Открытый урок по музыке «История тюркской двухструнки»
Джетписова Гульбаршин Сайдалиновна
Учитель музыки средней школы №21
Акмолинской области, г.Кокшетау
Цель урока: дать представление учащимся с историей возникновения казахской домбры, разновидностями, способами звукоизвлечения
Задачи урока:
Образовательные:
наглядно показать различные формы инструмента, познакомить со строением домбры; беседовать о происхождении инструмента
Развивающие:
развитие навыков слушания и понимания музыкального произведения;
пробуждение интереса к истории казахского народа;
развивать вокальные навыки
Воспитательные:
приобщение учащихся к сокровищницам отечественной музыкальной классики;
воспитание эстетических чувств;
(звучит домбра дети заходят в класс)
1.Оргмомент – проверить готовность к уроку, организовать, нацелить на урок
Музыкальное приветствие:
Учитель: поет «здравствуйте» звуками до-ми-соль
Дети отвечают: «здравствуйте» звуками соль-ми-до
- Основная часть урока.
Ребята, прозвенел звонок. Урок начинается. Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь друг другу . Давайте возмемся за руки. Я желаю вам хорошего настроения. Поприветствуем гостей, улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения всем и начнем урок!
Но прежде чем мы начнем изучать новую тему, давайте вспомним как назывался наш прошлый урок ответе на домашнее задание
- Опрос домашнего задания
- Как называются инструменты подобные шанкобызу?
- Из каких материалов делают варган?
- Почему этот инструмент сохранился у многих народов?
В разных странах называют его по разному : варган, хомус, драмбла, доромб, дан мои, маранзано, коу ксианг. Это очень древний инструмент.
дерева, кости и бамбука
- Новая тема
Ребята, когда вы заходили в класс под какую музыку вы заходили?
Правильно ребята, это красивая казахская мелодия, а на каком инструменте исполняют этот кюй?
И тема нашего урока называется «История тюркской двухструнки», запишем название в тетради.
Ребята, вы когда- нибудь задумывались о том, почему у разных народов встречаются одинаковые обычаи и традиции, похожие легенды и сказки, а еще родственные инструменты? Вы знаете, что самым любимый музыкальный инструмент у казахов – домбра. Как вы думаете, почему инструмент домбра называется «тюркская двухструнка»? (ответы детей). Кыргызы считают, что комуз хранит музыкальную историю народа, туркмены не представляют жизни без дутара, в Азербайджане самым распространенным инструментом является саз.
Домбра и дутар имеют по две струны. Слово дутар переводится как «две струны». Кыргызский комуз и азербайджанский саз имеют по три струны
Но отличаются они тем, что у саза струны двойные, а у кыргизского инструмента нет перне.
Ребята, ответьте пожалуйста на вопрос, как вы думаете почему эти инструменты схожи меду собой.
(Дети отвечают)
Много столетий назад, в V-VIII в в. н.э на территории Центральной Азии существовало государство Тюркский каганат, который раскинул свои границы от Горного Алтая до берегов Каспийского моря. Слово – тюрк – означает сильный, крепкий. Тюркский каганат населяли разные народы, но у них был общий тюркский язык, единые военные традиции, один бог Тенгри и близка друг другу музыкальная культура. Одним из традиционных занятий тюрок было кочевое скотоводство, а также добыча и обработка железа. Народы тюркской языковой группы: турки, татары, туркмены, узбеки,азербайджанцы, башкиры, казахи, киргизы и др. В настоящее время тюркские народы проживают на территориях разных государств — от Средней Азии, Северного Кавказа, Закавказья, Средиземноморья, Южной и Восточной Европы и далее на восток — вплоть до Дальнего Востока России. Тюркские меньшинства имеются также в Китае, государствах Америки, Ближнего Востока и Западной Европы.
Прошло почти полторы тысячи лет. Древнее государство давно перестало существовать, но современные казахи, якуты-саха, алтайцы, тувинцы, туркмены, кыргизы, узбеки, азербайджанцы, башкиры, хакасы сохранили сходство языков.
Одним из величайших изобретений, подаренных миру тюркскими народами, по праву признана домбра. В 2010 году домбра — казахский народный инструмент — была занесена в Книгу рекордов Гиннесса, после того как в Китае 10450 домбристов исполнили казахский кюй (музыкальную пьесу) «Кенес».
Казахский народ относится к тюркоязычным народам. Свидетельством древнего происхождения домбровой музыки стали археологические открытия: при раскопках древнего города Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых двухструнках. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее двух тысяч лет назад, имеют сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов ранних кочевников, живших на территории Казахстана. Этот инструмент присутствовал у воинов тюрков-кочевников, которых в то время на Руси называли татарами. Они пели и играли на нём перед боем, для достижения соответствующего настроя.
Домбра – самый любимый и самый распространенный инструмент в музыкальном быту казахов
Казахская домбра – это щипковый двухструнный инструмент, изготовленный из цельного дерева. Применяется и как аккомпонирующий, и как сольный, и как основной инструмент в казахской народной музыке. Домбра не утратила своей актуальности и по сегодняшний день. Многие современные музыканты включают в свои композиции звучание домбры. С домброй, с историей ее происхождения и обретения домброй современного вида связано много красивых народных легенд.
Легенда
5.Слушание музыки: Кюй тартыс комуз и домбра. Сары арка стиль дэкко
ДЭККО – новое направление в инструментально- домбровой музыке. Само название продуй сокращенных слов: Д – домбыра, Э – эстрада, К- кюй, К-компыютер, О – орындау (исполнение). ДЭККО – как направление, создано в 1997 году известным композитором, домбристом Жасарап Енсеповым.
Ребята какой красочный характер передает муыка мы может ее изобразить на картинеЗначит, музыку можно представить и нарисовать. Следовательно, мы сейчас слушаем и рисуем то, что вы представляете в характере этой музыки
6.Рисуем музыку.
7.Анализ кюев:
8.Физминутка
А теперь ребята кто мне скажет у нас впереди какой праздникПравильно ребята Новый год. Вот в преддверии 2016 нового года мы с вами изучим и исполним песню Серебристые снежинки Слова: Раиса Панина
Музыка: Андрей Варламов
9Распевка .
Упражнение на постановку голоса.
- Работа языком ( покусываем кончик языка и постепенно вытаскиваем язычок, и обратно ) это упражнение несколько раз.
- Токаем язычком щеки с нутри ( на право и на лево)распеваем гласные буквы( А.О,У,И,Е,)
Разминка на дыхание ( вдох носом, выход ртом струикой
10 .Исполнение песни: «Серебристые снежинки » Слова: Раиса Панина
Музыка: Андрей Варламов
1
Покрыты поляны пушистым снежком,
Стучит Дед Мороз ледяным посошком.
И ветви деревьев блестят, как хрусталь,
И тают снежинки в ладонях, а жаль.
Припев:
Серебристые снежинки надо мной кружат, кружат.
Серебристые снежинки – новогодний снегопад.
Серебристые снежинки, словно добрые друзья,
Только жаль, снег в доме тает, и ему в тепло нельзя.
2
Но я не печалюсь и я не грущу,
Снежинки, я вас таять в дом не пущу.
К вам выйду навстречу и, в вальсе кружась,
Пусть лягут на плечи снежинки, искрясь.
Припев.
3
Своим волшебством новогодняя ночь,
Наверно, сумеет снежинкам помочь.
И к звездам в ночи улетят они ввысь,
И в Млечном Пути их продолжится жизнь.
Припев.
- Закрепление: Вопросы
- Какие народы входят в состав группы тюркских народов?
- Почему у разных народов есть похожие инструменты?
- Какие музыкальные инструменты тюркских народов составлял родственную группу струнных щипковых инструментов?
Я научился :
– Мне это пригодиться ….я буду грамотным.
– Было трудным….
– Было интересно …
– Понравилось больше всего ….
- Домашнее задание: Составьте ребусы на тюркские инструменты.