Программа факультативного курса «Мир вокруг»
Сихварт Елена Александровна,
учитель начальных классов
ГУ «Средняя общеобразовательная школа №2 им. А.Текенова
а. Теренколь Качирского района»
Пояснительная записка
Программа факультативного курса «Мир вокруг» предназначена для учащихся 1 класса средней общеобразовательной школы.
В основе процесса воспитания экологической культуры лежит живое общение детей с природой.
Природа является тем источником, из которого дети постоянно черпают новые знания, получают впечатления, учатся любить и уважать окружающий их мир.
Такая тесная связь ощутима именно у учащихся начальных классов.
Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, изучить, понять.
Первоклассники в процессе поиска ответов на простые детские вопросы: что? кто? как? когда? почему? зачем? пытаются получить целостную картину окружающего мира.
Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.
Цель: формирование у учащихся потребности изучать и познавать окружающий нас мир.
Задачи:
Обучающие:
Формировать представления о природе страны, родного края.
Формировать культуру поведения в природе.
Обогащать представления об окружающем мире.
Учить детей быть ответственными за свои поступки.
Учиться применять на практике полученные знания.
Развивающие:
Способствовать развитию основных процессов мышления (наблюдение, анализ, синтез, сравнение).
Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
Развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.
Данная программа содержит как теоретический блок, так и практический, который включает в себя отработку всех сторон окружающего мира.
Основной акцент в содержании программы факультатива сделан на развитии у младших школьников наблюдательности и умения устанавливать причинно-следственные связи.
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность программы осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и экскурсии, разработку и создание творческих проектов, гербариев, составление памяток.
Содержание материала программы факультативного курса разделено на 6 разделов, взаимосвязанных между собой: «Я – ученик!», «Окружающий мир и его изучение», «Мир растений», «Царство грибов», «Мир животных», «Человек – часть живой природы».
1 раздел – «Я – ученик!» (4 часа)
Этот раздел программы знакомит учащихся с правилами школьной жизни, правилами безопасного поведения в спортивном зале, школьном дворе, компьютерном классе, школьной библиотеке. Многие первоклассники впервые самостоятельно преодолевают путь в школу и домой, поэтому им обязательно нужно знать правила дорожного движения.
2 раздел – «Окружающий мир и его изучение» ( 3часа)
Это раздел программы помогает учащимся увидеть красоту окружающего мира, через фотографии, картины художников, экскурсии. А главное –увидеть красоту родного края. Первоклассники должны понять, что всё вокруг взаимосвязано: растения, животные, человек. И всё вокруг требует любви и бережного отношения. Здесь ребята пронаблюдают за таким явлением природы как листопад и узнают причину его наступления.
3 раздел – «Мир растений» ( 6 часов)
Мир растений очень разнообразен и не все растения знакомы нашим ребятам. Каждое растение имеет свои уникальные особенности, с которыми учащиеся познакомятся в этом разделе. Учащиеся будут учиться собирать семена цветов, познакомятся с лекарственными свойствами овощей. Узнают, какие деревья растут в школьном дворе.
А на комнатные растения мы иногда даже не обращаем внимания. Мы стараемся замечать только красивые цветущие растения, а остальные остаются в тени. Дети будут учиться ухаживать, выращивать комнатные растения. В этом разделе учащиеся познакомятся с лекарственными свойствами комнатных растений и той пользой, которую они приносят человеку.
4 раздел – «Царство грибов» ( 3 часа)
Сбор грибов очень интересное и полезное занятие, поэтому так важно познакомить учащихся с разнообразием шляпочных грибов, их строением, размножением, питанием.
Научить отличать съедобные грибы от ядовитых. Объяснить правила сбора грибов, выявить роль шляпочных грибов в жизни животных и человека.
Познакомить с правилами оказания первой медицинской помощи при отравлениях грибами. Учить бережному отношению к природе.
5 раздел – «Мир животных» ( 13 часов)
В этом разделе учащиеся знакомятся с многообразием мира животных. Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к условиям обитания в разное время года. Дети узнают о млекопитающих, птицах, рыбах, насекомых, земноводных и пресмыкающихся. Учатся различать травоядных и хищников. Разрабатывают правила ухода за домашними животными. Знакомятся с жизнью насекомых и исследуют, какую пользу или вред они приносят людям. Изучают подводный мир родного Иртыша.
Многие дети совсем не знают и не различают птиц,
часто встречающихся в нашей местности. Поэтому на занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия “птичьей столовой”.
Здесь же знакомятся с понятием “Красная книга”, узнают о редких видах растительного и животного мира Казахстана.
Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина.
6 раздел – «Человек – часть живой природы» (4 часа)
В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы.
Дети учатся выращивать рассаду овощей и цветов в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей. Работают над созданием проекта цветочной клумбы.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
Основы экологической культуры.
Некоторые особенности природы своего края.
Значение природы для человека.
Группы растений и животных.
Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
Правила поведения в природе.
Правила безопасного поведения в школе и за её пределами.
Учащиеся должны уметь:
Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
Различать изученные растения, животных.
Вести наблюдения в природе под руководством учителя.
Подкармливать птиц в простейших кормушках.
Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя.