Использование приемов ТРИЗ в начальной школе


 Использование приемов ТРИЗ в начальной школе.

(ТРИЗ – теория решения изобретательских задач)

Учитель начальных классов СОПШ №41

г. Павлодара Байдельдинова Анар Жумабаевна

Основной целью работы с младшими школьниками должно стать не обучение (т. е. «вкладывание» в детей пресловутых знаний, умений, навыков, а развитие мышления.

идеально, чтобы в конце начальной школы дети обладали следующими качествами:

  • свободно ориентироваться в системной иерархии окружающего мира, умели рассматривать свойства объекта в системе, составлять план рассказа, выполнять системный переход при решении задач;
  • умели:

-формулировать противоречия по заданной схеме и разрешать их известными способами;

-пользоваться простыми словесными алгоритмами;

–  не только получать, применять приёмы фантазирования, фантастические объекты, но и представить их зрительно, в действии;

  • обладали способностью вычленить приём и применить его в конкретном случае;
  • имели развитое ассоциативное мышление, образную речь.

Чтобы выработать эти качества у детей я использую в своей педагогической деятельности следующие приёмы ТРИЗ:

Модель «Элемент – имя признака – значение признака» для рассмотрения составных частей изучаемого явления и их значений.

Модель «Да – нетка» – метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да – нет»

Модель «Системный лифт»  для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части

другого более крупного объекта (познание мира, русский язык).

Модель «Создай паспорт»  для систематизации, обобщения полученных знаний, для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, познание мира, литературное чтение).

Приведу пример использования приёмов ТРИЗ на уроке русского языка во 2 классе.

Тема урока: Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.

Цель:Совершенствовать умение детей обозначать мягкость согласного при помощи мягкого знака.

Развивать внимание, орфографическую зоркость.

Воспитание наблюдательности и усидчивости.

Оборудование:схемы-опоры, интерактивная доска.

Ход урока

I Мотивационно-целевой.

Минутка чистописания

Словарно-орфографическая работа

Использую презентацию «Словарные слова», где с помощью предметной картинки учащиеся находят слово, составляя это слово по буквам (на интерактивной доске) и записывают в словарики.

С данными словами дети сами составляют предложение. Н: Девочка сидела на диване и ела апельсин.

II Операционно-познавательный

 Изучение нового материала

Стадия вызова: Я загадала слово. Оно есть среди слов, записанных на доске. Отгадав его, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет.

На доске: коньки, багаж, свеча, карандаш.

Выходим на слово коньки. Обговариваем написание данного слова, выполняем звуковой анализ слова.

– Какую роль выполняет «ь» в слове? («ь» служит для обозначения мягкости согласных )

– Что вы о нем можете рассказать?  (не имеет звука)

Работа по учебнику.

Чтение учащимися сказки «Хвастун».

– Кто же поставил на место хвастунишку?

-Отчего же согласные и без него стали мягкими?

Создадим паспорт нашему герою

Имя-Мягкий знак

Автор- Г. Сорокин

Прописка-Сказка

Где живет-в стране Грамматика

Кем служит-«ь» служит для обозначения мягкости согласных

Выполнение упр 201 по заданию.

(дополнительно даю задание)

Закончите предложения

Летом мы с мамой  ходили в …  Там мы  увидели…Маму интересуют …А я люблю таких животных как…Они такие… Мы очень любим…!

Физкультминутка

Работа по группам

Помоги Диме собрать слова. Распредели их по столбикам

1 вариант-запиши слова с мягким согласным в середине слова

2 вариант- запиши слова с твердым согласным в середине слова

Чтение правила на стр 78

Выразительное чтение стихотворения о мягком знаке детьми

Он очень вежлив, мягкий знак,

Не любит споров он  и драк.

Он в слове мать и в слове дочь,

И тихом лунном слове ночь.

Чтоб никого не огорчить,

Он все старается смягчить.

Занимательные упражнения

-Как превратить мел- в мелкое место? (мель)

-Угол- в топливо? (уголь)

-Шест- в число (шесть)

Сравните эти слова:

-Сколько в них букв? Звуков?

-Почему?

– Зачем нужен «ь»?

Самостоятельная работа упр204 стр 78

III Рефлексивно – оценочный

Синквейн

1строка-ключевое слово (мягкий знак)

2 сторка-2 слова, обозначающих признак (хитрый, мягкий)

3 сторка- 3 слова, обозначающих действие(не произносится, обозначает,указывает)

4 строка-фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме (указывает на мягкость согласного звука)

5 строка-вывод( нет звука). Выставление оценок за урок. Домашнее задание стр.80 упр207

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *