Урок – практикум «Различение наречий и имён прилагательных»
Нуркина Тамара Чайзатовна
Учитель русского языка
ГУ « Школа – гимназия № 24» г. Костаная
Скачать материалы
Цель урока: систематизировать знания учащихся об имени прилагательном и наречии; совершенствовать умение различать наречие от прилагательного; отрабатывать навык различения этих частей речи друг от друга; воспитывать интерес к русскому языку; развивать умение работать паре и в группе.
Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний.
Модули: Новые подходы в обучении и преподавании; учёт возрастных особенностей; обучение КМ; использование ИКТ; оценивание для обучения и оценивание обучения; управление и лидерство в обучении; обучение одарённых и талантливых детей.
Методы и приёмы: проблемное изложение; частично- поисковый; приёмы КМ; практический.
Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями, листы и маркеры
Ход урока.
- Психологический настрой.
Ребята, сегодня на уроке нам предстоит очень большая работа. Чтобы у нас с вами всё получилось, давайте настроимся на позитив.
Закройте глазки, погладьте левую сторону груди, чтобы нормализовалась работа сердца; погладьте голову, чтобы она хорошо работала; погладьте правую руку, чтобы она красиво писала; повернитесь к соседу, улыбнитесь, пожмите ему руку и пожелайте успехов.
Открываем тетради, записываем число, классная работа. Пропускаем строчку для темы урока.
- .Минутка чистописания.
-ая;- яя;- ий;- ый;
– ое; – ее;- ие;- ой;- ые.
- – Что вы можете сказать о записях? Это окончания имён прилагательных
-А как вы определили, что это именно окончания прилагательных?
К этим окончаниям мы ещё вернёмся.
- Этот этап работы пройдёт под девизом: Лучшее ученье- это повторенье. У каждого есть оценочный лист, который нужно заполнять во время урока:
Задание | самооценка | спикер | учитель | итог |
- Словарный диктант: Машина, чайник, ванна, опасный, чудесная, жить, животное, прекрасно, дочка, перрон, местное, чудесно, щука, поля, блокнот, добро. Взаимопроверка в парах: 16 -15вер -5, 14- 12 вер -4, 11 вер -3
- К каким частям речи относятся данные слова? Почему? Докажите.
- А существует ли связь между этими словами? Какая? Существительные согласуются с прилагательными. Наречия с глаголами.
- Можно ли их объединить в группы? ( родовые окончания – ж.р, м.р., ср.р.)
- Смена пар. Распределительный диктант: ж.р. м.ж. ср.р.
- Смена пар. Выборочный диктант: Из текста только наречия выписать
- На уроке займёмся исследованием.: А любое исследование начинается с определения проблемы, которую нужно решить. Итак, проблема : Как отличить прилагательное от наречия?
- Что такое исследование?
- Чтобы исследование прошло успешно, результативно вам понадобиться умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
- Анализировать тему мы будем, работая в группах.
- Вспомните правила работы в группах.
- Правила: читать- вдумчиво, писать – грамотно, слушать – внимательно, говорить – внятно, доступно!
- Итак, делимся на группы
- Деление по пословицам: будем трудиться, поэтому пословицы о труде- соберите пословицу из слов: Без труда не выловишь рыбку из пруда. Терпенье и труд все невзгоды перетрут.
- Объяснение работы в группе: правила, оценивание в группе, оценивание другой группы.
- Разминка: Блиц-опрос Да-НЕТ Другая группа внимательно следит за ответами и фиксирует ответы.
- Вопросы для 1 группы:
Имя прилагательное относится к самостоятельным частям речи?
Имя прилагательное обозначает предмет?
ИП обозначает признак предмета?
ИП отвечает на вопросы Где куда откуда как
ИП отвечает на вопросы Какой какая какое какие
Ип в предложении бывает чаще всего обстоятельством?
ИП изменяется по родам, числам и падежам?
ИП употребляется с существительными
Вопросы для 2 группы:
Наречие – служебная часть речи
Наречие обозначает признак действия
Наречие обозначает признак предмета
Наречие отвечает на вопросы Какой
Наречие отвечает на вопросы Как где куда когда
Наречие в предложении чаще всего бывает определением
Наречие изменяется по родам, числам и падежам
Наречие употребляется с глаголами
- Составляем кластер : 1 группа: Прилагательное 2 группа – наречие.
- Защита кластеров: группы оценивают друг друга.
- Физминутка: если наречие приседаем, если прилагательное встаём, если сущ- руки вверх, если глагол – руки в стороны.
- Образуйте от прилагательных наречия 1 группа:
Весёлый- …
Строгий-…
Быстрый…
Шумный-..
Вежливый-…
2 группа: от наречий прилагательные:
Громко-..
Тихо-…
Грустно-..
Грубо-…
Тактично-..
- Ребята, сегодня на уроке я предлагаю поговорить о слове «Вежливый».
- Есть высказывание: Ничто не стоит так дешёво и так дорого как вежливость. Как вы понимаете эти слова?
- Какого человека мы называем вежливым? Давайте подберём к нему синонимы- воспитанный, тактичный, добрый.
- А знаем ли мы народные изречения, пословицы о доброте, о вежливости, об уважении к старшим? Зачитывают дом. задание
- Фронтальная беседа.
Кого называют «люди старшего поколения»?
Можно ли к этой группе людей отнести всех, кто старше вас?
Как вы думаете, имеем ли мы право грубить людям старше себя?
Необходимо ли помогать старикам?
Убеждены ли вы в том, что наш долг уважать дедушек и бабушек?
Любите ли вы маму и папу?
А бабушку и дедушку? За что?
Беседа.
Мы должны проявлять больше внимания и любви к старым людям: и к тем, которые живут рядом с нами, и к тем, с которыми случайно встречаемся на улице. Нам необходимо помнить, как мы относимся к своим бабушкам, дедушкам, родителям, так и к нам в свое время будут относиться наши дети и внуки.
Приведите примеры жизненных ситуаций, когда вы можете помочь человеку старшего поколения.
- Примеры из нашей школы- Бабушки и дедушки приводят и уводят внуков в школу.
- В русской литературе очень много произведений, в которых детские писатели хотели, чтобы дети не просто читали большие и маленькие рассказы, а, «прочитав рассказ, думали о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных».
- Начнём мы с произведений Валентины Александровны Осеевой.
Чтение и анализ произведений в группах.
«Просто старушка.» – 1 группа. «Печенье.» – 2 группа «Рыцарь.» – 3 группа
Солнце – символ добра, света, любви.
Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко! Не случайно, народная мудрость гласит: Доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. Запишите на лучах добрые слова и приклейте к солнцу
Задание: списать, вставить пропущенные буквы, над прилагательными и наречиями поставить вопросы.
В каждом человек… и звер… живёт мален…кий тёплый солнечный зайч…к. И если к живому существу отнестись с д…бром, то в нём этот солнечный зайчик проснётся и ответит тебе добром. И если тебе покажется, что ч…ловек – злой или делает плохо, ты сазу (не) сердись на него. Это значит, что солнечный зайчик крепко заснул. Ты постарайся разбудить его и увид…шь, как всё будет хорошо!
- Рефлексия.
Метод пяти пальцев: мизинец- Что я сегодня узнал нового?
Безымянный – чего я сегодня достиг на уроке?
Средний- кому помог на уроке?
Указательный- что мне нужно повторить ещё?
Большой- достиг ли целей?
- Оценивание. Спикер в группе оценивает работу каждого участника; в индивидуальном оценочном листе каждый выводит свою оценку; учитель выставляет среднюю оценку за урок.