Статья «Творить чудеса своими руками»


Гололобова Людмила Николаевна

 воспитатель

 ГККП «Ясли – сад №16 акимата города Костаная
отдела образования акимата города Костаная»

Как известно, дошколята очень любознательны, стремясь познать окружающий их мир всеми своими органами чувств. В большинстве своем они хотят всему научиться, делать своими руками, удивлять всех своими успехами.

В последние годы заметно возрос интерес к художественному конструированию из бумаги в различных техниках: «бумагопластика», «квилинг», «оригами». Надо отметить, что эти техники не стоят в своем развитии на месте, так как вышли за рамки принятых представлений. Любители мастерить поделки из бумаги все время совершенствуют свои умения, придумывают и создают поистине сказочные бумажные творения!

Так  искусство «оригами», привлекающее и взрослых, и детей, много лет назад перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах. Уже давно доказано, что оригами не только увлекательно и интересно, но и очень полезно для детей – дошкольников благодаря своему разностороннему влиянию. Поэтому искусство конструирования из бумажного квадрата все  больше занимает свои позиции в процессе формирования познавательных и творческих компетентностей дошкольников.  Оригами, в какой-то степени, является  и средством решения многих учебно-воспитательных задач.

Работая с воспитанниками  старшей группы,  я  посвятила вариативный курс «Волшебный квадрат» ознакомлению с волшебным миром «оригами». По моему мнению, этот вид искусства обладает многими достоинствами, а именно, благоприятно влияет на развитие мелкой моторики и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, логика, воображение, а, следовательно, на развитие интеллекта в целом, в том числе,  и на развитие речи.

Но развитие умственных способностей – не единственное назначение оригами в работе с дошкольниками. В процессе занятий и при использовании полученных фигурок мне удавалось решить многие другие задачи обучающего и воспитательного характера.

Нужно отметить, что мои дети с нетерпением ждали занятий  с «волшебным квадратом», так как, играя с бумагой, они экспериментировали, обогащали свои знания о свойствах и возможностях бумаги, конструировали и творили…

Ведь ребят  привлекает возможность самим создать разнообразные  поделки из бумаги, которые можно  использовать  в играх, театральных инсценировках, оформлении группы. А больше всего они их  любят дарить  на день рождения, к празднику своим родителям, бабушкам или дедушкам, друзьям, знакомым.

Мне всегда приятно видеть, как ребятишки  радуются тому, что сделанная своими руками игрушка оживает:  котенок ласково мурлычет, пучеглазая лягушка плещется в пруду, лодочка плывет в ручейке, самолетик летит по воздуху, звезды  украшают ночное небо … В процессе создания поделок из бумаги я стараюсь  научить детей  эстетически осмысливать образы знакомых предметов, увидеть их   красоту и передать  её в изобразительной деятельности.

Почему я упомянула изобразительную деятельность? Да потому, что поделки в технике «оригами» приблизительно напоминают те или иные предметы, и чтобы усовершенствовать их, сделать ярче, привлекательнее, ребята раскрашивают сделанные игрушки, дорисовывая ротик, глаза или наклеивая дополнительные детали. Тем самым дети вовлекаются в активную творческую деятельность: фантазируют, проявляют свой художественный вкус. А сколько положительных эмоций они испытывают, когда видят результата своего труда – бумажную поделку –игрушку!

Кроме этого они очень бережно и аккуратно  обращаются со своими поделками, чтобы сохранить для новой игры или подарить кому-нибудь.

Хочется сказать, что интерес к процессу создания игрушки из квадрата помог дисциплинировать некоторых наших  «непосед» и активизировать «нехочух». Многие дети, усвоив азы оригами, стали самостоятельно и более уверенно применять  умения и навыки в свободной игровой деятельности, проявляя  свои способности в конструировании уже знакомых фигурок и в попытке создавать что-то новое.

Немаловажно значение конструирования из бумажного квадрата для формирования представлений и знаний о геометрии. В процессе изготовления поделок, мы с детьми расширяем и закрепляем знания о геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция, ромб), обогащаем словарь геометрическими (сторона, угол, диагональ, вершина, середина) и математическими терминами (целое, часть, половина), учимся ориентироваться в пространстве и на плоскости листа.

Воспитательный эффект занятий оригами во многом определяется мотивацией, которую я создаю для детей, постановкой задачи, которую они должны решить. Так, например, при создании фигурок животных и растений, я стараюсь обратить внимание детей на необходимость и важность дружелюбного, осторожного отношения к живой природе, на нетерпимость к жестокому обращению к ней, на неравнодушие к ее бедам, проблемам. При конструировании моделей предметов окружающего мира отмечаю важность быть трудолюбивым, уважающим результаты труда других людей, целеустремленным, отзывчивым.

Родители, видя с какой радостью и гордостью их дети демонстрируют им свои творения, с интересом откликаются на каждую новую бумажную игрушку, а дома,  в выходные дни, многие из них с удовольствием погружаются в увлекательное занятие искусством «оригами». Это значит, что интерес  к «оригами» сближает родителей и детей, что, в свою очередь, способствует более тесному сотрудничеству воспитателя с родителями, которые смогли убедиться в том, как занятия этим искусством благотворно влияют на всестороннее развитие ребенка.

И я думаю, что многие педагоги согласны с утверждением В.А. Сухомлинского, который говорил, что «истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев»,…и « чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *