КСП по теме “Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы – дрожжи”


Таций Виталий Валерьевич

Учитель биологии, химии

КГУ “Украинская средняя школа”

Урок № 61                                                       6 класс (биология)                                            Дата________________

 

Тема занятия: Многообразие грибов: паразиты, сапрофиты, симбионты. Приёмы защиты от грибов паразитов
Общие цели: Продолжить формировать знания учащихся о царстве грибов. Рассмотреть  и  изучить представителей грибов и их многообразие. Привести примеры и охарактеризовать приемы защиты растений от грибов
Ресурсы: Учебник, дополнительный материал, компьютер, образец гриба – трутовика, лупа
Содержание урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Орг.момент Приветствие класса. создание коллаборативной среды – игра «атомы и молекулы» Учащиеся активно принимают участи. Приобретают позитивное настроении на урок.
Вызов Актуализация знаний

Фронтальный опрос

1.какими признаками обладают грибы позволяющие их отнести к животным?

2. какими признаками обладают грибы позволяющие их отнести к растениям?

3.Строение шляпочного гриба.

4.Признаки растений,  признаки животных, свойственные грибам.

5.Строение плесневого гриба (мукор).

6Строение грибной клетки.

7Особенности жизнедеятельности грибов.

8Термины: микология, микробиология, мицелий, гифы, микориза, симбиоз.

 

Учащиеся устно подготавливают ответы на вопросы – выступление учащихся.

 

Основная часть Целепологание

Анализ презентации

Учащиеся совместно с учителем анализировать материал презентации, формируют тему урока и цель.
Работа в группах по анализу материала

1 группа – сапрофиты

2 группа – паразиты

3 группа- симбионты

Учащиеся анализируют материа учебника и дополнительный материал (приложение 1). Работа над составлением опорной схемы

Демонстрация опорных схем на доске с объяснением.

Работа в парах – лабораторная работа «изучение внешнего вида плодового тела гриба – трутовика» (приложение 2) Учащиеся анализируют материал, оформляют в тетради лабораторную работу

 

Закрепление Проблемные вопросы:

1.Что произойдет если грибы паразиты станут интенсивно размножаться и достигнут большой численности

2.каким образом человек может защитить свои растения о грибов паразитов.

Учащиеся анализируют вопросы, отвечают на вопросы, высказывая свои предположения основываясь на имеющихся теоретических знаниях.
Рефлексия Учащимся предлагается выбрать смайлик который соответствует их настроению в конце урока %d0%bd%d0%be%d0%b2%d1%8b%d0%b9-%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%ba

Понравился не понравился как обычно

Д/з  

 

Приложение 1

Грибы-сапрофиты

– как подгруппа грибов

Что такое грибы-сапрофиты?

Грибы-сапрофиты в природе представляют собой организмы, питающиеся остатками растений или же останками животных. Если сравнивать их с животными, то это – травоядные и падальщики. К этой группе грибов относятся как мелкие и средние, так и многие крупные грибы. Перегной, палая листва в лесу, стволы, ветки и пни, навоз, даже перья птиц или древесный уголь служат им субстратом, из которого они и извлекают питательные вещества. Многие из сапрофитов предпочитают вполне определённые субстраты. Так, например,опёнок летний предпочитает, как правило, остатки лиственных деревьев, а ложноопёнок серно-жёлтый – исключительно хвойных. Другие виды, такие как навозник белый (или лохматый), прекрасно развиваются в богатых азотом местах. И всё-таки, гораздо большее значение (а это очень часто оказывается весьма неприятным для человека) имеют многочисленные микроскопически-крошечные сапрофиты. Они-то и поселяются на продуктах питания и, тем самым, делают их несъедобными. К примеру, заплесневевший хлеб или варенье, сгнившее яблоко, забродивший фруктовый сок – это всё и есть результат их жизнедеятельности.

Роль грибов-сапрофитов в природе

Жизнь у каждого растения, насекомого, животного или человека имеет своё начало и свой конец. В лесу, наряду с живыми деревьями, кустарниками и травами, есть непроходимый, умирающий бурелом или отмерший валежник, отломившиеся или упавшие на землю сучья и ветви, останки умерших или погибших лесных зверей. Везде существует более или менее мощный слой природной подстилки, состоящей, главным образом, из мха, травы, опавших листьев и хвои. Также в полях и на лугах, по окончанию периода вегетации растений, тоже накапливается очень много растительных остатков. И вся эта природная биомасса, состоящая из моноорганических веществ, разлагается в основном с помощью грибов, превращаясь в наиболее простые соединения, а затем вообще в почву. Таким образом, грибы-сапрофиты выполняют очень важную функцию в общем круговороте веществ в природе. Основная роль в этом принадлежит высшим базидиальным грибам (трубчатым ипластинчатым), а также и сумчатым грибам. Но и некоторыенесовершенные грибы (а это все одноклеточные грибы, такие как грибы дрожжи вообще не имеющие мицелия (грибницы), но также принимающие в этом процессе самое активное участие.

Какие грибы относятся к сапрофитам и
какие из них пригодны к употреблению?

К грибам-сапрофитам относятся грибы, которые развиваются на лесном или же любом другом перегное растительного происхождения. Ну, а из пригодных для употребления в пищу, к ним относятся такие, как шампиньоныи зонтикидождевики и навозникисморчки и строчки,паутинники и цистодермы и ещё многие, многие другие. Но есть среди них и непригодные в пищу, такие как – энтоломы; очень опасные, как – свинушки и даже смертельно-опасные грибы, как – бледные поганкивесенние поганки или белые поганки и им подобные.

 

Паразиты

Головня. Разные виды этого гриба могут поражать хлебные злаки: пшеницу, овёс, ячмень, просо, кукурузу. Чаще всего споры головни попадают на здоровые зерновки во время уборки урожая и молотьбы и сохраняются на них до посева. Вместе с зерном споры попадают в землю и прорастают в нити грибницы. Грибница проникает в проростки зерновых растений и растёт внутри стебля, питаясь его соками. Ко времени цветения злаков грибница головневого гриба достигает колоса. Здесь она сильно разрастается, образует массу спор, разрушает зерновки и превращает их в чёрную пыль. Колоски становятся похожи на обуглившиеся головешки. Чтобы уничтожить споры головни, зерно перед посевом необходимо обрабатывать специальными препаратами. Головня может поражать не только злаки, но и другие растения.

Спорынья. На некоторых зерновых культурах поселяется гриб спорынья. У поражённых растений здоровые зерновки превращаются в ядовитые чёрно-фиолетовые рожки, плотные сплетения нитей грибницы спорыньи. Попав с мукой в пищу, они могут вызвать тяжёлое отравление.

Грибы трутовики. Эти грибы разрушают древесину деревьев, нанося большой вред лесному хозяйству, садам и паркам. Их споры проникают в дерево через раны, появляющиеся в коре при поломке ветвей, морозобоинах, солнечных ожогах и других повреждениях. Споры прорастают в грибницу, которая распространяется по древесине, разрушает её, делает трухлявой.

Плодовые тела гриба трутовика имеют форму копыта (рис. 52). Обычно они появляются на коре дерева через несколько лет после заражения, располагаясь на стволах друг над другом в виде полочек. На нижней стороне плодового тела в мелких трубочках созревают споры. У большинства трутовиков плодовые тела многолетние.

 

В стволах поражённых трутовиками деревьев появляются дупла, они становятся хрупкими и легко ломаются. Срок жизни дерева сильно сокращается.

Когда дерево погибает, грибница трутовика продолжает жить на мёртвой древесине, разрушая её. Вот почему нельзя использовать стволы деревьев, поражённые трутовиками, и полученные из них материалы при строительстве различных сооружений.

Прочие грибы-паразиты. Фитофтора — один из опаснейших вредителей томатов и картофеля. В дождливую погоду происходит массовое развитие спор фитофторы. Они заражают стебли и плоды томатов, ботву и клубни картофеля, отчего весь урожай может погибнуть

 

Опасная болезнь рак картофеля также вызывается грибком. При раке картофеля в результате разрастания тканей на стеблях, листьях, клубнях появляются наросты. Клубни с признаками рака непригодны ни в пищу, ни на корм скоту.

Грибы, вызывающие болезнь чёрная гниль, живут на клубнях картофеля. Другие грибы поражают листья, молодые побеги и плоды крыжовника, образуя белый мучнистый налёт, так называемую мучнистую росу. Если грибы (парша) поселяются на яблоках, плоды покрываются шелушащимися пятнами, а затем растрескиваются.

Грибы-паразиты снижают урожай сельскохозяйственных растений, делают продукты из них непригодными в пищу.

Все грибные заболевания распространяются очень быстро, потому что ветер, осадки и насекомые легко переносят мельчайшие споры с больных растений на здоровые. Заражение растений грибами-паразитами наносит большой ущерб сельскому хозяйству. Поэтому очень важно принимать профилактические меры, а в случае появления заболеваний как можно быстрее начинать борьбу с ними.

 

 

 

Грибы-симбионты

 

Микориза

Микориза – симбиотическое обитание грибов на корнях и в тканях корней высших растений. В микоризе гриб получает от корней углеводы и снабжает растение водой и минеральными элементами питания.

Микориза (Mycorhiza) – термин, предложенный Франком, для обозначения корней, тесно сросшихся с грибом в один орган – грибо-корень (muchu -гриб, riza – корень). Такие корни встречаются у многих наших деревьев у дуба, бука, граба, орешника, ив, тополей, многих хвойных и др. Молодые корни этих растений сплошь оплетаются тоненькими гифами гриба; по мере нарастания корня нарастает и окутывающий его грибной чехол.

Грибы-симбионты

Микоризные грибы (от греч. mykes – гриб, rhiza – корень) образуют симбиоз с высшими растениями. Микориза – очень интересное и уникальное явление в природе: абсолютно разные по строению и способу жизни организмы объединяются, оказывают друг другу помощь в существовании. Есть хорошая пословица “Леса нет – и гриба нет”. Это своеобразное сообщество растений и грибов, которое очень часто отражается в названиях последних (подберезовик, подосиновик), нашло научное обоснование в открытии явления микоризы. Это представляется следующим образом: когда мицелий определенного вида изначально распространяется в почве и на каком-то этапе своего развития встречает мелкие корешки растений определенного вида, то оплетает их своеобразной, невидимой глазом “муфтой”, образуя грибной чехлик. Это хорошо и для растения, и для гриба. Растение обеспечивает микоризный гриб углеводами, углекислым газом, а при недостатке – кислородом. В свою очередь гриб участвует в обеспечении растения макро- и микроэлементами, водой. Кроме этого, микоризный гриб предохраняет корни растения от вредных микроорганизмов.
Без микоризы мицелий симбиотических грибов может определенное время существовать в почве, но при этом никогда не будет образовывать плодовых тел. Поэтому в искусственных условиях нельзя получить плодовые тела белого гриба, сыроежковых грибов, мухоморов – все они являются микоризообразователями и без определенной древесной породы не будут плодоносить. В свою очередь растение без своих грибных симбионтов развивается плохо, медленно, легко подвергается заболеваниям и даже может погибнуть. Так, например, сеянцы сосны могут вырасти крепкими и высокими только в том случае, если их корни оплетают определенные виды грибов.

В середине 50-х годов XX в. было принято решение вокруг города Элиста (Калмыкия) насадить зеленое кольцо, чтобы предохранить город от сильных степных ветров. Для этой цели выбрали акацию. Посадили раз – все деревца погибли, посадили второй и третий – все тоже. Обратились к ученым за советом. Когда провели анализы почвы и древесных остатков, то установили, что в почве отсутствовали микоризообразователи акации. Уже на следующий год были высажены новые молодые деревца, которые прижились и начали расти, поскольку предварительно в почву был внесен мицелий соответствующих грибов.

Семена орхидей имеют микроскопически маленькие размеры и не содержат никаких питательных веществ, поэтому могут прорасти только при наличии гриба-симбионта. Ростки орхидных длительное время должны питаться через симбионтов, которые разрушают готовые органические вещества. Вследствие этого орхидные изначально обзаводятся целой свитой микоризных грибов, способных давать им возможность осваивать питательные вещества. Через определенное время симбиоз становится им не нужен и гриб погибает, но не раньше, чем успеет образовать большое количество дозревших спор, которые будут разнесены водой или ветром и вновь вступят в симбиотические отношения с новыми ростками орхидных.

Как видно из вышеприведенных примеров, значение микоризных грибов очень большое: они способствуют росту и успешному развитию древесных, кустарниковых и травянистых растений. К микоризным грибам относится большое количество микромицетов, практически все трубчатые, все сыроежковые и около 35 % всех пластинчатых грибов. Поэтому каждый, кто бывает в лесу, не должен уничтожать неизвестные ему и даже ядовитые грибы, поскольку они нужны самому лесу и его жителям.

Типы микоризы

Различают Микориза эктотрофную (наружную), при которой гриб оплетает покровную ткань окончаний молодых корней и проникает в межклетники самых наружных слоев коры, и эндотрофную (внутреннюю), которая характеризуется внедрением мицелия (гиф гриба) внутрь клеток. Эктотрофная Микориза характерна для многих деревьев (дуб, ель, сосна, берёза), кустарников (ива), некоторых кустарничков (дриада) и травянистых растений (гречиха живородящая). Молодые корни этих растений обычно ветвятся, окончания их утолщаются, растущая часть корней окутывается толстым плотным грибным чехлом, от которого в почву и по межклетникам в корень на глубину одного или несколько слоев коры отходят гифы гриба, образуя т. н. сеть Гартига; корневые волоски при этом отмирают (эуэктотрофный тип Микориза). У кустарничка арктоуса арктического и травянистого растения грушанки крупноцветковой гифы гриба проникают не только в межклетники, но и в клетки коры (эктоэндотрофный тип Микориза). Эктотрофные Микориза образуют чаще гименомицеты (роды Boletus, Lactarius, Russula, Amanita и др.), реже – гастеромицеты. В образовании Микориза на корнях одного растения может участвовать не один, а несколько видов грибов. Однако, как правило, в растительных сообществах встречаются лишь определённые грибы-микоризообразователи – симбионты данных видов растений.

При развитии эндотрофной Микориза форма корней не меняется, корневые волоски обычно не отмирают, грибной чехол и “сеть Гартига” не образуются; гифы гриба проникают внутрь клеток коровой паренхимы. У растений семейства вересковых, грушанковых, брусничных и шикшевых гифы гриба в клетках образуют клубки, позднее перевариваемые растением (эрикоидный тип Микориза). В образовании Микориза такого типа участвуют фикомицеты (роды Endogone, Pythium). У растений семейства орхидных гифы гриба из почвы проникают в семя, образуя клубки, перевариваемые затем клетками семени. Из грибов такой тип Микориза свойствен несовершенным (род Rhizoctonia) и реже – базидиальным (род Armillaria и др.). Наиболее распространён в природе – у многих однолетних и многолетних трав, кустарников и деревьев самых различных семейств – фикомицетный тип Микориза, при котором гифы гриба пронизывают насквозь клетки эпидермиса корня, локализуясь в межклетниках и клетках средних слоев коровой паренхимы.

Микориза оказывает на растение благоприятное воздействие: за счёт развитого мицелия увеличивается поглощающая поверхность корня и усиливается поступление в растение воды и питательных веществ. Грибы-микоризообразователи, вероятно, способны разлагать некоторые недоступные растению органические соединения почвы, вырабатывают вещества типа витаминов и активаторы роста. Гриб же использует некоторые вещества (возможно, углеводы), извлекаемые им из корня растения. При разведении леса на почве, не содержащей грибов-микоризообразователей, в неё вносят в небольших количествах лесную землю, например при посеве желудей – землю из старой дубравы

 

Приложение 2

Лабораторная работа «Изучение строения плодового тела гриба трутовика»

Цель работы: выяснить внешнее и внутреннее строение древесного гриба трутовика.

Материалы и оборудование: плодовые тела трутовиков, лупа.

ХОД РАБОТЫ

  1. Рассмотрите невооруженным глазом и с помощью лупы внешний вид плодового тела гриба.
  2. Рассмотрите, зарисуйте и обозначьте части гриба. Обратите внимание на тип спороносного слоя (трубчатый или пластинчатый).
  3. Учитывая, что на плодовом теле трутовика каждый год нарастает новый слой, определите его возраст.

Куда всегда направлены трубочки или пластинки спороносного слоя? Как по расположению плодового тела трутовика на лежащем стволе определить, вырос гриб до или после падения дерева?

Скачать презентацию к уроку

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *