Конспект выступления на августовской педагогической конференции работников дошкольного образования на тему: «Создание предметно-развивающей среды в старших группах в соответствии с обновленным содержанием дошкольного воспитания и обучения».

Махамбетова Индира Еркеновна

воспитатель КГКП «Детский сад «Дюймовочка»

при отделе образования с. Новоишимское

Развитие системы дошкольного воспитания и обучения является одним из стратегических направлений государственной образовательной политики Республики Казахстан. В ежегодных посланиях Президента РК Н.А Назарбаева значительное внимание уделяется вопросам дошкольного воспитания и обучения.

Об этом свидетельствует ряд государственных документов, нацеленных на обновление системы дошкольного образования, на формирование педагога с новым педагогическим мышлением и менталитетом: Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2016-2019 годы,  Государственная программа  по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010 – 2020 годы, Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения РК 2016 г, общеобразовательная типовая программа дошкольного воспитания и обучения РК рекомендованная  научно-методическим советом Республиканского центра «Дошкольное детство».

В Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы, утвержденной Указом Президента РК от 1 марта 2016 года, значимость дошкольного периода развития ребенка обозначена как основа для  его успешной подготовки к дальнейшей образовательной деятельности.

Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления. Вместе с этим изменились и программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети. Меняется всё, и сам ребенок, неизменным остается одно — предметно-развивающая среда в ДО. Мы живем в век стремительного развития информационных технологий, которые вносят свои коррективы даже в такие традиционные сферы, как детская игра и игрушка, а значит и соответственно в предметно-развивающую среду.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ГОСО является созданная предметно-развивающая  среда.

Так что же мы подразумеваем под термином предметно –развивающая среда? Государственный общеобязательный стандарт РК от 13.05.2016 дает следующее определение данного термина:

Предметно-пространственная развивающая среда – система условий, обеспечивающая личностное, эмоциональное, социальное и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.

Требования к предметно-пространственной развивающей среде: Предметно-пространственная развивающая среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной и направлена на:

– эффективную реализацию содержания Программы с использованием современных дидактических материалов, оборудования и инвентаря для развития и воспитания детей;

– охрану и укрепление здоровья детей;

– коррекцию недостатков в развитии детей, создание условий для инклюзивного образования;

– реализацию различных образовательных и развивающих программ;

– обеспечение игровой, познавательной, исследовательской, творческой и двигательной активности детей;

– эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с окружающими взрослыми и детьми в предметно-пространственном окружении;

– предоставление возможности для самовыражения детей. При создании предметно развивающей пространственной среды следует учитывать гендерный подход и обеспечивать специфику предметов, игрушек и материалов для девочек и мальчиков. Предметно развивающая пространственная среда строится с учетом принципа интеграции образовательных областей.

Материалы и оборудование для одной образовательной области нужно использовать в ходе реализации других областей. Подбор оборудования осуществляется, в первую очередь, для тех видов деятельности, которые в наибольшей степени способствуют творческому, психологическому и физическому развитию детей: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Обновление   содержания   дошкольной   ступени   образования  предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное  взаимодействие  педагога  с  детьми,  индивидуализацию педагогического  процесса.  Учет  неповторимости  и  уникальности  каждого  ребенка,  поддержка  его  индивидуальных  интересов  и  потребностей  дает  педагогам возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и  воспитании.  Одним  из  необходимых  его  условий  становится  создание  развивающего пространства в дошкольной организации.

Как  известно,  развитие  ребёнка  происходит  в  содержательной  деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребёнка создаётся специальная  педагогическая  среда.  В  этой  среде  дошкольник  развивает  свои  физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать  и  сопоставлять  разные  предметы  и  явления,  получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.

Организованная  предметно-развивающая  среда  в  ДО  (в  группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда  может  быть  развивающей.  Пространство,  организованное  для  детей  в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и  преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.

При  организации  предметной  среды  в  групповом  помещении  педагогам

необходимо  учитывать  все,  что  будет  способствовать  становлению  базовых характеристик  личности  каждого  ребенка,  развитию  его способностей  и интересов. Важно помнить, что предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы.

Создавая  предметно-развивающую  среду  необходимо  помнить следующие правила:

  • среда должна   выполнять   образовательную,   развивающую,

воспитывающую,  стимулирующую,  организованную,  коммуникативную функции. Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее   развитие   детей,   отвечать   принципу   целостности образовательного процесса;

  • необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда

должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка;

  • форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей;
  • элементы декора должны быть легко сменяемыми;

5) в  каждой  группе  необходимо  предусмотреть  место  для  детской экспериментальной деятельности;

6) организуя  предметную  среду  в  групповом  помещении  необходимо

учитывать  закономерности  психического  развития,  показатели  их  здоровья,

психофизиологические  и  коммуникативные  особенности,  уровень  общего  и

речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы;

7) цветовая  палитра  должна  быть  представлена  теплыми,  пастельными

тонами;

8) при  создании  развивающего  пространства  в  групповом  помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности;

9) предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от

возрастных  особенностей  детей,  периода  обучения,  образовательной программы;

Для  правильной  организации  самостоятельной  деятельности  детей необходимо создать развивающую предметную среду, которая предполагает

наличие:

  • игровых зон;
  • зон уединения;
  • современных игрушек;
  • развивающих игр;
  • дидактического и демонстрационного материала;
  • материала для продуктивной деятельности;
  • атрибутики для творческой деятельности;
  • уголков экспериментирования;
  • уголка природы;
  • логопедического уголка;
  • фонотеку, видеотеку;
  • спортивного инвентаря и оборудования и т.д.

Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:

— спокойная: учебная, «уголок уединения», уголок книги;

— средней  интенсивности:  театрализованная,  музыкальная,  зона конструирования;

— зона насыщенного движения: спортивный уголок.

Условно,  в  пределах  пространства  групп  можно  выделить  игровые  и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка:

— зона познавательного развития (учебная); может быть представлена мини- лаборатория (занимательная математика, развитие речи, космос), в ней имеются энциклопедии, игротеки;

— зона художественно — эстетического развития представляется средствами  для  изодеятельности, детской  художественной  литературы,  детскими музыкальными инструментами, »стеной» творчества, образцами произведений декоративно-прикладного искусства и т.д.;

— «лаборатория» содержит материал для проведения опытов;

— театрализованная  зона  располагает  различными  видами  театральных

кукол, масками, декорациями, ширмами;

— зоны социально-эмоционального развития содержат обыгранную сюжетом

систему зеркал, пиктограммы, игровой материал;

— в  зоне  экологического  воспитания  в  соответствии  с  требованиями основной образовательной программы  ДО имеются растения, животные, макеты природных  зон,  различный  природный  материал  для  изготовления  поделок, игротека экологических развивающих игр и т.д.;

— игровая зона для сюжетно-ролевых игр включает в себя уголки ряженья,

модули- макеты игрового пространства;

— конструктивная зона предполагает наличие крупного напольного, мелкого настольного конструктора, игрушек для обыгрывания, схем построек, материала по правилам дорожного движения, безопасной жизнедеятельности;

— «уголок уединения»;

— для  зоны  двигательного  развития  необходим  спортивный  комплекс,

нестандартное оборудование для физического развития детей.

Предметная среда не должна быть самоцелью, было бы утопией думать, что можно  воссоздать  идеальную  предметно-развивающую  среду.  Это  открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. Развивающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста.

Пример  построения предметно — развивающей среды

1.Театрализованный центр — центр сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, различные виды театра — кукольный, пальчиковый, настольный, теневой. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

  1. Центр природы или природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. У детей формируются предпосылки экологического сознания, развивается экологическая культура, познавательный интерес к экологии, проблемам природы. Воспитателю необходимо подобрать и разместить в нем растения, требующие разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование для трудовой деятельности в уголке природы: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.
  2. Неизменной популярностью у дошкольников пользуется центр науки (центр познавательной и исследовательской деятельности), который может быть совмещён с центром природы. Задача данного центра — развитие познавательно – исследовательской деятельности детей, обогащение представлений об окружающем мире, что, в конечном счете,  обеспечит успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка. Для детского исследования  и экспериментирования  необходимы  самые разнообразные природные  и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскопы, глобус, а также лабораторное оборудование – все это вызывает у детей особый интерес

4.Центр   художественного творчества выполняет задачу формирования интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении. Здесь размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования с учетом интересов, как девочек, так и мальчиков.

  1. Центр конструирования способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Центр  может быть  достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что любой конструктор  легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.
  2. Центр безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.
  3. В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как центр книги и отдыха, психологической разгрузки, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Ребенок чувствует себя здесь комфортно, спокойно и уютно. Этому способствуют комфортный диван, кресла, рядом любимые книги. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг.  В этом центре дети с удовольствием приобщаются  к словесному искусству, у детей  развивается  художественное восприятие  и эстетический  вкус.
  4. Яркий, веселый центр двигательной активности лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
  5. Центр краеведения

Организация краеведческих центров (уголков) в возрастных группах, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.

Развивающая среда не может быть построена окончательно, здесь необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДО, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.

Ребенку необходимо создать развивающую среду; и не только за счет набора соответствующих возрасту предметов и игрушек. Среду важно наполнить эмоциональным комфортом, душевным теплом, весельем и гармонией.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.