, как переживёт зиму.

Синица А я тут недавно слышала, сорока трещала, что следующей зимой птицам легче будет. Говорит, школьники по всему городу кормушки развесят. А в них: семечки, хлебные крошки, сало…

Ворона. Что это ещё за кормушки ?

Синица. Да вон, видишь( показывает «крылом» в зал, где висит плакат, на нём – ребята, в руках их кормушки).

Ворона. Кар-р-р! И в самом деле! Я в прошлом году, помню, три дня не ела, сил нет. Ну, думаю, всё, конец пришёл. Глядь, а на дереве висит вот такая же кормушка. Заглянула в неё, а там семечки…

Синица. И мне той зимой плохо было: иногда подлетишь к кормушке, а там уже нет ничего…

Ворона. Как ты думаешь, сорока про кормушки правду сказала? А здорово было бы с кормушками!

Синица. Тётушка Ворона, а давай сами попросим ребят, чтобы они все – такие кормушки развесили и не забывали в них корм насыпать. И тогда зима нам ни почём! Ребята давайте бережно относиться к птицам.

Участник. Удивителен и мир насекомых. Их насчитывается около 2 миллионов видов. Некоторые насекомые опыляют растения. Это пчёлы и шмели. А другие – божьи коровки, и муравьи уничтожают тлю на кустах и деревьях, стрекозы – поедают комаров …

Ребята! Никогда не разоряйте муравейников. Лес, где живут муравьи всегда чист и свеж .В нём много ягод и грибов.

Участник. Конечно, беречь каждое деревце, каждую веточку, каждый цветок, не губить, не ломать их, не разорять птичьи гнёзда, не трогать муравейники очень трудно. Не загрязнять реки, пруды и озёра – ещё труднее .Но у нас , мне кажется, нет иного выбора.

Природа – наш дом мы должны содержать свой дом в чистоте.

Вода бесценна. Без нее нет жизни на земле.

Сохранять мы должны

Экологию страны!

Обращайтесь бережно с водой –

И будет она всегда живой!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *