Программа факультативного курса «Мир вокруг»


Сихварт Елена Александровна,

учитель начальных классов

ГУ «Средняя общеобразовательная школа №2 им. А.Текенова

а. Теренколь Качирского района»

Пояснительная записка

 

Программа факультативного курса «Мир вокруг»  предназначена для учащихся 1 класса средней общеобразовательной школы.

В основе процесса воспитания экологической культуры лежит живое общение детей с природой.

Природа является тем источником, из которого дети постоянно черпают новые знания, получают впечатления, учатся любить и уважать окружающий их мир.

Такая тесная связь ощутима именно у учащихся начальных классов.

Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, изучить, понять.

Первоклассники в процессе поиска ответов на простые детские вопросы: что? кто? как? когда? почему? зачем? пытаются получить целостную картину окружающего мира.

Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

 

Цель: формирование у учащихся потребности изучать и познавать окружающий нас мир.

 

Задачи:

Обучающие:

Формировать представления о  природе страны, родного края.

Формировать культуру поведения в природе.

Обогащать представления об окружающем мире.

Учить детей быть ответственными за свои поступки.

Учиться  применять на  практике полученные знания.

 

Развивающие:

Способствовать развитию основных процессов мышления (наблюдение, анализ, синтез, сравнение).

Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

Развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе.

 

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.

 

Данная программа содержит как теоретический блок, так и практический, который включает в себя отработку всех сторон окружающего мира.

Основной акцент в содержании программы факультатива сделан на развитии у младших школьников наблюдательности и умения устанавливать причинно-следственные связи.

Содержание программы строится на основе деятельностного подхода.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, си­туации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность программы осуще­ствляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и экскурсии, разработку и создание творческих проектов, гербариев, составление памяток.

Содержание материала программы факультативного курса разделено на 6 разделов, взаимосвязанных между собой: «Я – ученик!», «Окружающий мир и его изучение», «Мир растений», «Царство грибов», «Мир животных», «Человек – часть живой природы».

 

1 раздел – «Я – ученик!» (4 часа)

Этот раздел программы знакомит учащихся с правилами школьной жизни, правилами безопасного поведения в спортивном зале, школьном дворе, компьютерном классе, школьной библиотеке. Многие первоклассники впервые самостоятельно преодолевают путь в школу и домой, поэтому им обязательно нужно знать правила дорожного движения.

 

2 раздел – «Окружающий мир и его изучение» ( 3часа)

Это раздел программы помогает учащимся увидеть красоту окружающего мира, через фотографии, картины художников, экскурсии. А главное –увидеть красоту родного края. Первоклассники должны понять,  что всё вокруг взаимосвязано: растения, животные, человек. И всё вокруг требует любви и бережного отношения. Здесь ребята пронаблюдают за таким явлением природы как листопад и узнают причину его наступления.

 

3 раздел – «Мир растений» ( 6 часов)

Мир растений очень разнообразен и не все растения знакомы нашим ребятам. Каждое растение имеет свои уникальные особенности, с которыми учащиеся познакомятся в этом разделе. Учащиеся будут учиться собирать семена цветов, познакомятся с лекарственными свойствами овощей. Узнают, какие деревья растут в школьном дворе.

А на комнатные растения мы иногда даже не обращаем внимания. Мы стараемся замечать только красивые цветущие растения, а остальные остаются в тени. Дети будут учиться ухаживать, выращивать комнатные растения. В этом разделе учащиеся познакомятся с лекарственными свойствами комнатных растений и той пользой, которую они приносят человеку.

 

4 раздел – «Царство грибов» ( 3 часа)

Сбор грибов очень интересное и полезное занятие, поэтому так важно познакомить учащихся с разнообразием шляпочных грибов, их строением, размножением, питанием.

Научить отличать съедобные грибы от ядовитых. Объяснить правила сбора грибов, выявить роль шляпочных грибов в жизни животных и человека.

Познакомить с правилами оказания первой медицинской помощи при отравлениях грибами. Учить бережному отношению к природе.

 

5 раздел – «Мир животных» ( 13 часов)

В этом разделе учащиеся знакомятся с многообразием мира животных. Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к условиям обитания в разное время года. Дети узнают о млекопитающих, птицах, рыбах, насекомых, земноводных и пресмыкающихся. Учатся различать травоядных и хищников. Разрабатывают правила ухода за домашними животными. Знакомятся с жизнью насекомых и исследуют, какую пользу или вред они приносят людям. Изучают подводный мир родного Иртыша.

Многие дети совсем не знают и не различают птиц,

часто встречающихся в нашей местности. Поэтому на занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия “птичьей столовой”.

Здесь же  знакомятся с понятием “Красная книга”, узнают о редких видах растительного и животного мира Казахстана.

Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина.

 

6 раздел – «Человек – часть живой природы» (4 часа)

В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы.

Дети учатся выращивать рассаду овощей и цветов в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей. Работают над созданием проекта цветочной клумбы.

 

 

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

Основы экологической культуры.

Некоторые особенности природы своего края.

Значение природы для человека.

Группы растений и животных.

Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.

Правила поведения в природе.

Правила безопасного поведения в школе и за её пределами.

 

Учащиеся должны уметь:

Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.

Различать изученные растения, животных.

Вести наблюдения в природе под руководством учителя.

Подкармливать птиц в простейших кормушках.

Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.

Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя.

Скачать материалы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *