Статья «Особенности обучения русскому языку младших школьников в классах с государственным языком обучения»


Нуркина Тамара Чайзатовна

Учитель русского языка

ГУ « Школа  – гимназия № 24» г. Костаная

Успешное овладение знаниями по русскому языку в начальных классах общеобразовательной школы с государственным языком обучения невозможно без интереса детей к учёбе.  Необходимо  показать  младшим школьникам как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.

Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности, т.к. у учащихся появится стремление расширять свои знания по русскому языку как языку межнационального общения, совершенствовать свою речь.

Современная школа, на мой, взгляд, это школа, где ученики должны получать не готовые знания, а научиться добывать знания самостоятельно.     Моя первостепенная задача как учителя – обучить учеников тому, как учиться, способствовать формированию независимых, самомотивированных, увлечённых, уверенных, ответственных личностей с развитым критическим мышлением. Все эти качества я должна формировать на уроке. Поэтому стараюсь качественно, на высоком методическом уровне планировать каждый урок.

Есть правило: как начнёшь урок, так он и продолжится. В самом начале задаются темп, динамика, увлечённость детей. Включить ребят в работу, внести позитив – важная задача. В этом помогает правильно подобранный и проведённый психологический настрой. Этот игровой метод формирует  у учащихся сплочённость, собранность, доброжелательность по отношению друг к другу. Подбирая эмоциональный настрой необходимо учитывать возраст детей,  сложившийся психологический климат в классе. Для этого я использую различные психологические  тренинги: «Круг радости»: дети, взявшись за руки, образовывают  круг, улыбаются  и говорят  друг другу приятные, добрые слова, желают  удачи.

Или такой приём как «Изобрази своё настроение в цветах»: зеленый – хорошее, синий – не очень, красный – нет настроения.

Создавая для детей комфортный микроклимат на уроке, я использую такие приемы как: «Улыбка другу», «Пожелание», «Фейерверк». Такая работа, способствует положительному настрою учащихся к дальнейшей работе, которая предусматривает активный диалог.

Одной из важных своих задач считаю развитие у детей критического мышления.

Я часто использую на своих уроках методы и приёмы технологии развития критического мышления: «Мозговая атака», «Знаю – узнал – хочу знать», составление кластеров, пятистишья, ассоциации, диаграмму Венна. Эта технология дает возможность развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся. С применением этой технологии  повышается уровень самооценки каждого учащегося.

Также на уроках  я использую парные и групповые формы работ через такие стратегии как: «Фишбоун», «Кластер», «Горячий стул», «Карусель», «Мозговой штурм», а также задания творческого характера.

Развитию мышления, речи учащихся, активизации их словаря способствуют задания творческого характера. Творческие задания позволяют детям создавать что-то новое, свое: рисунок, новый рассказ, начало текста и т.д.

По моему мнению, уже в начальных классах  нужно больше уделять внимания  на анализ текста. Анализ текста направлен на то, чтобы формировать навыки выполнения поисковых,  проблемных и творческих действий. От первой встречи с текстом, от того, какие вопросы и задания к текстам будут предложены, зависит, насколько успешно будет развиваться творческое воображение учащихся.

Первый шаг в формировании творческого мышления – ответы на поставленные вопросы, позволяющие выяснить, каково первое впечатление от прочитанного: «Понравилось ли тебе произведение? Чем именно? Почему рассказ так назван? Что нового и интересного вы узнали из текста? Какова главная мысль текста? Назовите ключевые слова текста? и другие».

Если произведение пробудило в ребенке внутренние мотивы, потребность высказать чувства, которые он испытал при чтении, значит, созданы определенные условия для успешного анализа прочитанного, перехода от репродуктивных упражнений к творческим. Здесь можно воспользоваться пирамидой Блюма – от простого к сложному: по предложенным критериям, на основе образца создать другой текст, а затем преобразовать текст, создать совершенно новый текст, сочинить сказку или стих, дать собственную оценку действиям героев.

Можно предложить ученикам задания, позволяющие идти от понимания темы, содержания, идейного смысла произведения к размышлениям об особенностях поведения героев, их оценке, к предложениям о возможных вариантах развития сюжета.

Научить писать сочинения – дело очень непростое, и в этом помогают сочинения – миниатюры. Ученикам предлагается тема, и они в свободной форме должны выразить свои чувства, мысли, переживания.

Мини – сочинения позволяют учителю не только проследить степень эмоционального воздействия на ребенка, но и увидеть процесс формирования у него нравственных ценностей. Так, например, ученик  4 класса «А» Ержанов Данияр после цикла уроков по теме «Зима» пишет сочинение на тему «Зима»: «Наступила зима. Зима холодная, идет снег. Снег белый, пушистый. Он  блестит, как серебро, и слепит глаза. Снегопад неожиданно превратился в метелицу, началась буря. Мороз крепчает и ветер усиливается. Он воет и воет без остановки, такой сильный, что сбивает с ног прохожих. А когда дует пронизывающий ветер и погода такая холодная, даже не хочется куда – то выходить».

Такие сочинения являются свидетельством динамики в развитии интеллекта ребенка, который приобретает умение самостоятельно, творчески осмысливать прочитанное, переходить к созданию собственных текстов.

На уроках я использую такие виды работ: составление рассказа, сказки по заданной теме (составь устный рассказ; попробуй написать письмо другу в котором расскажешь о празднике Наурыз).

В развитии творчества учащихся младшего возраста большую роль играет моторика рук (рисование). После чтения текста учащиеся рисуют рисунки. Рисунки развивают следующие креативные качества : воображение, фантазию.

Так ученики 3 классов после уроков на тему «Птицы» нарисовали прекрасные рисунки экзотических птиц.

Еще одно творческое задание, уже коллективное, требующее понимания содержания языковых особенностей текста – озаглавить его. Особый интерес для учащихся представляют задания, связанные с перестройкой текста. Детям нравится придумывать новую концовку. Например, даю задание: составьте текст на тему «Если бы я был лесником», «Если бы я понимал язык птиц» и т.д. Прочитав начало текста, ученики творчески переделывают ход повествования, придумывают разные концовки, выражая свое отношение к описываемым событиям.

Развивая связную речь, необходимо обучать повествованию, описанию и элементам рассуждения. Дети часто пишут сочинения разного типа: описание, повествование и рассуждение («Книги читаю – мир открываю», «Моя Родина – Казахстан», «Моё любимое домашнее животное», «Любимый вид спорта», «Зима» и другие).

В школах с казахским языком обучения на первом месте должно стоять диалоговое обучение. Дети часто составляют диалог по образцу. Диалог – наиболее близкая форма речи для детей, позволяющая воспринимать неродной язык фразами. Важно создавать на уроке речевые ситуации, близкие к естественным жизненным условиям, требующие от ученика обмена мыслями, участия в обсуждении данной темы («В магазине», «В библиотеке», «В аптеке» и другие).

Диалоги на уроке составляются парные, групповые.

Уроки русского языка в начальных классах казахской школы – это уроки развития творческого воображения, уроки развития речи, обогащения словарного запаса. Существует многообразие приёмов и методов сделать уроки насыщенными, интересными, эффективными, приносящими радость и удовлетворение,   как ученикам, так и учителю. Моя задача как учителя неустанно их находить и применять на уроке.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *