Урок – практикум «Различение наречий и имён прилагательных»


Нуркина Тамара Чайзатовна

Учитель русского языка

ГУ « Школа  – гимназия № 24» г. Костаная

Скачать материалы

Цель урока: систематизировать  знания учащихся об имени прилагательном и наречии; совершенствовать умение различать наречие от прилагательного; отрабатывать навык различения этих частей речи  друг от друга; воспитывать интерес к  русскому языку; развивать умение работать  паре и в группе.

Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний.

Модули: Новые подходы в обучении и преподавании; учёт возрастных особенностей; обучение КМ; использование ИКТ; оценивание для обучения и оценивание обучения; управление и лидерство в обучении; обучение одарённых и талантливых детей.

Методы и приёмы: проблемное изложение; частично- поисковый; приёмы КМ; практический.

Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями, листы и маркеры

                                                          Ход урока.

  1. Психологический настрой.

Ребята, сегодня на уроке нам предстоит очень большая работа. Чтобы  у нас с вами всё получилось, давайте настроимся на позитив.

Закройте глазки, погладьте левую  сторону груди, чтобы нормализовалась работа сердца; погладьте голову, чтобы она хорошо работала; погладьте правую руку, чтобы она красиво писала; повернитесь к соседу, улыбнитесь,  пожмите ему руку и пожелайте  успехов.

Открываем тетради, записываем число, классная работа. Пропускаем строчку для темы урока.

  1. .Минутка чистописания.

-ая;- яя;- ий;- ый;
– ое; – ее;- ие;- ой;- ые.

  1. – Что вы можете сказать о записях? Это окончания имён прилагательных
    -А как вы определили, что это именно окончания прилагательных?
    К этим окончаниям мы ещё вернёмся.
  • Этот этап работы пройдёт под девизом: Лучшее ученье- это повторенье. У каждого есть оценочный лист, который нужно заполнять во время урока:
Задание самооценка спикер учитель итог

 

  1. Словарный диктант: Машина, чайник,  ванна, опасный, чудесная, жить, животное, прекрасно, дочка, перрон, местное, чудесно, щука, поля, блокнот, добро. Взаимопроверка в парах: 16 -15вер -5, 14- 12 вер -4,  11 вер -3
  2. К каким частям речи относятся данные слова? Почему? Докажите.
  3. А существует ли связь между этими словами? Какая? Существительные согласуются с прилагательными. Наречия с глаголами.
  4. Можно ли их объединить в группы? ( родовые окончания – ж.р, м.р., ср.р.)
  5. Смена пар. Распределительный диктант: ж.р.     м.ж.    ср.р.

 

 

  1. Смена пар. Выборочный диктант: Из текста только наречия выписать
  2. На уроке займёмся исследованием.: А любое исследование начинается с определения проблемы, которую нужно решить. Итак, проблема : Как отличить прилагательное от наречия?
  • Что такое исследование?
  • Чтобы исследование прошло успешно, результативно вам понадобиться умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
  • Анализировать тему мы будем,  работая в группах.
  • Вспомните правила работы в группах.
  • Правила: читать- вдумчиво, писать – грамотно, слушать – внимательно, говорить – внятно, доступно!
  1. Итак, делимся на группы

 

  1. Деление по пословицам: будем трудиться, поэтому пословицы о труде- соберите пословицу из слов: Без труда не выловишь  рыбку из пруда. Терпенье и труд все невзгоды перетрут.
  2. Объяснение работы в группе: правила, оценивание в группе, оценивание другой группы.
  3. Разминка: Блиц-опрос Да-НЕТ Другая группа внимательно следит за ответами и фиксирует ответы.
  4. Вопросы для 1 группы:

Имя прилагательное относится к самостоятельным частям речи?

Имя прилагательное обозначает предмет?

ИП обозначает признак предмета?

ИП отвечает на вопросы Где куда откуда как

ИП отвечает на вопросы Какой какая какое какие

Ип в предложении бывает чаще всего обстоятельством?

ИП изменяется по родам, числам и падежам?

ИП употребляется с существительными

Вопросы для 2 группы:

Наречие – служебная часть речи

Наречие обозначает признак действия

Наречие обозначает признак предмета

Наречие отвечает на вопросы Какой

Наречие отвечает на вопросы Как где куда когда

Наречие в предложении чаще всего бывает определением

Наречие изменяется по родам, числам и падежам

Наречие употребляется с глаголами

  1. Составляем кластер : 1 группа: Прилагательное  2 группа – наречие.
  2. Защита кластеров: группы оценивают друг друга.
  3. Физминутка: если наречие приседаем, если прилагательное встаём, если сущ- руки вверх, если глагол – руки в стороны.
  4. Образуйте от прилагательных наречия 1 группа:

Весёлый- …

Строгий-…

Быстрый…

Шумный-..

Вежливый-…

2 группа: от наречий прилагательные:

Громко-..

Тихо-…

Грустно-..

Грубо-…

Тактично-..

  1. Ребята, сегодня на уроке я предлагаю поговорить о слове «Вежливый».
  2. Есть высказывание: Ничто не стоит так дешёво и так дорого как вежливость. Как вы понимаете эти слова?
  3. Какого человека мы называем вежливым? Давайте подберём к нему синонимы- воспитанный, тактичный, добрый.
  4. А знаем ли мы народные изречения, пословицы о доброте, о вежливости, об уважении к старшим? Зачитывают дом. задание
  5. Фронтальная беседа.

Кого называют «люди старшего поколения»?

Можно ли к этой группе людей отнести всех, кто старше вас?

Как вы думаете, имеем ли мы право грубить людям старше себя?

Необходимо ли помогать старикам?

Убеждены ли вы в том, что наш долг уважать дедушек и бабушек?

Любите ли вы маму и папу?

А бабушку и дедушку? За что?

 

 

Беседа. 

Мы должны проявлять больше внимания и любви к старым людям: и к тем, которые живут рядом с нами, и к тем, с которыми случайно встречаемся на улице. Нам необходимо помнить, как мы относимся к своим бабушкам, дедушкам, родителям, так и к нам в свое время будут относиться наши дети и внуки.

 

 

Приведите примеры жизненных ситуаций, когда вы можете помочь человеку старшего поколения.

  1. Примеры из нашей школы- Бабушки и дедушки приводят и уводят внуков в школу.

 

  1. В русской литературе очень много произведений, в которых детские писатели хотели, чтобы дети не просто читали большие и маленькие рассказы, а, «прочитав рассказ, думали о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных».
  2. Начнём мы с произведений Валентины Александровны Осеевой.

Чтение и анализ произведений в группах.

«Просто старушка.» – 1 группа.   «Печенье.» – 2 группа  «Рыцарь.» – 3 группа 

 

Солнце – символ добра, света, любви.

Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко! Не случайно, народная мудрость гласит: Доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. Запишите на лучах добрые слова и приклейте к солнцу

 

Задание: списать, вставить пропущенные буквы, над прилагательными и наречиями поставить вопросы.

В каждом человек… и звер… живёт мален…кий тёплый солнечный зайч…к. И если к живому существу отнестись с д…бром, то в нём этот солнечный зайчик проснётся и ответит тебе добром. И если тебе покажется, что ч…ловек – злой или делает плохо, ты сазу (не) сердись на него.  Это значит, что солнечный зайчик крепко заснул. Ты постарайся разбудить его и увид…шь, как всё будет хорошо!

  1. Рефлексия.

Метод пяти пальцев:  мизинец- Что я сегодня узнал нового?

Безымянный – чего я сегодня достиг на уроке?

Средний- кому помог на уроке?

Указательный-  что мне нужно повторить ещё?

Большой- достиг ли  целей?

  1. Оценивание. Спикер в группе оценивает работу каждого участника; в индивидуальном оценочном листе каждый выводит свою оценку; учитель выставляет среднюю оценку за урок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *