Урок “Звук и буква Йй”
Арекешева Венера Кайрбаевна
Учитель начальных классов
ГУ “Общеобразовательная средняя школа – гимназия №11” города Актобе
Цель: Познакомить с новым согласным звуком [й] и буквой й, с особенностями звука [й’] и буквы «й»; активизировать умение делить слова на слоги.
Задачи: – учить слышать новый звук в речи, определять согласный звук в слове и вне слова, выделяя его в словах,формирование навыков чтения слов, предложений.
– развивать речь, умение распознавать гласные и согласные звуки, а также буквы, которыми обозначают на письме эти звуки, развивать фонематический слух, память, мышление.
– воспитывать интерес к уроку, самостоятельность, уважение друг к другу.
Оборудование: Буква Й, проектор, слайды, пропись, букварь, карточки с заданием.
Тип урока: изучение новой темы
Методы: словесный, наглядный.
ХОД УРОКА
- I. Организационное начало урока.
– готовность к уроку
– психологический настрой.
Мы сюда пришли учиться
Не лениться, а трудиться
Работаем старательно, слушаем внимательно.
Сообщение темы:
Расскажите, какой сегодня день?
– Зимний, прохладный, холодный, морозный.
-Какой звук вы используете в конце слова (й)
– Когда вы пораните пальчик, как вы кричите? ( Ай-ой)
– Чем обрабатываете пальчик? (Йодом)
– Какой звук вы слышите? (Й)
-Это мягкий согласный звук. (Слайд № 1, буква Й)
Сегодня на уроке мы научимся распознавать звук [й], научимся читать и писать строчную букву Й.
- II. Тема урока:
Букву Й зовут “и кратким”
Й как И в твоей тетрадке
Чтоб Й не перепутать с И
Сверху галочку пиши. (слайд 2)
Работа в прописи.
Я тетрадь свою открою открою и наклонно положу
И друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу.
– прописывание строчной буквы Й.
Физминутка.
Утро настало, солнышко встало
Вставай большак, вставай указка,
Вставай середка, вставай сиротка,
Вставай крошечка – митрошечка
Привет, ладошечка! (тоже самое с левой рукой)
Игра “Доскажи словечко”
а) Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется …. (трамвай) (слайд 3)
б) Что мы ели, угадай?
Испекли мы … (каравай) (слайд 4)
в) Что нам пели, угадай?
Баю – … (бай) (слайд 5)
г) Что в стакане, угадай?
Сладкий … (чай) (слайд 6)
– Работа у доски. Выполним звуковой анализ слов: трамвай, чай, каравай.
Игра “Узнай звук”
– Если в слове есть звук [й], хлопайте в ладоши, если нет руки перед собой.
Слова: лиса, чайник, йод, игрок, лицо, йогурт, ножницы, соловей, автобус, хитрый, йог, машина, змей, имя, чай.
– Когда чаще всего встречается звук [й] в начале, в середине или в конце слова? (чаще в середине и в конце слова).
В начале слова встречается редко. Надо запомнить три слова: йогурт, йод, йог. (слайд 7)
Чтение.
Почитаем слоги: ай, ой, ий, ый, уй, мой, вой, рой, твой, свой, трамвай, строй, стройка. (слайд 8)
– чтение текста “Зайка”
Физминутка.
Мы ногами топ – топ, мы руками хлоп – хлоп
Мы глазами миг – миг, мы глазами чик – чик,
Раз сюда, два сюда, повернись вокруг себя.
Раз присели, два привстали, руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали Ванькой – встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали и подскоки делать стали.
А потом пустились вскачь, будто мой упругий мяч.
Раз -два, раз-два, заниматься нам пора.
Работа по карточке.
– Прочитай и спиши слова в тетрадь: змей, соловей, майка, лейка, зайка, гайка, мой.
– самопроверка.
III. Итог урока.
Рефлексия. Я узнал …
Мне понравилось …
Я не понял …
Прозвенел опять звонок и закончился урок!
Вы, ребята, отдохните, силы новой наберите
Это нужно детворе для здоровья при игре.
Спасибо за урок. Урок закончен.